Сценарий интерактивного урока – путешествия
по английскому языку и литературе в 7 « Б» классе
Учитель русского языка и литературы
МОУСОШ № 2 г. Геленджик Охрименко Е.А.
Учителя английского языка МОУСОШ № 2
г. Геленджик Дикова Е.В., Ключарева И.В.
ТЕМА: « Праздник Светлой Пасхи в разных странах мира.»
Цели урока :
- Практические : активизация монологической и диалогической речи учащихся; практика учащихся в аудировании с извлечением основной информации, отработка навыков письменной речи.
- Развивающие: развитие видов речевой деятельности: чтения , говорения , аудирования, письма, образного мышления , связной речи ; формирование интереса и повышение мотивации учащихся к изучению как родного, так и иностранного языка.
- Воспитательные : развитие коммуникативных навыков и умений , развитие умений работать в группе , повышение социальной адаптации учащихся ; воспитание чувства патриотизма и любви к традициям и обычаям в России и уважительного отношения к культурному наследию зарубежных стран.
Оборудование:
Компьютер , интерактивная доска, магнитофон, костюмы, рабочие листы, интер-
активный глобус, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Ведущий 1 (преподаватель русского языка )
Дорогие гости ! Дорогие ребята! Поздравляем вас с великим праздником Пасхи! Светлое Христово Воскресение – самый великий праздник во всех странах. В этот день все христиане отмечают Воскрешение Иисуса Христа из мертвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте , но на третий день после смерти Он воскрес. В этот день оживает природа , по городам и селам разносится колокольный звон. Идет Святая Пасхальная Седмица. Это праздник радости , любви и справедливости. Всем добрым людям дорог этот праздник.
Ведущий 2 (преподаватель английского языка )
Good morning ,dear friends !Today we have an unusual lesson! We will not only to speak, read. listen and write. Today we are going to travel! Do you like travelling? Our trip will be virtual!
Ведущий 3
Today we are here to speak about symbols and traditions of Easter Holiday in different countries Germany,Italy,the USA, Poland, Great Britain, Australia and of course in Russia.
(После этих слов трое ведущих, под звон колоколов читают стихотворение, посвященное Пасхе.)
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес.
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
Говорят, что Пасху раньше
Отмечала вся страна.
На качелях сидя, дружно
Улыбалась детвора!
Молодежь теперь не знает,
Как же Пасху отмечать:
Яйца красить, кулич стряпать
И гостей к столу встречать.
2. Развитие навыков аудирования и монологической речи.
Учащиеся рассказывают о пасхальных традициях в разных странах.
Pupil 1
The USA
Easter is a celebration of the Christian belief in resurrection of Jesus. As well as in Russia,it is the day for religious services and family gatherings. Many Americans follow old traditions: colour hard – boiled eggs and give children baskets of candies. Traditional Easter dinner consists of ham with pineapples, potato,fruit salad and vegetables.
Pupil 2
Australia
An unusual animal bibi is going to become a symbol of Easter in Australia. Traditionally the main course is roasted lamb. Australian people go to the seaside or to the mountains. Sometimes they go to the country.
Pupil 3
Poland
White sausage and cold meat with garlic are very popular in Poland. Of course they can’t imagine Easter table without homemade buns and biscuits with raisins. People in Poland are very fond of all tasty things.
Pupil 4
Sweden
The Swedish don’t consider Easter to be a great festival. But they start preparing for it beforehand . They decorate their houses with yellow, green and white flowers. They put chickens with beautiful feathers in their homes. Besides, they pay a great deal of attention to sweets and other tasty things.
Pupil 5
Germany
The Great Easter Fire is the most popular action in Germany. It symbolizes the end of winter and burns all dull feelings. During the day nobody works. All families meet at the table and parents give presents for their children.
Pupil 6
France
Frenchmen are also proud of their ancient tradition, it is knight’s procession. More than 400 beautifully dressed men go along the street, caring churches’ flags, cross and even Jesus statue.
