АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ

Пассов Ефим Израилевич
 

Коллеги

0 коллег

Группы

0 Групп
107
Баллы
71
Активность

Обо мне

Основные данные

Ваш пол
Мужчина
Дата рождения
19/04/1930
Ваши профессиональные интересы
методология методики, методика как наука, проблемы целей иноязычного образования, отбора и организации материала, системы упражнений, навыков и умений, ситуативности, урока ИЯ, профессиональной подготовки учителя, терминосистемы, технологии, диалога культур и др.

Контактная информация

Образовательное учреждение
ЕГУ им. И.А. Бунина, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, Минский ГЛУ
Класс / Курс / Стаж
студенты, аспиранты

Квалификация

Образование
д.п.н., профессор
Статус
Доктор наук
104 месяца назад
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Дорогие коллеги!
Пользуясь случаем (завершением нашего интернет-общения), хочу поздравить вас с началом нового учебного года. С болью осознаю, что условия, в которых сейчас работает учитель, весьма далеки от нормальных. Но надеюсь (и вас призываю к тому же), что придет осознание того, что главная производительная сила общества – Учитель, а не банки и даже заводы, ибо, если нет образованного, нравственного Человека, всё остальное – ничто. Поэтому продолжайте выполнять свой Долг, невзирая ни на что. Я желаю вам успеха! Я уверен, что мы с вами сможем всё преодолеть.
Почему я уверен? Потому что в этом в очередной раз убедил диалог с вами. Этот диалог показал, что подлинный учитель озабочен не собой, а судьбой своих учеников, наших будущих граждан. Этой озабоченностью были пронизаны все обращенные ко мне вопросы. Поэтому оказалось так много победителей. Их нельзя было не отметить:

1. Борисова В.В.
2. Гусева Л.В.
3. Зимина Т.А.
4. Зверева А.В.
5. Климкина Е.В.
6. Крикова Л.П.
7. Подлипаева О.Н.
8. Тупенова Г.М.
9. Васильева Е.А.
10. Исаева И.С.
11. Калининская И.Н.
12. Корнилова Н.Г.
13. Курбеева И.А.

Простите, если мои ответы не всегда вас удовлетворяли. Но я старался. Мне было душевно приятно общаться с вами. Спасибо всем!
Ваш Е. Пассов
Сент. 09
106 месяца назад
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Дорогие учителя!

Завершился учебный год. Приостановилось наше с вами общение. Я с огромным интересом читал ваши письма и с искренним желанием старался ответить на вопросы. Очень надеюсь, что наше общение с вами не прекратится, потому что у вас есть стремление совершенствовать свою работу, а у меня есть что сказать вам.

Признаюсь, что еще никогда не было так трудно выбрать так называемые «лучшие вопросы». Во-первых, потому что каждый из них был по-своему значим и интересен, а во-вторых, потому что не были определены номинации и критерии оценки. Надо будет это учесть в следующий раз.
И поэтому пришлось выделить тринадцать (!) писем, которые и стали призерами.

Поскольку учительская общественность отдыхает от трудов праведных, а страна должна знать своих героев, мы решили объявить о результатах нашего диалога перед началом учебного года.

Желаю вам приятного отдыха. Итак, - до новых бесед.

Уважающий вас,
Е. Пассов
Июль 13
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Внимание новичков сайта! в форумах.
Уважаемая Марзият Нурувовна!

Во-первых, спасибо за добрые слова. Я доволен, что судьба дала мне возможность помочь многим стать настоящими профессионалами. А особенно доволен тем, что они это помнят.

Вы совершенно справедливо заметили, что процесс овладения иноязычной культурой – сложный и требует многих усилий. Конечно, каждый вид речевой деятельности сложен по-своему и связан с различными трудностями для учащегося. Но что касается чтения, то этот вид речевой деятельности, на мой взгляд, наиболее прост для овладения им. В то же время он чрезвычайно важен, поскольку без чтения трудно (или невозможно) приобрести чувство языка. Именно поэтому чтение должно широко использоваться в любой образовательной программе и как вспомогательное средство, повышающее уровень говорения и письма, и как цель.

Кстати, перевод, который, собственно, Вас и интересует, также очень способствует приобретению чувства языка. Но это – особый вид деятельности и в программу общеобразовательной средней школы не входит. Переводчик – особая и очень сложная профессия, для приобретения которой нужна специальная подготовка.

Мне уже приходилось отвечать одному из учителей на вопрос о том, стоит ли заниматься в школе переводом (см. ответ Догадиной Татьяне Александровне). Мой опыт работы в школе убедил меня в том, что стоит, но не на уроках, а в рамках работы кружка по переводу, который можно организовать для интересующихся. Думаю, такие найдутся, и они могут стать хорошей опорой для учителя на уроке. Результаты работы кружка можно представлять и в специальных стенгазетах, и на вечерах поэзии и т.п. Все это украсит Вашу работу.

Наконец, конкретно о трудных текстах. Разумеется, ни о каком-либо редактировании переводов, сделанных учащимися, их сравнении и оценке речи быть не может. Мне трудно сказать о том, подвергаются ли тексты в разных учебниках адаптации и в какой мере, думаю, что да. Но насколько я понял из Вашего письма, Вас это интересует потому, что некоторые тексты оказываются трудными для Ваших учащихся. Такое возможно по двум причинам: либо авторы превысили пределы трудности текста для данного уровня учащихся, либо уровень учащихся (некоторых из них) не соответствует программным требованиям. Но эту дилемму можете решить Вы сами. Со своей стороны, я могу лишь предположить, что Вами использованы не все необходимые упражнения, предназначенные для развития умения читать, в частности, упражнения, связанные с ориентировкой в структуре текста, в структуре отдельных предложений, а также с непониманием отдельных лексических единиц.

