Содержание
- КТД «мюзикл» как одно из условий формирования ключевых компетенций современного школьника в области иноязычной культуры (Авторы: Глушкова Е.Л., Синицына Л.Ю., учителя английского языка )
- Описание идеи проекта "Мюзикл" (Авторы: Глушкова Е.Л., Синицына Л.Ю., учителя английского языка, Кузьмина Л.В., учитель русского языка и литературы )
Коллективно-творческое дело «мюзикл»
как одно из условий формирования ключевых компетенций
современного школьника в области иноязычной культуры
МНОУ лицей № 22 города Белово
Проведение фестиваля «Песня века» на иностранных языках, которое было, несомненно, ярким, запоминающимся и ожидаемым событием лицея, вылилось в естественную необходимость организации большого общего дела по известной технологии ленинградского автора И.П. Иванова КТД.
Хотим поделиться своим опытом с надеждой на то, что он пригодиться учителям, реализующим творческий и индивидуальный подход во внеклассной работе образовательной области «Иностранные языки».
Мы начинали с конкурса «Песня века», где звучали лучшие композиции столетия золотой «Эпохи диско» на английском языке. Затем он стал традиционным фестивалем иностранной песни на трёх языках - английском, немецком и французском, позже – стал поселковым, а год спустя вырос в городской конкурс. Это стало благодаря победе группы учителей в конкурсе воспитительно-образовательных проектов. Мы увидели огромный интерес к нашему делу, и если раньше инициатива в его организации принадлежала в основном учителям, то в последний раз, мы ощутили необходимость объединения с активом из числа заинтересованных школьников. Все сказанное выше и определило организацию КТД.
Идея проведения мюзикла как-то интригующе витала в атмосфере лицея. В настоящее время жанр мюзикла очень популярен среди молодежи, и может быть потому наша идея оказалась актуальной и интересной среди лицеистов. Сначала в рядах актива было около 20 членов инициативной группы, затем остались те, кто реально мог делать своё дело, вовлекая при этом желающих принести пользу.
Второй этап нашей деятельности заключался в разработке сценария, задачей которого было разбудить фантазию и инициировать творчество учащихся. Кто-то занимался фонограммами, звуковым оформлением, кто-то ставил хореографию или постановкой отдельных сцен. Был организован репертуарный список и конкурс на лучший перевод, кастинг, а также конкурс афиш для будущего мюзикла. Это были настоящие партнерские отношения взрослых и детей, в результате которых возникли дискуссии, споры, рождались творческие решения. Данный этап характеризовался высоким эмоциональным подъемом, ведь общее дело возвышает, обогащает каждого участника. После его окончания планировались рефлексия, анализ, итоги. Но самое главное, что мы можем утверждать по его окончании – это то, что в результате выбранной нами формы у наших воспитанников формировались следующие компетенции:
- деятельностная, которая предполагает наличие опыта, владение стратегиями планирования, способами достижения целей и постоянный личностный рост. Для достижения данной цели они принимали решение (поиск финальной песни, например, был вынесен на обсуждение в чате), подбор костюмов, реквизитов. Вариативно решали проблемы с фонограммами. У многих учащихся был налицо рост личностного потенциала. Во время проведения совместного мероприятия формировались умения социального взаимодействия с партнерами.
- Развивающая, в результате которой учащиеся осознавали свои сильные и слабые стороны с целью дальнейшего повышения своих возможностей и личностного роста (примеры с песней). И здесь очень важно отметить межличностный компонент данной компетенции. Были те, кто сошел с дистанции именно из-за отношений, но при этом в качестве положительного опыта – лидеры нашего КТД, которые нашли общий язык с другими участниками мюзикла. Определились умелые лидеры, которые умеют работать в команде.
- Коммуникативная компетенция (лингвистический компонент – знания лексики, грамматики), дискурсивный (коммуникативное употребление языка), стратегический (преодоление коммуникативных неудач), социокультурный (владение нормами поведения).
