На начальном этапе обучения школьников я применяю метод переписывания текстов. Тексты должны быть небольшие по объему. Метод хорош тем,что при его использовании происходит развитие как лексических навыков , так и навыков письма.
For example, в ходе изучения тем внешность, одежда может быть предложен следующий текст.
"Hello.I am Tom. My surname is Brown. I'm from England. I’m twenty five. I have got short brown hair, a small nose and small ears. My eyes are blue. I have got long legs and short strong arms. I’m wearing a yellow T-shirt, brown shorts and sandals. "
Обогащение лексического запаса учащихся - постоянная забота учителя. И задача учителя превратить эту лексику в «собственность» учащихся, чтобы она стала их активным словарным запасом. С этой целью можно использовать речевые опоры. Речевые опоры — это карточки учебного раздаточного материала с ключевыми словами в неопределенной форме. Данные слова раскрывают тему, проблему, идею рассказа. Смысл технологии работы с речевыми опорами в том, чтобы, не предоставляя обучающимся готовый текст развернутого сообщения, стимулировать их самостоятельные высказывания и в процессе моделирования учебно-речевых ситуаций закрепить в их речи тематическую лексику, превращая ее в лексику активную, значительно расширяя и обогащая индивидуальный словарь учащихся.
Лексика для коммуникации школьников представлена в речевых опорах в нужном для сообщения порядке. Это позволяет учащимся легко сохранять логику сюжетной канвы высказывания. Одновременно речевые опоры - это также и источник информации по обсуждаемой проблеме.
Работу с речевыми опорами можно проводить в самых разнообразных режимах активной речевой деятельности: Т-P1P2P3 (фронтальная беседа), Т-P1-P2 (управляемый диалог), Р1=Р2 (диалог),P (монолог).
Пример карточки.
Тема урока: "Bad habits".
Imagine that you are a parent.
Use the expressions below to ask the students questions about their bad habits:
1 - to be not allowed anywhere (smoking, drinking alcohol, taking drugs)
Ask: Do you know that...?;
2 - to cause various diseases
Ask: a) Do you know that...? b) What diseases...?;
3- smoking: to make teeth yellow; hair and clothes smell; to cause a cough, a
headache, cancer;
4- - drinking alcohol: to make speech unclear; to cause slow reactions, loss of memory and a headache; to affect your social controls, your future children and people around you
Ask: Are you aware of the fact that...?;
5 - taking drugs: to make the brain sleep; to cause blood and heart diseases, brain disease;
6 - to be harmful for teenagers;
7 - to be strong and healthy
Ask: Do you want...?;
8 - to keep healthy lifestyle
Ask: What lifestyle...?;
9 - to say something as a final word.
Ask: What would you say...?
Зная механизмы построения английских предложений, учитывая многообразие видовременных форм английского языка и другие явления грамматики, учащиеся уже могут интерпретировать на изучаемом языке. Конечно же, это характерно для старшей ступени обучения.
Лексические игры для тренировки памяти и наблюдательности.
Memory Game
Ребята нередко жалуются на плохую память. От чего зависит память? Можно ли ее развить? Именно это и натолкнуло учителя на мысль предложить им игру на развитие памяти.
Teacher: Misha, you promised to bring the book your father brought from Moscow.
Misha: I am very sorry but I forgot it.
Teacher: Did you? What a poor memory you have. How do you train your memory? What does this long silence mean? •
Katya: Is it possible to train our memory?
Teacher: No doubt. Kolya, what are the capitals of England and the USA?
Kolya: London and Washington D. C.
Teacher: Jane, repeat what Kolya has said and tell us the name of the capital of France.
Jane: Paris, London, Washington D. C.
Teacher: I am very sorry but you've made a mistake. He said, London, Washington D. C. and then Paris. Let us continue training our memory.
Прежде всего, необходимо определить круг лексики для игры. Скажем, изучается текст «Географическое положение Великобритании». Учитель решает использовать в игре только географические названия, упомянутые в тексте. Начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если же кто забыл слово или перепутал порядок, его объявляют "sheep's head" (баранья голова) и он выбывает из игры. Sheep's head далее повторяется наряду с другими словами. Например:
Teacher: Great Britain...
Lena: Great Britain, Scotland...
Sveta: Great Britain, Scotland, Denmark...
Andrei: Scotland...
Teacher: I am sorry, you are "sheep's head". Masha, contaiue.
Masha: Great Britain, Scotland, Denmark, sheep's head, London...
Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки. Учителю следует обязательно записать порядок следования слов в игре.
Вариант
Этот вариант рекомендуется при изучении темы «Покупки». Здесь также следует обращать внимание на употребление неопределенного артикля и местоимения some. Начиная игру, учитель говорит: "I went to the market and bought some milk". Katya: I went to the market and bought some milk, butter...
Игра идет по описанным выше правилам.
Другие варианты:
I went to the Zoo and saw...
I went to the field and picked some (flowers...). Etc.
