Have Ur Word

Введение новой лексики (младшие школьники)

PDFПечатьE-mail

Знакомство учащихся с новыми словами должно вестись с учетом индивидуальных и возрастных психологических особенностей учащихся. Каковы же психологические особенности детей младшего школьного возраста и как их необходимо учитывать на практике при введении новой лексики?

В младшем школьном возрасте у детей образная память пока еще преобладает над словесно - логической. Это значит, что учащимся легче запоминать образ слова на картинке, чем само слово.  Поэтому  в начальной школе при введении новой лексики очень важно использовать наглядность. Что это может быть? Самое простое – картинки с изображениями; презентация, на которой те же самые картинки с изображениями, интерактивные плакаты, на которых тоже картинки, которые двигаются и сопровождаются озвучиванием слова при нажатии на них маркером. То есть наглядность должна быть яркой и запоминающейся, потому что еще одной психологической особенностью не только младших школьников, а вообще всех людей является прочность непроизвольного запоминания. Непроизвольная память работает в те моменты, когда мы переживаем яркие незабываемые ощущения, знакомимся с тем, что нам интересно, и она может стать отличным инструментом для учителя. Главное – заставить ее работать.

Кроме особенностей памяти, необходимо учитывать особенности восприятия. Существует такая психологическая теория, что все люди в зависимости от ведущего канала восприятия информации делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Аудиалы воспринимают, главным образом, на слух. У визуалов – ведущим каналом восприятия является зрение, кинестетики больше настроены на осязание. Как же учесть эти особенности детей? Наша система обучения ориентируется главным образом на визуалов, и в меньшей степени на аудиалов. При введении новой лексики мы показываем картинку со словом, или графическое изображения слова и произносим его много раз, чтобы ученики получили представление о том, как правильно это слово говорить. Таким образом, мы задействуем слуховой и зрительный каналы восприятия информации. Как же быть с кинестетиками? Как им дать прочувствовать новое слово? В УМК Millie С. А. Азаровой и целого коллектива авторов, который выпускает издательство «Титул», предлагается интересный прием введения новой лексики «Action story». Учитель вводит новые слова, которые органично включены в историю, изображая эту историю мимикой и жестами. Таким способом очень хорошо вводить новые глаголы и даже целые фразы. Пример:

Action story: Go to the zoo (учитель показывает, ученики повторяют за ним все действия)

1)      Go to the zoo – учитель изображает, как идет

2)      Look! A giraffe. – учитель показывает, как он смотрит вверх на кого-то высокого

3)      Say: “Hello, giraffe!” – показывает, как здоровается с жирафом

4)      Oh! You fall into the water! – изображает падение

5)      Look! A crocodile! – учитель показывает, как он увидел крокодила

6)      Swim! – плывет от крокодила

7)      Run! – убегает от него

8)      Climb a tree – забирается на дерево.

Работа с action story проводится в несколько этапов. Первый этап – учитель рассказывает и показывает историю, ученики повторяют за ним и выражения и действия. Этот этап можно при необходимости повторить несколько раз. Второй этап – учитель рассказывает историю, ученики показывают ее. Третий этап – учитель называет предложения из истории не по порядку, ученики должны изобразить действия. Завершающий этап – ученики рассказывают и показывают историю самостоятельно. В данном приеме сочетается и введение новой лексики и ее активизация. Задействованы слуховой канал и моторная память, то есть кинестетики, изображая историю, буквально «переживают» ее своими мышцами и, таким образом, лучше усваивают лексику. В применении action story есть еще несколько положительных моментов. Во-первых, дети двигаются, а не сидят за партами. Это аналог физкультминутки. Во-вторых, учащиеся испытывают положительные эмоции, потому что эти истории веселые по содержанию. Учитель двигается вместе с учениками, что создает более непринужденную атмосферу общения на уроке. А положительные эмоции и непринужденная атмосфера – это условия для работы непроизвольной памяти. Значит, велики шансы на то, что новые слова будут выучены без особых усилий.

Конечно, после введения новых слов таким способом детям необходимо предоставить зрительную опору, то есть дать эту историю прочесть, чтобы слуховой и зрительный образы слова слились воедино и запомнились.

 

 
 

Использование АМО при обучении лексики.

PDFПечатьE-mail

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Пример АМО (1):

 

  1.  

Происхождение метода

 

 

-  видоизмененный заимствованный метод

 

(нужное выбрать)

      2

Какой метод взят за основу (в случае заимствования метода)

 

«Автобусная остановка»

      3

Источник заимствования с указанием ссылки

 

 

Горячкина Т.П.

Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет» http://www.moi-universitet.ru/ 

Описание активного метода обучения

     4

Название метода

 

«Турне»

     5

Этап образовательного мероприятия (урока)

 

Проработка содержания темы

     6

Количество участников

 

Все

     7

Цели  использования метода

 

Цель:

1) актуализировать имеющиеся знания лексики на примерах разгадывания кроссвордов, установления значений по картинке, составления словосочетаний из разрозненных слов и подбора к ним соответствующих эквивалентов на русском языке.                