Почему мюзикл? Во – первых, потому что обращение к театрализации как одной из эффективных форм внеклассной работы. Во-вторых, песенный жанр позволяет свободно общаться на иностранном языке. Поэтому мюзикл рассматриваем как условие, где общение является приятной необходимостью. При этом решается проблема преодоления психологического барьера, внутренней зажатости и страха публичных выступлений.
При решений этих задач, очень важных для учителей иностранного языка, уданым является тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя, позволяющего себя обучать, в активного и творческого участника процесса. !!! Дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднение в языковом самовыражении. Элементы театрализации, драматизации и инсценирования используются как раз для преодоления этих трудностей и создания позитивной эмоциональной и лингвистической мотивации. Участие в мюзикле помогает активизировать изучаемый учебный материал, приучает к ритму, речи, правильно оформленной фонетически и интонационно. Подготовка, постановка мюзикла, как разновидности театрализованных представлений, замечательное музыкальное сопровождение., оформление красочных декораций – все это помогает приобщать детей к доступному им труду, благодарному по своей сути, развивать чувство прекрасного, а соприкосновение с искусством, которое дети способны творить сами, превращает процесс изучения иностранного языка в яркое, увлекательное занятие для многих.
Описание идеи проекта
Введение
Весь мир – это театр. Каждый человек на разных этапах, в разных ситуациях всегда играет определенную роль. Каждый человек актер в душе. Особенно если речь идет об интеллектуальном содержании и эмоциональной насыщенности. Песенное творчество, поэзия, музыка, театрализация сопровождают людей от самого рождения и без них нельзя представить себе человеческую жизнь. Учащиеся нашего лицея – это дети, приобщенные к искусству с начального этапа обучения. Они активные участники театральных представлений, балов, инсценировок в учебное и во внеурочное время.
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания». Известный педагог Ян Амос Каменский считал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас.
Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе. Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка.
Актуальность. Сегодня Кемеровская область стала одним из ведущих регионов страны по внедрению приоритетных национальных проектов, в том числе и в системе образования. Один из них – «Поддержка талантливой молодежи». Данный проект способен не только вовлечь учащихся в организованную досуговую деятельность, но и создать условия для реализации творческого потенциала молодежи. Анализируя данные последнего внеклассного мероприятия в рамках «Лицейского дня», выявилось, что наши ученики с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях, любят и умеют выступать на сцене и оценивают факт театрализации как самый эффективный и запоминающийся среди всех мероприятий лицейского дня. Опыт показывает, то наши учащиеся желают выступать публично.
Цель предлагаемого проекта - выявление талантливой молодежи и реализация её творческого потенциала во внеурочной деятельности, в приобщении к традициям культур изучаемого языка.
Задачи:
1. Выявление и поддержка художественно и академически одаренных учащихся лицея.
2. Вовлечение родителей в реальное участие в воспитательно-образовательном процессе.
3. Привлечение интереса учащихся, родителей, учителей к зарубежной культуре, повышение лингвострановедческой компетенции изучающих иностранные языки.
4. Информирование жителей поселка, города о мюзикле через СМИ и Интернет.
Новизна задуманного проекта в том, что данный фестиваль сможет мягко, ненавязчиво осуществить синтез рациональной и эмоциональной информации, приближая личность обучающегося к иному ментальному пространству, а также вовлечь родителей и общественные силы в воспитательно-образовательный процесс в качестве костюмеров, оформителей, визажистов и т.д. Мы уверены, что ни в стенах нашего лицея, ни в культурных учреждениях поселка не было подобного мероприятия. Сейчас жанр мюзикла приобретает популярность в молодежной среде. Этот проект - новая ступень в сотворчестве учеников и учителей, детей и взрослых, т.к. представляет интерес для всех сторон.
Достоинства проекта. На бытовом уровне у обучающихся уже существует понимание того, что человечество не является единым социальным коллективом и что родная культура обладает своей национальной спецификой. Однако знания учащихся о жизни и культуре иного народа представляют собой, как правило, отрывочные сведения из различных областей и не создают объективной, полноценной картины иноязычного общества, его ценностей, моральных установок, особенностей социокультурного поведения. Таким образом, данный проект неразрывно связан с сознательным приобщением ученика к иноязычной культуре, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка.