Pupil 7
Italy
In Italy in the morning of Good Friday a lot of people convoy the Pope to Colizey. According to the legend Maria Magdalena gave the red egg to the emperor of Rome Tiberey, since that time there is a good tradition to present eggs to each other as they symbolize resurrection.
Pupil 8
Great Britain
Easter Sunday is the day when Christians celebrate Christ’s return to the life and victory over death. On this day many people go to church. Children get presents of chocolate Easter eggs. Easter always means spring, new life after winter, flowers, green trees and young animals, especially lambs and chicks. Some time ago it was a tradition to make new clothes and hats for Easter.
3. Развитие навыков работы в группе.
Ведущий 1
Among the symbols Easter eggs in England occupy one of the dominant position. They symbolize abundance and a tradition of sharing them among friends and relatives. In ancient times eggs were brightly painted, symbolizing the coming of spring. Red colour – is the blood of Jesus and green – holiness.
Pupil 9
Many modern symbols of this holiday came from pagan times. The egg was a fertility symbol before the Christian era. The ancient custom of dyeing eggs on this holiday is still very popular. The rabbit was a symbol of a new life. Today children enjoy eating sweet rabbits and listening to stories about the bunny who brings eggs in a funny basket.
Bunnies are brown, bunnies are white
Bunnies are always on Easter delight!
(После этого короткого стихотворения выскакивает Пасхальный Кролик со своей смешной корзиной полной подарков. Он весело приветствует всех собравшихся и предлагает им немного поиграть, обещая всем участникам вкусные призы.)
Rabbit
Hello! I am a funny, Easter Bunny!
I’ve coloured my eggs
With paints and brush
And I hide them on Easter
In my basket, hush! hush!
My basket is full of chocolate eggs, buns, sweets and special prizes for you. I want us to play the game “ Praise the Egg” You’ll get a prize if you are successful.
Далее кролик объясняет правила игры « Похвали Яйцо»
I want some kids come here and stand around, pass the egg to each other and don’t forget to praise it! For the best praise will be given my specific prize.
Игра №1
Выходят несколько участников игры. Они становятся в круг и передавая яйцо друг – другу хвалят его . Гости слушают и решают чья похвала была лучше. Этот игрок получает приз от Кролика, после чего тот предлагает всем поиграть еще немного и объясняет правила следующей игры.
Игра №2
Usually I buy a new hat for the holiday and today I’ve done the same! Now two of you come here please! Take these sweets and try to throw them into my hat! More sweets in my hat, the most successful you are! Who wants to be the winner?
Кролик держит шляпу, а игроки должны по – очереди бросать в нее яйца, их можно заменить на конфеты. Тот, кто закинул большее количество конфет в шляпу Кролика тот и победитель. Все закинутые в шляпу конфеты подсчитываются хором, результаты сравниваются, а конфеты , которые оказались в шляпе отдают участникам в качестве приза. После чего не взирая на победителей и проигравших Кролик берет свою пасхальную корзину и раздает всем шоколадные пасхальные яйца, приговаривая
Help yourself please! (угощайтесь) Весело прощаясь Кролик убегает поздравлять других детей.
(В этот момент , чтобы заполнить паузу двое учеников читают стихотворения о Пасхе.)
P1:
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес,
Христос воскрес! Христос воскрес!
P2:
Христос воскрес! Скворцы поют!
И, пробудясь ликуют степи.
В снегах, журча ручьи бегут
И с звонким смехом быстро рвут
Зимою скованные цепи.
(После игры кролик всех поздравляет и раздает в качестве подарков пасхальные яйца из корзины , приговаривая Help yourself pleasе!, дети в ответ поздравляют кролика )
Чтобы кролик не сердился
И ещё раз появился
Дарим мы ему тетрадь,
Не забудь в ней написать
О традициях пасхальных,
Разных странах – ближних, дальних,
О ребятах на Кубани,
И о папе, и о маме!
Пусть живется всем прекрасно
С праздником! Желаем счастья!