2)  создать условия для сотрудничества между одноклассниками

 

    8

Продолжительность проведения

 

15 минут

    9

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

 

Несколько листов бумаги формата А4, краски, цветные и простые карандаши, ластик, краски, ножницы.  

 

   10

Предварительная подготовка (если требуется)

 

Предварительно учитель дает четырем ученикам индивидуальное «секретное» домашнее задание по разработке занимательных упражнений с лексикой и готовит три карточки-таблички – HOME, CLOTHES, SAFETY для обозначения пунктов прибытия «путешественников».

В качестве «секретного» домашнего задания учитель предлагает одному из ребят приготовить 2-3 рисунка, на которых бы были изображены какие-нибудь действия по теме HOME (дом) из работы по дому и надписи к ним на английском и русском языках на отдельных листочках. Их надо будет перемешать, чтобы потом распределить правильно. Второму ученику надо будет приготовить 2-3 рисунка по теме CLOTHES (одежда), но убрать отдельные линии, чтобы можно было их восстановить по имеющимся точкам  с буквами. В результате продвижения в определенном направлении от одной точки к другой должно получиться слово, обозначающее изображенный предмет одежды. Третьему следует приготовить на отдельных листочках слова, из которых можно было бы составить словосочетания по теме SAFETY (безопасность)  и подобрать к ним перевод. Четвертый должен будет приготовить кроссворд из набора лексических единиц по теме «Правила вокруг нас».

 

    11

Технология проведения

 

Ученики группами по 4 человека распределяются по трем пунктам (HOME, CLOTHES, SAFETY) и по команде или по сигналу отправления переходят от одного места ко второму и третьему в заданном направлении, предварительно разделившись на 3  группы с помощью рассчитывания на 1-й, 2-й, 3-й. В течение 5-ти минут каждая группа имеет возможность выполнить предлагаемые там задания, получая стикеры-ступени определенного цвета соответственно своему вкладу в решение задачи и прикрепляя их к своей линии- пути к вершине пирамиды.

Инструкция в ходе проведения.

На одном пункте, HOME (дом), надо подобрать картинку к словосочетанию и заполнить кроссворд. На другом, CLOTHES (одежда),  надо восстановить линии рисунков по имеющимся точкам  с буквами. На третьем, SAFETY (безопасность), надо составить словосочетания из предложенных слов и подобрать к ним перевод.

   12

Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

 

На каждом пункте по пути следования работает «гид» (автор «секретного» задания), у которого будут стикеры для отметки успешного продвижения к вершине пирамиды, которые он будет предлагать по мере выполнения заданий, оценивая или помогая справиться с заданием.

 

   13

Варианты проведения метода

 

В качестве варианта можно предложить ребятам не начинать каждый раз с самого начала все задания на каждой станции, а пользоваться записями предшествующей группы, если им не удалось за отведенное время справиться с заданием.

 

                               Таблички названий пунктов с заданиями

 

                                                                     HOME

 

 

make your bed

sweep the floor

help about the house

 

 

 

 

 

clean your room

do some shopping

water flowers        

 

 

 

 

 

 

 

 

look after pets

help with cooking

care about younger brothers or sisters

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

                                                                                          CLOTHES

 

 

                                                                 SAFETY

to feel

in danger

safety

rules

fair

rules

to get

permission

to ask

permission

without

permission

to follow

the rules

to care

about

to be

cautious

 

 

 

чувствовать опасность

правила безопасности

справедливые правила

получить разрешение

спросить разрешение

следовать правилам

быть осмотрительным

заботиться о

 

без разрешения

    

      1

Пример АМО (2):

 

Происхождение метода

 

 

 

видоизмененный заимствованный метод

 

(нужное выбрать)

   2

Какой метод взят за основу (в случае заимствования метода)

Метод проектов

  3

Источник заимствования с указанием ссылки

 

Горячкина Т.П.

mages.yandex.ru«Intel® Обучение для будущего»– всемирная благотворительная программа профессионального развития учителей

Описание активного метода обучения

   4

Название метода

 

«Триада направляющих вопросов»

   6

Количество участников

Все

    7

Цели  задачи использования метода

 

Цель -  организовать мыслительную деятельность  ребят, направленную на осознание личностной значимости предлагаемой темы урока, а именно целесообразности знания большого количества иностранных слов.

Задачи: при помощи трех специальных вопросов последовательно вывести аудиторию  к следующему результату - знание английского языка, состоящего из слов, которые надо стараться запоминать, поможет нам рассказать о наших правилах другим людям во всем мире.

     8

Продолжительность проведения

5 минут

        9

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

Не требуется

    10

Предварительная подготовка (если требуется)

 

Продумать, какие задать вопросы, и предположить, какие будут ответы, то есть к каким ответам нужно привести обучающихся при помощи, может быть, наводящих вопросов.

   11

Технология проведения

 

Учитель обращается к ребятам с тремя вопросами. Технология проведения опирается на умение строить вопросы «от общего к частному».

