Анализ работы ЦМО учителей иностранных языков
МОУ «СОШ №5» за 2010-2011 учебный год
(руководитель – Изотова О. М.)
Состав МО:
- Крыгина С.А. – учитель английского и немецкого языков, первая категория;
- Косарынская Л.С. - учитель английского языка, высшая категория;
- Кошелева Л.И. - учитель английского языка, высшая категория;
- Изотова О.М. - учитель английского языка, первая категория;
- Терентьева М. А. - учитель английского языка, вторая категория
В этом учебном году коллектив МО учителей иностранного языка работал над методической темой «Совершенствование преподавания иностранного языка в условиях развивающего обучения как основы ФГОС НОО», поэтому целью методического объединения было непрерывное совершенствование информационной культуры педагогов, их эрудиции и компетентности в области иностранных языков, создание условий для внедрения в практику системно-деятельностного подхода в условиях развивающего обучения как основы ФГОС НОО.
Деятельность методического объединения учителей иностранного языка школы, проводимая в соответствии с основными федеральными документами, а также задачей работы школы «Совершенствование образовательной деятельности ОУ в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введения ФГОС второго поколения» в 2010-2011 учебном году была направлена на решение следующих задач:
- выполнение Государственного стандарта знаний по предмету и учебного плана всеми учителями иностранного языка;
- совершенствование методики проведения учебных занятий на основе формирования коммуникативной компетенции учащихся;
- развитие профессиональной компетентности учителей МО, совершенствование их педагогического мастерства;
- изучение, освоение и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий; использование проектной технологии на уроках иностранного языка и тестовой технологии для контроля всех аспектов языка;
- создание условий для активизации творческого потенциала учащихся и учителей через систему олимпиад, аттестации, творческих отчетов, участия в педсоветах, региональных научно-практических семинарах, педмастерских;
- совершенствование подготовки учащихся к ЕГЭ - основа эффективности социального самоопределения выпускников.
На заседаниях МО были рассмотрены и обсуждены такие темы, как «Информационная культура как элемент профессиограммы учителя иностранного языка» (Изотова О.М.), «Особенности примерной программы по иностранному языку для начальной школы. Изучение Концепции стандартов 2ого поколения» (Терентьева М.А.), «Системно - деятельностный подход как основа ФГОС НОО» (Крыгина С. А.), «Игровые физкультминутки на уроке иностранного языка» (Кошелева Л.И.), «Как подготовить учащихся к ЕГЭ по иностранному языку (раздел «Аудирование»)» (Косарынская Л. С).
Заседания МО проходили в разных режимах: обсуждения, беседы, круглые столы. В виде мультимедийной презентации была представлена тема «Подготовка к ЕГЭ. Стратегия написания тематического высказывания с элементами рассуждения. Написание письма личного характера».
Темы для самообразования были выбраны также в соответствии с методической темой:
Крыгина С.А. – «Системно - деятельностный подход в условиях развивающего обучения как основа ФГОС НОО»;
Косарынская Л.С. – «Совершенствование подготовки учащихся к ЕГЭ по разделу «Письмо»: стратегия написания эссе и письма личного характера»;
Кошелева Л.И. – «Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка»;
Изотова О.М. – «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе»;
Терентьева М. А. – «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе».
Стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранным языком необходимо каждому человеку для вхождение в открытое информационное пространство. Учителя МО продолжают работать над совершенствованием инновационного поля языкового образования в рамках школы и города. Работа нашего МО представлена на различных уровнях: школьном (круглые столы, педагогические советы), муниципальном (городское методическое объединение, мастер-классы), областном (семинары-практикумы, педмастерские, конференции). В этом учебном году учителя нашего МО принимали участие в работе региональных семинаров и конференций:
1. Областная научно-практическая конференция «Профессиональное мастерство учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» (15 декабря 2010 года).
2. Региональный педагогический семинар «Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации системы Занкова» (23 декабря 2010 года).
3. Региональная педагогическая мастерская «Творческое сотрудничество всех участников образовательного процесса – залог успешности в формировании универсальных учебных действий» (14 марта 2011 года).
В 2010 году Крыгина С. А. выступала на областной научно-практической конференции с докладом «Роль ШМО в повышении качества образовательного процесса по иностранному языку». В работе конференции также принимала участие Изотова О. М.