( автор учитель английского языка Ключарёва И.В.)
После этой части переходим к активной русской части встречи: ко второму символу Пасхи – белой лилии.
Pupil1
Easter – the spring festival is a time when the first flowers appear. Flowers made to decorate churchs and homes, holiday table, a room in the house. Mainly flower festival is a snow white lily.
Pupil 2
According to Roman mythology, the supreme goddess Juno breastfed and some milk spilled on the ground. At the sport where the goddess’ milk fell began to bloom beautiful white flowers – lilies.
Pupil 3
Easter lily is a symbol of purity, hope and motherhood , the symbol of Jesus’ return to life. It is frequently associated with the name of Mary – the Mother of Jesus.
Ведущие
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет , точно море,
Море – точно небеса.
Сосны в бархате зеленом ,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла!
Ведущий:
И как говорят англичане East or west home is best. Поэтому мы приглашаем вас домой, на родную Кубань!
4. Совершенствование навыков связной речи.
Ученик:
Самый любимый и почитаемый праздник на Руси с давних времен, конечно же Пасха. Праздник Пасха пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце Х века. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные кушанья. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. Это и пасхи, и бабы , и куличи, и другие вкусные вещи.
Ученик:
Удивительно, как всего за несколько недель преобразился наш город. Его улицы оделись в роскошный наряд сочной зелени, украшенный нежным кружевом цветущих деревьев. А вместе с этим изменились и мы с вами!
Хочется забросить все дела, вырваться из душного плена квартир, офисов и аудиторий, шагнуть на улицу, где с наслаждением окунуться в тепло солнца и вдохнуть полной грудью напоенный ароматом цветов воздух. Именно на это чудесное время, когда, казалось бы, все вокруг ликует и радуется наступившей весне, приходится самый главный христианский праздник- Воскресение Христово, или Пасха.
Ученик:
К этому празднику всегда тщательно готовились, его ждали с нетерпением. Черноморцы, -выходцы из запорожского казачества. –отличались особой религиозностью и приверженностью православной вере, за неприкосновенность которой их прадеды пролили потоки крови в борьбе с нетерпимостью польского католичества.
При столь ревностном отношении к религии , не удивительно, что они строго соблюдали все церковные праздники и посты. Самый длинный и самый строгий пост, не зря названный Великим, начинается сразу после проводов Масленицы, длится 40 дней и завершается Страстной неделей, на последний день которой и приходится Пасха.
Ученик:
Сегодня просыпается земля,
И тайной одеваются поля,
Весна идет, она полна чудес!
Христос Воскрес! Воистину Воскрес!
Ученик:
Последнее воскресенье перед Пасхой именуется Вербным. Оно празднуется церковью в память въезда в Иерусалим Христа. По преданию, Иисус въехал в город на осле, а народ по пути шествия бросал пальмовые ветви. На Руси пальмовые ветви взять было неоткуда, и их заменяли ветвями одного из самых распространенных растений- вербы. Ей приписывалась особая сила.
Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга освященной вербой после заутрени в Вербное воскресенье. Наверное, забавно было наблюдать за тем, как друзья и родственники с наилучшими побуждениями лупят друг друга хворостинами, приговаривая : «Не я бью, а верба бьет»,- или: «Верба хлест, бей до слез!»
Особенно доставалось тем, кто проспал и не пошел в церковь на утреннюю службу. Обычай представляет собой не что иное, как вид магии, так называемой, магии соприкосновения. Оказывается, сила вербы через чувствительное соприкосновение должна была благотворно действовать на того, кого хлестали.
Несколько освященных веток обязательно прятали за иконой и хранили в течение всего года.
Ученик:
Вербочки.
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Ученик:
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ученик:
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
Ученик:
В воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для светлого дня. (А. Блок)
Ученик:
Чистый четверг- четверг на последней неделе Великого поста (в нынешнем году- 2 мая).В старину с этим днем совпадало празднование нового года.
На Кубани на рассвете в Чистый четверг все члены семьи обязательно должны были искупаться. Некогда этот обычай означал ритуальное очищение в канун начинавшегося года.