The Man in the Moon
Учитель решил ввести новую игру со своеобразного розыгрыша.
Teacher: Have you got the hat, Katya? Katya: What hat? Teacher: Ah, you don't know?! Now we will find out who has the hat.
Учитель читает присказку игры:
The Man in the moon
Has lost his hat.
Some say this
And some say that,
But I say (slight pause and then quickly)
That number... eight has it.
One, two, three, four, five, six, seven, eight. Ah, Andrei, you've got the hat. Andrei: No, I haven't got it.
Teacher: All right, let us stand up and count. Now I'll hide this ball, and we'll see who has got it.
Все становятся в круг, водящий в середине. Учитель просит всех убрать руки за спину, и пока водящий произносит первые четыре строчки присказки, учитель незаметно отдает мяч (ключ, мел и т. д.) одному из учеников. Водящий, продолжая присказку, называет произвольно номер:
But I say...
That number... five has it.
Водящий начинает расчет с любого ученика: "One, two, three, four, five. Andrei, you've got the ball". Andrei: I am number five, but I haven't got it.
Водящий выбирает другого ученика: "One, two, ... five. Masha, you've got it".. Masha :I am number five, but I haven't got it. Так повторяется до тех пор, пока не будет найден мяч
This Is My Nose
Детям нравится, когда кто-то ошибается или только делает вид, что ошибается. Этим и воспользовался учитель. "Oh, oh, something is wrong with my foot," сказал он, показывая на руку. "With your hand," уточнила Катя. Вместо ответа учитель продолжал: "I don't hear, something is wrong with my nose", показывая на ухо. Все засмеялись, так как слово «нос» было всем понятно.
Для игры ученики выстраиваются в одну шеренгу напротив водящего. Водящий показывает, скажем, на ступню ноги и говорит: "This is my nose." Ученик, к которому обратился водящий, отвечает наоборот: "This is my foot", показывая на свой нос. Теперь он становится водящим. Во время диалога все остальные считают до десяти. Если играющий не ответит правильно до конца счета, он выбывает из игры.
Geography
Правила игры несложны. Ученик называет страну или город какого-либо государства. Следующий ученик должен сказать географическое название, которое бы начиналось с последней буквы предыдущего. Например: London — Newcastle — England — Denmark — Kentucky, etc..
По ходу игры целесообразно писать на доске называемые слова. На придумывание слова следует отвести не более десяти секунд, ученик, не придумавший за этот срок слова, теряет фишку.
Fruit Basket
Учитель начал игру с разговора о фруктах.
Teacher: Autumn is my favourite season, children. I like autumn because I like fruit.
Jane: I like fruit, too. I like melons.
Teacher: Oh, you do, here is a good melon for you. (Дает картинку с изображением дыни.)
Andrei: I like water-melons.
Teacher: Then take a wonderful water-melon.'
Lena: I like oranges.
Teacher: Take an orange. What a wonderful fruit basket you can make!
Теперь у каждого есть картинка с изображением какого-либо фрукта. Все ребята садятся в круг, ведущего, как всегда, выбирают с помощью считалки. Ведущий говорит: "Apple, change places with Orange" . «Яблоко» и «Апельсин» меняются местами, а в это время ведущий пытается занять одно из мест. Потерявший место становится ведущим. Можно попросить поменяться местами сразу все «фрукты» и дать команду "Fruit basket, upset!"
What Kind?
Как научить ребят говорить точно и выразительно? С этими мыслями учитель пришел в класс.
Teacher: Did you like the film, Jane?
Jane: Ob, yes, very! It was a wonderful film.
Teacher: Why?
Jane: First of all, the music was wonderful, and the actors were wonderful. There was an actor, he was wonderful.
Teacher: Aren't you tired of this 'wonderful'? Can't the film be lovely, dynamic, breath-taking, exciting? Can't an actor be clever, intelligent, brave, handsome, daring?
Для проведения игры надо приготовить два набора карточек. Карточки набора «А» содержат существительные, каждая карточка набора «В» содержит два прилагательных. Класс делится на две команды. Команда «В» по очереди читает прилагательные, команда «А» должна немедленно назвать подходящее существительное. За быстрый и правильный ответ команда получает одно очко. После того как будут прочитаны все прилагательные, команды меняются ролями.
Примерный список прилагательных и существительных!
Набор «А» Набор «Б»
mountains grand, majestic
soldier brave, fearless
river calm, peaceful
mother loving, patient
day grey, rainy
sea vast, boundless
deer slender, graceful
rhinoceros clumsy, awkward
bee busy, buzzing
cat large, white
stare twinkling, distant
rose beautiful, fragrant
kitten playful, little
girl happy, joyful
clouds white, fleecy.
thunder loud, roaring
How?
Суть данной игры в следующем. Изучая текст, учитель выбирает фразу-стимул, и учащиеся должны в быстром темпе назвать как можно больше обстоятельств, подходящих к данному предложению, учитывая тот контекст, из которого оно взято. Возьмем для примера текст: "Three Men in a Boat"
Teacher: The author went to the British Museum.