Терентьева М. А. в декабре 2010 года дала открытый урок английского языка во 2 классе по теме: «Добро пожаловать в наш театр! Спортивные игры» в рамках регионального педагогического семинара.
Изотова О. М. презентовала работу школьного циклового методического объединения учителей иностранного языка по теме «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка» в рамках региональной педагогической мастерской в марте 2011 года.
Главная задача учителей МО - создание условий для формирования необходимого уровня функциональной грамотности учащихся на уроке иностранного языка, инициирование творческого потенциала учащихся, внедрение современных образовательных технологий, накопление результативного опыта для повышения мастерства.
Приоритетом в обучении иностранному языку является создание условий для формирования вторичной языковой личности как эффективного участника межкультурной коммуникации. Коммуникативный подход предполагает постоянное совершенствование продуктивных форм работы, вовлечение учащихся в учебный процесс, создание на уроке атмосферы сотрудничества. Поэтому такие виды деятельности на уроке как ролевая игра, парная работа, работа в малых группах являются доминирующими. Коммуникативный подход подразумевает также активное использование аутентичных аудио- и видеоматериалов, что все более эффективно осуществляется на практике педагогами нашего МО.
Учителя английского языка активно используют ИКТ технологии на уроках иностранного языка, так как это позволяет повысить активность учащихся, мотивацию учения, создать комфортную среду обучения. С этой целью учителя нашего МО готовят мультимедийные уроки, с которыми они делятся на заседаниях МО и на открытых уроках.
Также ведется активная работа по использованию мультимедиа - технологий для выполнения учащимися индивидуальных творческих заданий и проектов.
В этом учебном году продолжалась работа по повышению качества и результативности обучения и совершенствованию уровня преподавания иностранного языка. Работа по повышению качества и результативности подразумевает постоянную модернизацию учебного процесса, внедрение новейших технологий в обучение, осуществление индивидуального подхода к учащимся и максимальное развитие их творческого потенциала. Все это находит отражение в работе методического объединения учителей иностранного языка. Показатели качества знаний учащихся являются достаточно стабильными (в среднем по всем учебным параллелям 65% учеников имеют оценки «4» и «5»).
Результаты итоговых контрольных работ в 6-х классах (I-ое полугодие) по выявлению обученности учащихся показали 36 % качество знаний при 75 % успеваемости:
6А – Изотова О.М. – 54 %; Терентьева М. А. – 63 %
6Б – Изотова О.М. – 14 %; Терентьева М. А.– 11 %.
Результаты проведения контрольной работы в данных классах у многих учащихся оказались ниже четвертных оценок и выявили следующие затруднения: не всегда правильно понятое задание, есть ошибки в выборе видовременных форм глаголов. Формат теста не всем ученикам оказался под силу, что говорит о необходимости чаще отрабатывать задания в данной форме.
Во II-ом полугодии административная проверочная работа проводилась в 7-х классах и показала достаточно высокое качество знаний (в среднем 81%) при 96% успеваемости:
7А – Крыгина С. А. -100 %; Косарынская Л. С. -82 %
7Б - Крыгина С. А. -67 %; Кошелева Л. И. -75 %.
Результаты проведения контрольной работы в данной параллели показали, что процент качества знаний учащихся по английскому языку по сравнению с прошлым годом повысился на 16%. В основном, все ребята подтвердили свои оценки, это значит, что они обладают оптимальными учебными возможностями и овладели программными требованиями стандарта. Затруднения: неумение выделять главное в тексте, затруднения в переводе текста.
Повышение качества обучения неразрывно связано с постоянным совершенствованием уровня преподавания. Учителя иностранного языка регулярно работают над освоением новых УМК. В этом учебном году наши педагоги начали апробацию учебника линии «Happy English.ru» для 5 класса авторов К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман, а во 2-х классах начали серию УМК под редакцией М.З. Биболетовой «Enjoy English». Учителя нашего ЦМО выступают с сообщениями на заседаниях методического объединения школы и города. Так, в августе 2010 года на заседании городского методического объединения учителей английского языка Изотова О. М. выступала по теме: «Работа с одарёнными детьми в условиях летнего профильного лагеря». А в марте 2011 года учителя нашего ЦМО приняли участие в работе городского теоретического семинара учителей иностранного языка, где Терентьевой М. А. и Изотовой О. М. были представлены презентации по формированию универсальных (коммуникативных и познавательных) учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе.