Направляющие вопросы состоят из основополагающих вопросов, проблемных вопросов учебной темы и учебных вопросов по содержанию:

Основополагающие вопросы – это широкие, открытые вопросы, которые обращены к «большим» идеям и устойчивым концепциям. Основополагающие вопросы часто объединяют учебные предметы и помогают учащимся понять, как предметы связаны между собой.

Проблемные вопросы –  вопросы учебной темы, они четко связаны с учебной темой и поддерживают исследования в направлении, заданном основополагающим вопросом.

Учебные вопросы по содержанию - конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах.

   12

Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

Все три вопроса должны быть специальными, то есть ни на один из них нельзя ответить «Да» или «Нет».

   13

Варианты проведения метода

Можно предложить обучающимся подумать над вопросами заранее.

 

 

      Триада направляющих вопросов

Основополагающий вопрос

Что такое правила?

 Возможный ответ (тот, который нужно помочь сформулировать наводящими вопросами при необходимости): – это такие условия, которые нужно соблюдать при выполнении каких-нибудь действий, в противном случае возникает масса неприятностей, поэтому правила надо выполнять.

Проблемный вопрос

Как нам научиться их выполнять?

Возможный ответ:

Во-1-х, надо уметь представить возможные последствия твоего поступка как для тебя, так и для других во 2-х, о них надо знать, и о правилах, и о последствиях их нарушения.

Учебный вопрос

Что поможет рассказать о наших правилах людям во всем мире?

 Возможный ответ:

Знание английского языка, состоящего из слов, которые надо стараться запоминать.

Урок с применением АМО по теме At home.

Урок с применением АМО по теме "Animals"

 

 
 

Обучение лексической стороне речи в средней школе по УМК"Enjoy English" 10 класс.

PDFПечатьE-mail

На старшем этапе обучения сохраняет свою важность работа над лексической стороной речи. Общий прирост обязательного словаря в 10 классе составляет около 150 лексических единиц. Вместе со словарным запасом, накопленным в основной школе это составит не менее 1350 ЛЕ для продуктивного усвоения и около 1800 ЛЕ для рецептивного овладения. Считаю, что УМК "Enjoy English" 10 кл., в основу которого положены принципы личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативного, сбалансированного  характера обучения английскому языку способствует эффективному усвоению лексического материала.

По УМК "Enjoy English" 10 кл. обучение лексике осуществляется:

- во взаимосвязи с обучением грамматике: новые лексические единицы даются в определённом контексте, которые помогают ученику составить представление об использовании данного слова;

- на основе наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, оценочной лексики,  реплик-клише речевого этикета, реплик нейтрального стиля, принятых в общении англоговорящих сверстников;

- на основе многочисленных разнообразных подготовительных и речевых упражнений учебника и рабочей тетради;

- за счёт использования таких рубрик как Key vocabulary, Word focus, Glossary.

Key Vocabulary содержит слова для рецептивного овладения.

Word Focus содержит информацию о лексико-грамматических классах слов, фразовых глаголах, интернациональных словах, словообразовании, сочетаемости слов.

Glossary содержит незнакомые, но важные для понимания содержания читаемого лексические единицы. Авторы предлагают либо русский эквивалент, либо простую дефиницию на английском языке. Позволяет на прерывать процесс чтения, отвлекаясь на поиски слов в словаре.

Семантизация новой лексики осуществляется: путём толкования значения, дефиниции; путём догадки по контексту при чтении и восприятии текста на слух; с помощью синонимов и антонимов; путём прямого перевода на родной язык.

Формирование лексических навыков осуществляется в ходе выполнения многочисленных упражнений, обеспечивающих запоминание лексических единиц и употребление их в речи учащихся.

Контроль сформированности лексических навыков осуществляется на каждом уроке при выполнении подготовительных и речевых упражнений из учебника или рабочей тетради. В рубрике  Progress Check содержатся специальные задания для проверки владения ЛЕ , входящими в обязательный словарный запас данного урока.

 
 

Активизация лексики с помощью программы Vocabulary Worksheet Factory

PDFПечатьE-mail

 

Программа Vocabulary worksheet Factory 4 Evaluation (Schoolhouse technologies http://www.schoolhousetech.com/Vocabulary/)
позволяет создавать бесчисленное количество заданий с конкретной лексикой по теме.

После того, как Вы установите программу(по ссылке), нажимаете  на кнопку Worksheet Wizard . 


 
В открывшемся окне выбрать Wordlist, кликнув на него мышкой. В открывшемся списке выбираете нужное задание – word search,  crossword etc.
               
В следующем окне выбираете – select a new word list и вводите те слова, которые Вам нужно тренировать и даете ему название.
 
                     Для создания тестов нажимаете Finish.
 

Вы можете создать сколько угодно кроссвордов и других заданий с этой лексикой. Для этого Вы нажимаете  значок Generate и нужный тип теста. Ключи к тесту генерируются автоматически. Для экономии бумаги Вы можете отключить функции «Показывать заголовок» и «подсказку», а также изменять формат с помощью кнопок справа.
 

 
 

Страница 277 из 355