Pupils: ... quickly, early in the morning, with fear, with interest, with hope, etc. Teacher: He felt his pulse...
Pupils: ... with fear, in horror, for a long time, attentively,etc
Does It Tell You Anything?
Что больше всего запоминается в картине? С этого начался разговор, который привел к игре.
Teacher: You have seen the painting "Boyarynya Morozova". Many days have passed since that day and yet its image is with you. What do you remember about it? It's either colour or some detail. What do you remember about the picture?
Pupils: The sledge and the scared look of the woman
Условия игры заключаются в следующем. Ученик должен предельно кратко дать описание какой-нибудь всем известной картины, задача учеников догадаться, о какой картине идет речь. За правильный и точный рассказ о картине дается три очка, отгадавший картину получает два очка.
Например:
Katya: What is the name of the painting? You see a group of people working on a big Russian river. The painter shows that the work is hard.
Misha: It Is "The Volga Boatmen". Which picture do I mean? In the foreground you see two people; old and young. The old man is standing, the younger one has knelt before him.
Masha: It's "The Return of the Prodigal Son". Etc.
Лексические игры для тренировки учащихся в употреблении числительных.
Данные игры преследуют цели:
— тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
— активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
— развивать речевую реакцию учащихся;
— познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Данные игры предназначены для тренировки учащихся в употреблении числительных.
1. Number Snatch
Учитель принес в класс красивые цветные карандаши, фантики, спичечные этикетки, марки, открытки и положил все это на стол.
Teacher: Look at these things. Do you like them? You can get them if you are quick and attentive. Let's play a team game: team "A" against team "B"
Команды располагаются на некотором расстоянии напротив друг друга. Каждый участник команды получает номер от 1 до 10, таким образом, у играющих по два номера 1, 2, 3 и т. д. Посреди игрового пространства ставится стул, на который кладется один из упомянутых предметов. Как только учитель называет по-английски номер, скажем, 3, ученик из каждой команды с этим номером бежит и старается первым схватить предмет.
2. Don't Say ,,Four"
Все знают, как трудно досчитать до большого числа и не сбиться.
Teacfier: Children, can you count well?
Ann: Of course, we can.
Teacher: How far can you count?
Pavel: Up to one hundred.
Oleg: Up to one thousand.
Victor: Up to one million.
Teacher: Let's count up to one hundred..;
Masha: It is not interesting...
Teacher: No? But...
Учитель рассказывает условия игры. Ребята начинают считать, однако, когда дойдут до числа с цифрой 4, они должны сказать вместо него слово з1ор. Например: one, two, three, stop, five, ... twelve, thirteen, stop, fifteen, ... twenty-two, twenty-three, stop, etc Каждому раздается по одной фишке. Сделавший ошибку теряет свою фишку. Выигрывают те, кто сохранил фишки до конца игры.
На продвинутом этапе обучения ребята говорят; "Stop" не только вместо числа с цифрой 4, но и вместо числа, кратного 4. Например: one, two, three, stop, ... seven, stop, ... ten, eleven, stop, thirteen, stop, fifteen,-- stop, eighteen, nineteen, stop ...
Вариант
Игру удобно также проводить с числами, содержащими 2, 3, 5 и кратными им.
3. How Many Pages?
Ученики привыкли, что на учительском столе время от времени ^появлялись красиво изданные английские книги; и им доставляло удовольствие даже просто смотреть на них. Учитель подумал, а что если задать вопрос: "How many pages are there in the book?"
K.atya: There are three hundred and fifty.
Teacher: No, less.
Misha: Three hundred.
Teacher: Less.
Lena: Two hundred and fifty.
Teacher: More.
Jane: Two hundred and eighty.
Teacher: That's right.
Отгадать количество страниц в книге неожиданно оказалось увлекательным и, как показалось учителю, полезным занятием. Приз отгадавшему — право первым полистать новую книгу — понравился ребятам.
4. Numbers Line-Up
Как-то учитель решил рассказать ученикам о морской азбуке, где вместо букв и цифр — флажки.
Teacher: I like sailing very much, and the life of sailors seems very interesting to me. They even have their own alphabet. Have you ever seen sailors using it? Do you want to try it? I am the captain of a ship. I have to pass on important information... We have to signal only numbers...
Разделились на две команды («два корабля»), «красные» (у них карточки с цифрами красного цвета) и «синие» (у них -карточки синего цвета). Ведущий («командир корабля») командует: "Five hundred and forty". Члены команд («матросы») поднимают свои карточки 5, 4 и 0. 'Команда, построившая число первой, получает одно очко. Числа могут быть и более сложными: четырех-, пятизначные и т. д.
«Обучающие игры на уроке английского языка» М.Ф. Стронин, Москва, «Просвещение», 1984 г.
Страница 260 из 355