Учителя английского языка осуществляют регулярную подготовку учащихся к сдаче экзаменов в 9-ом классе, Единого государственного экзамена в 11 классе. При этом регулярные тестирования по различным видам речевой деятельности проводятся уже с 5-ого класса. Учителя постоянно расширяют банк тестовых заданий по всем аспектам английского языка, входящим в ЕГЭ. При проведении таких тестов создаётся ситуация, аналогичная проведению ЕГЭ, т.е. осуществляется психологическая подготовка учащихся к незнакомой ситуации. Всё это не могло не сказаться на росте числа учащихся, выбравших ЕГЭ по английскому языку в 2011 году. Четыре ученика 11 класса успешно сдали этот экзамен – Ошкина Светлана – 58 баллов, Горюнова Валерия -59 баллов, Павлов Артур – 60 баллов, Сафронов Владимир –85 баллов, (учитель Косарынская Л. С.). Сдавала экзамен в 9 классе одна ученица Кошелевой Л. И.– Медведева Софья - сдала на «5», подтвердив годовую оценку.
Наши учащиеся принимают активное участие в школьных и муниципальных олимпиадах по английскому языку. Участниками школьного этапа олимпиады 2010 года стали 79 учащихся 5-11 классов. Команда МОУ «СОШ № 5» в количестве 6 человек (8-11 классы) приняла участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.
Наши ученики принимают участие в разнообразных конкурсах Всероссийского и Международного значения, что способствует формированию устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитию учебных интересов – с другой.
Так, в этом учебном году учащиеся нашей школы участвовали в таких конкурсах по английскому языку, как «Всероссийский молодёжный чемпионат по английскому языку» (г. Пермь, «Центр развития одарённости») – участвовало 55 человек (9 учеников вошли в двадцатку лучших в регионе, а Кулешова Екатерина, ученица 5 класса (учитель Терентьева М. А.) и Цыганкова Анна, ученица 6 класса (учитель Изотова О. М.) получили дипломы за лучший результат в городе (районе)); Международный игровой конкурс по английскому языку “British Bulldog”(Институт продуктивного обучения Российской Академии образования) – участвовало 95 человек. 8 учеников вошли в десятку лучших в регионе (учителя Косарынская Л. С., Крыгина С. А., Терентьева М. А., Кошелева Л. И.), а ученица 9 класса Иванова Вероника получила диплом за 5 место в регионе (учитель Изотова О. М.).
Учителя нашего методического объединения ведут активную внеклассную работу. В 2011 году школьная команда, которую подготовили О. М. Изотова и М. А Терентьева, заняла 3 место в муниципальном конкурсе театрализованных представлений на английском языке.
Учителями МО регулярно обновляются стенды «Давайте говорить по-английски» и «Наслаждайся английским языком!», на которых представлена как познавательная, так и развлекательная информация на английском языке.
В этом году в нашей школе продолжил работу летний профильный лагерь «Ants», где учителя английского языка имеют возможность интенсивно заниматься внеклассной работой, что усиливает мотивацию к изучению английского языка, стимулирует в целом интеллектуальную и языковую активность учащихся и оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создаёт атмосферу сотрудничества и творчества.
Анализ работы методического объединения учителей иностранного языка показывает, что они добились хороших результатов, тем не менее, остаются проблемы, над которыми учителям предстоит работать в следующем учебном году, а именно:
- более тщательно готовить учащихся к олимпиадам разного уровня;
- продолжить систематическую отработку заданий в формате ЕГЭ на среднем и старшем этапе;
- совершенствовать формы индивидуальной работы с одаренными детьми;
- привлекать большее количество учащихся во внеклассную работу.
Таким образом, в 2010-2011 учебном году ЦМО учителей иностранного языка продолжило работу по совершенствованию методики обучения иностранному языку в контексте иноязычной культуры и созданию условий развития творческой активности участников педагогического процесса, изучению новых технологий, их внедрению в практику своей работы с целью обеспечения уровня образования, соответствующего современным требованиям обучения иностранным языкам.
Руководитель методического объединения учителей иностранного языка,
учитель первой квалификационной категории Изотова О. М.
июнь 2011 года