Учебный словарь школьника - полезное пособие для изучения, закрепления и повторения лексики, для накопления речевых образцов. Ученики ведут личный словарь на протяжении всего школьного курса изучения языка. Словарю необходимо уделять серьезное внимание
Наиболее удобная форма ведения словаря в первые годы обучения - запись на уроке новых ЛЕ в специальной тетради в трех графах: слово, транскрипция, перевод. По мере приобретения навыка в классе ведение словаря становится самостоятельной домашней работой.
На среднем и старшем этапах форму словаря можно изменить. Например, за основу взять образец словаря учебника, но с добавлением синонимов и антонимов из ранее усвоенных ЛЕ, различных устойчивых словосочетаний, оборотов речи, пословиц и поговорок. Например:
I |
II |
III |
IY |
Y |
to learn, v
learning, n learner, n learned, a |
1) учиться 2) узнавать учение ученик ученый |
to study (synonym) |
to learn well / badly |
Live and learn |
Здесь накапливаются оптимально отобранные лексические средства речевой деятельности, обогащающие устную речь учащихся. Несомненно, изначально выполнять подобную работу ученики учатся постепенно, под руководством учителя, пока не выработают самостоятельные навыки.
Однако можно применять и другие формы организации словаря:
1. Значение: тетрадь делится на большое число секций - слова, для описания чувств, мест, движений и т.д. таким образом, можно составить целые списки слов, связанные по значению;
2. Диаграмма: слова можно объединить под общим названием или обобщающим словом в единую диаграмму:
FURNITURE
Living room bedroom kitchen
Sofa bookcase ... lamp wardrobe ... stool table
Данную диаграмму можно расширять по мере накопления новой лексики.
3. Часть речи: разные части речи можно записывать разными цветами: существительные – красным, прилагательные – зелеными, местоимения- синими и т.д.
4. Синонимы и антонимы.
Все зависит от возможностей учителя и учащихся.
Очень часто на своих урока использую наработки учителей, публикуемые в разделе Практика журнала «Иностранные языки в школе». К сожалению, не могу точно указать номер, год издания журнала, но прием работы с лексикой, описанный в нем, применяю довольно часто (на начальном и среднем этапах обучения) для закрепления лексики, контроля ее усвоения. Суть в следующем: в клеточки прямоугольника вписаны слова и, как правило, рядом с ними помещены соответствующие картинки. В четвертой клеточке сделан кармашек, в который вложен лист бумаги, закрывающий написанное слово.
Вот пример такого прямоугольника:
book |
copy-book |
pen |
(pencil) |
Данный прямоугольник помещается на доску и ребятам предлагается назвать слово, которое можно поместить в четвертую клетку. На первых порах школьникам, возможно, понадобится помощь: наводящие вопросы учителя.
Формы деятельности могут быть различными: индивидуальная (прямоугольники используются для самоконтроля), парная (контроль усвоения лексики осуществляется в режиме P1® P2), групповая (в группах работают ученики с различным уровнем успеваемости, сильный учащийся исполняет роль консультанта) и фронтальная.
Еще один пример:
good |
bad |
white |
(black) |
fast |
slow |
short |
(long) |
Ученикам предлагается угадать слово в четвертой клетке и сравнить слова в первой и второй клетке. Можно предложить подобрать слова-синонимы (антонимы) к английским словам white, short.
Когда учащиеся овладевают достаточным запасом лексики, на основе угаданного слова они составляют небольшие высказывания. Например, ребята угадали слово summer в прямоугольнике:
coat |
cold |
sun |
(summer) |
Т.: Tell us something about summer.
Р1: Summer is a season.
P2: Summer is a season when it is warm.
Рз: It is sunny and hot.
Р4: We like to play football and ride a bike in summer. И т. д.
Данный прием может применяться на различных этапах урока. В начале урока он служит хорошей опорой для проведения лексической зарядки. Можно использовать этот прием работы для создания игровой ситуации: «Догадайтесь, какое слово написано в четвертой клетке прямоугольника, и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке». Можно предложить несколько прямоугольников, в которых нужно выбрать те слова, которые соответствуют теме урока.
Данный прием работы играет свою положительную роль в повышении уровня усвоения лексики учащимися. Дети воспринимают его как игру. В игре же они легко и прочно усваивают необходимые знания.
В области говорения предметными результатами являются: умение начинать, вести и закончить различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя. Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу. Для этого сначала мы знакомимся с речевыми моделями и клише, отрабатываем их хором и индивидуально, отвечаем на вопросы по тексту диалога, учимся быстро реагировать на определенные реплики, заучиваем диалоги, составляем собственные диалоги по образцу.
Очень часто на уроках использую обучающий диск «Уроки английского языка Кирилла и Мефодия» (виртуальная школа Кирилла и Мефодия) 5,6 класс.
Сначала очень кропотливая работа проводится по обучению новых слов, затем ученики слушают диалог, повторяют за диктором. После того, как прошла отработка диалога, у учащихся есть возможность разыграть этот диалог, «примерив» на себя роль одного или другого героя. И в заключении дети самостоятельно разыгрывают диалог.
Очень часто для обучения диалогической речи использую «Student card».
Например:
You are in the store looking for a sweater. You see the one you like. Ask the shop assistant:
- if they have your size
- how much it costs
- if there is any discount
- if you can try it on
You begin the conversation.
Remeber to:
- be active and polite
-ask the questions and find out all the information you need
- decide if you take the sweater.
При обучению диалогу большое значение имеет формирование умения спонтанно реагировать на реплики партнёра, а также умения реализовать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств. Важно, чтобы отработка этих речевых навыков велась в системе.
Постер или плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. (В другом значении — разновидность графики). В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
В целях закрепления лексики в работе с учениками использую изготовление постеров на различную тематику. Обычно- это домашнее задание, потому что времени на изготовление постеров на уроке практически не хватает.
Примак Настя, 5 класс
Пайль Дима, 5 класс
Перекеева Настя, 5 класс
Егоров Данил, 5 класс
Леончикова Вероника, 7 класс
Жабровец Алексей, 7 класс ( mind map)
Жабровец Алексей, 5 класс
Гайнуллин Ильдар, 7 класс
Виды упражнений могут быть разными:
1. Дать описание тому, что изображено
2. Класс задает вопросы автору постера
3. Автор постера задает вопросы классу
4. Используя в качестве наглядного пособия в других классах предлагаю составить предложения к картинкам, учитывая например, какого цвета предметы, где расположены и др.
Все упражнения направлены на работу с лексикой ( ознакомление, закрепление)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Постер
Страница 266 из 355