А по всей России в этот день сельские жители совершали самые разнообразные, порой невероятные, действия, призванные защитить их жилища и хозяйственные постройки от нечистой силы - так называемые обряды очищения. Одни садились верхом на конек крыши и хлестали себя банным веником; другие сжигали солому из постелей; третьи окуривали себя можжевельником, перешагивая через костер, сложенный из его ветвей.
Затем обязательно пережигали соль в печи, так как считалось , что в этот день она приобретет особые лечебные свойства. Считалось, что нитки, спряденные в этот день ,предохраняют от болезней: ими перевязывали руки и вплетали их в косы. Девушки на выданье в этот день подстригали себе волосы, так как считалось, что после этого они станут длиннее и гуще.
А народные «синоптики» приметили, что если на Великий Четверг холодно, то и весна не будет особо жаловать теплом, если идет дождь, то весна будет «мокрой».
Ученик:
Следующая за Чистым четвергом пятница носит название Страстной, в память о муках и распятии Иисуса Христа. В этот день не должно было употреблять хмельного, нельзя было браниться и сквернословить, а церковный устав требовал на дни вплоть до воскресенья строжайшего поста и смиренного во всех грехах и прегрешениях своих покаяния.
Но вот, наконец, канун светлого Христова воскресения. И в каждом доме хозяйки суетятся вокруг печей , занимаясь приготовлением пасхальных яств. По всей России начинают красить и расписывать яйца, создавая, зачастую, настоящие произведения искусства, и готовить сырные пасхи. Однако на Кубани вместо сырных пасок пекли высокие сдобные хлебы-куличи.
Но вот, наконец , все было готово и в субботу вечером, собрав яйца и пасхи в корзину, все отправлялись в церковь на всенощную - их святить. Наступала Пасха. Её величали Великим днем.
Ученик:
Природа нежным трепетом полна,
И птицы вьются в синеве небес.
Нарушена сегодня тишина:
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Ученик:
Шумит теперь зеленая трава
Ей вторит старый, полон тайны, лес.
И ветер шепчет нежные слова:
«Христос воскрес! Воистину воскрес!»
Ученик:
Пасха, Пасха, праздник это!
Всюду радости приметы.
Счастье светится в глазах.
Солнце светит в небесах.
Ученик:
Пенье раздается звонко.
Солнца свет и смех ребенка.
И в сердечке у меня
Гимны светлые звенят.
Ученик:
И от края до края
Счастье, о котором знаем.
Пасха! Пасха! Гость небес!
Все кричат :Христос воскрес!
Ученик:
На протяжении всей следующей за Христовым Воскресеньем недели царило веселье. Слышались песни, смех и поскрипывание качелей («релей»). Молодые казаки состязались в удали, устраивая кулачные бои, а девушки имели возможность еще раз увидеть веселые компании молодежи, с увлечением играющие в битки и игру, получившую название «катание яиц».
Ученик:
Первое яйцо, полученное в Христовый день ,по поверью, никогда не должно портиться, если оба похристовавшиеся приветствовали друг друга от чистого сердца. Поэтому многие хранили его в течении целого года-до новой Пасхи. Пасхальным яйцам и даже их скорлупе приписывали магическую силу. Их берегли для защиты от грозы, обеспечения урожая арбузов, лечения домашних животных и иных неотложных нужд.
Ученик:
А вслед за пасхой начиналась так называемая Красная горка-пора весенних свадеб. Казалось, сама природа своими щедрыми дарами весны благословляла молодых на благополучную и счастливую семейную жизнь.
Хотя сейчас многие традиции забыты, неизменным остается одно. Пасха по-прежнему долгожданна и вслед за ней приходит время особенного весеннего настроения, внутренней гармонии, счастья и любви.
Ведущие:
Пасха-это из рабства исход
Воскрешение Боги и Духа.
Это радость, к которой народ
Пробивался и трудно, и глухо.