Для развития поликультурной личности, предупреждения культурных предрассудков целесообразно использовать такой материал, который наиболее ярко и полно проиллюстрирует своеобразие культуры данного народа, отличия или сходства с фактами родной культуры. Одним из проявлений духовной культуры народа являются песни, поэзия. Учитывая их эффективную роль в плане приобщения к иноязычной культуре, нужно активно использовать их в воспитательно-образовательном процессе.
Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой, - носителем культурологической информации. Передовые мыслители и педагоги прошлого постоянно заботились о том, чтобы пение занимало определенное место в обучении подрастающего поколения. К. Д. Ушинский считал, что совместное пение на уроке — это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, воспитывает их чувства.
Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества, благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка; воздействовать на интеллект, эмоции ребенка и его образно-художественную память; содействовать эстетическому воспитанию детей.
Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.
Данный проект предполагает не только участие художественно и музыкально одаренных учащихся лицея, но и родителей, и учителей. Ключевой фактор становления и формирования личности – социальная среда, окружающая ребёнка. Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности ребёнка. Данный проект способствует созданию дружественно – союзнических отношений с родителями. Идеальная формула данного союза: Семья - Ребенок – Школа.
Тройственный союз направлен на благополучие и гармоничное развитие ребёнка. Родители и учителя должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной и радостной.
Многие учащиеся смогут реализовать свои потребности в музыкально-театрализованном представлении. Рассказы наших детей о проведенном мероприятии смогут способствовать укреплению имиджа лицея в поселке.
Практическая значимость. Широкое применение песен, поэзии, театрализации способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Их содержание способствует расширению активного запаса слов обучающихся, обеспечивают тренировку учащихся в использовании грамматических явлений, механической памяти. Песни способствуют созданию психологического комфорта. Данный мюзикл поможет разгрузить сознание учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную атмосферу общения во время его проведения, которая так необходима нам в настоящее время. Мюзикл выступит в качестве одного из важных средств нравственного воспитания личности.
Ожидаемый результат – мюзикл «Liebe, Love, Любовь…»
с участием учащихся, родителей и учителей лицея 14 февраля 2009 г.
Риски проекта:
Некоторые отклонения от ожидаемого результата.
Исполнители проекта. Кафедра филологии разрабатывает сценарий, осуществляет организационную деятельность, проводит кастинг участников мюзикла, организует пиар-кампанию. Центр эстетического воспитания лицея оказывает помощь в художественно-музыкальном оформлении мюзикла.
Сроки реализации проекта
1 этап
|
Организационно-плановый
Анализ проведенных фестивалей прошлых лет в рамках лицея.
Выявление особенностей жанра.
Разработка этапов проведения основного мероприятия.
Организация пиар-кампании для данного мероприятия.
Подбор песен и фонограмм.
|
1.12.-14.01.09
|
2 этап
|
Репетиционный
Организация кастинга для данного мюзикла в рамках лицея.
Организация репетиций.
Оказание помощи в подборе костюмов, сценического образа участников.
Проведение генеральной репетиции.
Оформление музыкальной афиши, пригласительных билетов и билетов для продажи.
|
14.01-12.02.09
|
3 этап
|
Реализация идеи
Проведение мюзикла.
Информирование жителей поселка, города о проведенном фестивале в СМИ.
|
14.02.09
|
Заключение
Таким образом, организация и проведение данного мероприятия будет способствовать развитию лингвистической компетенции, творческих способностей у участников, формированию личности, внесению в воспитательно-образовательный процесс эмоционального колорита, погружению в иноязычную культуру, воспитанию чувства уважения к культуре другого народа, усваиванию таких понятий, как самобытность, уникальность, культурная традиция, толерантность, национальное самосознание. А также поспособствует формированию личности, желающей участвовать в межкультурной коммуникации.