Задание 1. Ответьте на вопросы:
1) Легко ли вы понимаете иноязычную речь на слух? Что вам помогает (мешает)?
К сожалению, не всегда легко понимаю иноязычную речь на слух, мешают особенности речи говорящего, незнание лексики,сленг, сокращенные формы, быстрый темп; помогают переспрос, жестикуляция.
2) Согласны ли вы с тем, что человек в совершенстве овладел иностранным языком, если может легко понимать речь детей до 5 лет?
Считаю, понимание речи ребенка не является свидетельством овладения иностранным языком в совершенстве.
3) Объясните тот факт, что в ходе международных экзаменов по иностранному языку раздел «аудирование» представляет наибольшие трудности для русскоязычных студентов?
Объяснением является недостаточная практика, отсутствие достаточных возможностей для свободного общения с носителями языка.
4) Как вы относитесь к такому утверждению: свободное владение языком не означает, что любой текст, который воспринимается на слух, необходимо понять и запомнить во всех деталях.
Действительно, нет необходимости понимать и запоминать во всех деталях любой текст, воспринимаемый на слух. Это нужно только в случае установки на аудирование с полным пониманием – listening for detailed comprehension.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
1) Подберите синоним определению «аудирование».
Это рецептивный вид речевой деятельности, представляющий собой одновременное восприятие и понимание речи на слух.
2) Когда аудирование выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, а когда является средством формирования смежных коммуникативных навыков и умений?
Аудирование можно классифицировать на два основных вида: коммуникативное и учебное. Коммуникативное аудирование представляет собой цель обучения и является сложным речевым умением понимать речь на слух при ее одноразовом воспроизведении.
В процессе учебного аудирования формируется речевой слух и навыки узнавания лексико-грамматического материала и умения понимания и оценки прослушанного. Учебное аудирование – средство обучения, служащее для введения и закрепления языкового материала, создания прочных слуховых единиц, что создает условия для овладения устной речью.
3) Является ли аудирование частью устной речи?
Да, наряду с говорением.
4) Каковы факторы обучения аудированию?
1. через слух поступают образцы иноязычной речи, которые закладываются в долговременную память;
2. невозможно научить другим видам речевой деятельности без развития слухового анализатора, так как слухо- рече-моторые образы входят во все виды речевой деятельности;
3. при обучении аудированию у учащихся развивается слуховой контроль, т.е. человек, когда говорит, контролирует себя через слух;
4. развивается слуховая память, без которой невозможна успешная учебная деятельность и нельзя овладеть иностранным языком.
5) Каково основное различие коммуникативного и учебного аудирования?
Коммуникативное аудирование представляет собой цель обучения, учебное аудирование – средство обучения, служащее для введения и закрепления языкового материала.
6) Допустимо ли при самостоятельной работе прослушивать один материал несколько раз?
Да, многократное прослушивание помогает лучшему восприятию речи на слух.
7) Какие виды аудирования выделяют в соответствии с коммуникативной установкой?
-аудирование с пониманием основного содержания –skim listening,
-аудирование с полным пониманием – listening for detailed comprehension,
-аудирование с выборочным извлечением информации – listening for partial comprehension,
-аудирование с критической оценкой – critical listening.
8) В процессе какого вида аудирования возможно добиться адекватного реагирования на особенности произношения говорящих?
Interactional Listening - аудирование как компонент устно- речевого общения - направлено на развитие умения реагировать на помехи, возникающие в процессе слушания, переспрашивать, задавать уточняющие вопросы, просить повторить, объяснить, выразить мысль иначе, то есть перефразировать сказанное.
Данная разработка предназначена для учащихся шестых классов, но может быть использована для учащихся других возрастных групп. Цель - включить учащихся в культурное пространство англоязычных стран через изучение национальных особенностей праздника День Благодарения в США.