Это свет, выводящий из тьмы,
Из ошибок и муки уродства,
Без него погибают умы,
В прегрешеньях доходят до скотства.
Голос Бога сквозь время зовет
Из блужданий и смуты подняться…
Пасха- это из рабства исход,
Это веры и совести братство.
5. Развитие навыков сценической речи и актерского мастерства.
(Инсценировка учеником отрывка из книги И.Шмелёва «Лето Господне»)
Я рассматриваю подаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него все волшебное. Вот-с растягивающимся жирным червяком: у него черная головка, черные глазки бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное..
И вот, фарфоровое ,отца. Чудесная панорамка в нем. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в голубом ободке видится, глубин картинка белоснежный Христос с хоругвью воскрес из гроба. Рассказала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Млеет в моих глазах -и чудится мне, в цветах- живое, неизъяснимо-радостное, святое…-Бог?...Не передать словами .Я прижимаю к груди яичко,- и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
6. Заключение.
Ведущие:
Храни тебя Христос
От всякого ненастья,
От злого языка,
Внезапного несчастья.
Храни тебя от боли ,
Предательства , недуга,
От умного врага,
От мелочного друга,
И дай тебе Господь,
Коль это в Его власти,
Здоровья ,долгих лет,
Любви и много счастья.
(Звучат колокола, демонстрируется слайд с летящими над церковными куполами голубями)
7. Рефлексия
Заполнение рабочих листов.
Мини-сочинение «Пасха в моей семье».
Приложение
Working paper
Team_______________________________________________________________________
Name _______________________________ class_________ date 22.04.2011
Дорого яичко к Христову дню (русская народная пословица)
Это надо знать
Краткая биография Иисуса Христа
Как известно, родился Иисус Христос в палестинском городе Вифлееме в семье Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии. Рождению Иисуса Христа предшествовало чудо в виде Благовещенья Девы Марии о том, что младенца ждет особая миссия. После рождества к Иисусу Христу-младенцу пришли на поклонение пастухи, а позже волхвы. После их посещения отец Иисуса Христа был предупрежден Ангелом о том, что царь Иудейский, Ирод, замыслил убить Христа-младенца и поэтому Святое Семейство переселяется в Египет. После возвращения Иисус живет вместе со своей семьей в городе Назарете.
В тридцать лет Иисус принял от Иоанна-Крестителя крещение в Иордане. Перед началом своего Общественного служения Иисус Христос удалился в пустыню, постился там сорок дней и победил искушение сатаны. Первое Свое чудо Иисус Христос совершил на свадьбе, превратив воду в вино, чем укрепил веру своих учеников.
После этого события Иисус Христос отправился в Иерусалим на праздник. Из Иерусалимского храма Иисус выгнал торговцев, превративших храм из дома молитвы в дом торговли (Иоанн 2,16). Изгнанием торговцев из храма Иисус Христос вызвал к Себе враждебное отношение со стороны иудейских старейшин.
Иисус Христос много ходил из одного места в другое и проповедовал Свое Учение по всей земле Израильской. Во время Своей проповеднической деятельности Иисус Христос совершил много чудес. Он совершил воскрешение дочери Иаира, исцелил многих других людей.
После третьего года проповеднической деятельности Иисуса Христа один из Его учеников Апостол Иуда Искариот за 30 серебряников предал своего Учителя иудейским начальникам.
После суда Иисус был распят. Умер и погребен в Иерусалиме. В третий день после смерти Иисус Христос воскрес. А в сороковой день вознесся на небо. После Себя Он оставил на земле своих преданных учеников, которые продолжали распространять Его учение по всему миру.
- В каком стихотворении нашел поэтическое воплощение жизненный подвиг Христа?
Смысл учения Христа. Иисус Христос в конце Нагорной Проповеди в притче о «Благоразумном домостроителе» выразил суть своего учения:
Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их,
уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот,
и он _________, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному,
который построил дом свой на песке;
и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот;
_и он__________, и было падение его великое (из Евангелия от Матфея 7:24-27)
И один из слушателей, искушая Христа, спросил:
- Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему:
-«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь;
- вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. ( Из Евангелия от Матфея 22:35-40)
В проповеди, обращенной к жителям города Коринф, Иисус Христос пояснил:
- Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
всему верит, всего надеется, все переносит.
- Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся,
и языки умолкнут, и знание упразднится. (I Коринфянам 13:4-8)
Вывод: в основе учения Христа - _________________________, которые составляют основу жизни человека.
Грех -это _____________________ поведение, а добродетель -__________________________.
Десять Заповедей
- Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Обратимся к стихотворению кубанского поэта Николая Зиновьва.
- С какой заповедью перекликается просьба поэта?- От чего предостерегает ?
Вывод: Христианство - ______________________________________: кем быть, как себя вести, что делать, как говорить и даже думать, чтобы жизнь была успешной и плодотворной. Это руководство проверено веками. Иными словами, это __________ жизни, основанный на нравственных законах человеколюбия
- Какие строки К. Бальмонта подтверждают мысль о том, что заветы Иисуса Христа являются нравственными ориентиром для лирического героя стихотворения, руководством к действию?
Образ Христа в литературе – это символ _________, ________, ________________, __________ за людей. Это _______________________ориентир.
Capital _____________________
Population _____________________
Capital _____________________
Population _____________________
Capital _____________________
Population _____________________
Capital ___________
Population ___________
Capital ___________ Capital________
Population_______
Population __________
Capital____________
Population_____________
Capital____________
Population____________
Вам, любознательные!
Тропинин В. А. Портрет А. С. Пушкина
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
А. С. Пушкин
Весной 1823 года истекал третий год его южной ссылки. Жизнь в захудалом Кишиневе для Пушкина невыносима. Он все более и более хандрит, просит друзей побеспокоиться о нем, уговорить царя смягчить его ссылку, отпустить его хотя бы на пару месяцев в Петербург. Но царь все прошения отклоняет. Непосредственный начальник Александра Сергеевича генерал Инзов, человек добрый, отпускает поэта на побывку в Одессу, которая в сравнении с Кишиневом кажется Европой. Произошло это, вероятно, в мае 1823 года на Пасху, которая в том году праздновалась 8 мая.
13 мая, посылая «Птичку» Н. И. Гнедичу, Пушкин пишет: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое Воскресенье выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». Конечно, в стихотворении он намекал на свою судьбу, надеялся, что царь подарит ему свободу. Издатель, печатая «Птичку», сделал примечание: «Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных, должников и проч.».
Интересно, что на эту Пасху 1823 года некий помещик, граф Морков, дал вольную своему крепостному художнику Василию Тропинину, ставшему блистательным портретистом. Через четыре года он напишет один из лучших портретов Пушкина.
Ему же принадлежит и «Мальчик, выпускающий из клетки щегленка».
Key words
1. Easter holiday - Пасха
2. «Great Easter Fire» - Великий пасхальный костер
3. action - мероприятие
4. knights’ procession - шествие рыцарей
5. cross - крест
6. Jesus - Иисус
7. Good Friday - Страстная пятница
8. Pope - Папа Римский
9. a bundance - достаток
10. resurrection - воскрксение
11. holiness - святость
Home task: 1. Ester in my family
It is my _____________________ holiday. Usually we celebrate it on____________________.
We go to the _________________. We paint______________ and make Ester ____________.
Children get tasty _________________. We send SMS-massages and special greetings to our
_____________________ and relatives. We enjoy ___________________ holiday very much.
2. Выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений
(рабочий лист «Прочитаем вместе»)
Видео к уроку можно посмотреть:
часть 1 - http://www.youtube.com/watch?v=ZU-A1zxoJIo
часть 2 - http://www.youtube.com/watch?v=nD877vzxtfc
часть 3 - http://www.youtube.com/watch?v=pc8JjTwMNAY
часть 4 - http://www.youtube.com/watch?v=plvFcSXuP58