И еще одно замечание. Вам, конечно, хорошо известно, что понимание может быть на уровне содержания и на уровне смысла. Видимо, некоторые учащиеся не владеют приемами раскрытия смысла читаемого, т.е. могут для себя ответить на вопросы Что…? Где…? Когда…? О чем…?, но не вопросы Почему…? Зачем…? По какой причине…? и т.п. Не сомневаюсь, что причина не только в том, что не выполняются такие упражнения, а в том, что учащиеся чрезвычайно мало читают вообще даже на родном языке.

Может быть, Вам поможет книга «Урок иностранного языка» (авторы: Е.И. Пассов и Н.Е. Кузовлева), где есть образцы уроков, связанных с чтением.

Желаю Вам успехов.
Ваш Е. Пассов
Июль 08
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Уважаемая Эльвира Омурзаковна!

Утверждать, что манеры суть нечто неизменное, конечно, некорректно. В нашем бренном мире меняется всё и постоянно, непрерывно: живая и неживая природа (горы, реки, земля, климат), а также всё рукотворное (цивилизация, искусство и т.д.), том числе и всё благоприобретенное (умения, навыки, привычки и… манеры). Как говорится, ничто не вечно под луной. Может быть, исключение составляют лишь законы неживой природы (например, закон земного притяжения и ему подобные). И то – только в масштабах Земли. А на Луне притяжение уже в 6 раз меньше. А во Вселенной? Я не знаю. Но думаю, что и там все иначе.

Манеры, или, иначе говоря, этикет – конвенционален, т.е. устанавливается по общему (общественному) согласию. Все зависит от нравственных позиций, от мировоззрения. Этикет у разных народов различен. И даже у одного и того же народа этикет (манера поведения) со временем меняется. У разных слоев населения меняется по-разному. Природа не терпит застоя и однообразия. Всё эволюционирует. И в этом – прелесть жизни.

Попутно замечу, что в методике иноязычного образования есть принцип новизны, который я впервые сформулировал в 1971 году. Не знаю, насколько Вы с ним знакомы. Но он – один из важнейших принципов, на которых должно быть основано иноязычное образование.

Всего Вам доброго!
Ваш Е. Пассов
Июль 08
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Уважаемая Татьяна Александровна!

Половина Вашего письма это – юбилейный елейный дождь, который Вы щедро пролили на мою седую голову. Спасибо сердечное! Но поскольку в народе говорят «Бог велит пополам делить», то большую половину отправляю Вам. Тем более что Вы недавно (5 июня) справляли и свой юбилей (узнал из анкеты). Что же Вам пожелать? Воспользуюсь опять русской поговоркой (я их очень люблю) «В 45 баба - ягодка опять». Вот и оставайтесь на долгие-долгие годы такой же привлекательной ягодкой, как, скажем, вишенка! Я почему-то уверен, что и внешне Вы столь же привлекательны, сколь и Ваш внутренний мир. Это чувствуется во всем, что Вы пишете и делаете. Когда мне жена читала Ваш рассказ «Учительский ген», она вдруг остановилась и произнесла: «Ты знаешь, у меня просто слезы наворачиваются». «У меня тоже», - ответил я. И это на самом деле было так. А потом долго говорили о том, что вот на таких людях, семьях, династиях стоит (и будет стоять!) Россия. Честь и хвала вам! Кстати, рассказ «Учительский ген» надо напечатать в «Учительской газете». Если не возражаете, могу от себя послать его туда, понимая, что Вам вроде неудобно самой это сделать. А я объясню редакции, почему я посылаю им это.

Теперь по поводу Ваших вопросов.

1. «Как жить, чтобы не утомляться?»
Ответом должно быть философское эссе. Но я поступлю иначе. Всю жизнь (с юности) я «кропаю стишки». Я не поэт, но это для меня – одна из форм самовыражения. Думаю, что в посылаемых «виршах» содержится в определенной мере ответ на Ваш вопрос. Итак,…

Мой удел...
Дела, что ждут еще свершенья,
Нависли, как Дамоклов меч.
Меня съедает нетерпенье.
Оно готово сердце сжечь.

То нетерпенье – беспокойство
За судьбы этих разных дел.
И это гибельное свойство –
Неотвратимый мой удел.

Когда наступает ненастье души…
Когда наступает
ненастье души,
Когда уже в сердце
нет места надежде,
Свои идеалы предать не спеши, -
Вставай и иди
лишь вперед,
как и прежде.
Когда окружают не те,
кто лишь «за»,
И в рожу бы
наглому плюнуть невежде,
Когда от обиды темнеет в глазах, -
Хотя бы ползком,
но – вперед,
как и прежде.
И пусть улюлюкает с гиком толпа
Невежд фешенебельных
в модной одежде.
Ты видишь –
открылась надежды тропа, -
Так встань и иди,
лишь вперед, как и прежде.
Иди и не сетуй,
что нету похвал,
И нету награды,
и даже участья.
И вот он
вблизи
засверкал идеал…
А сердце от счастья
вдруг рвется на части.
И все же, когда ты в ненастье
души,
Когда уже, кажется,
нету надежды,
Свои идеалы предать не спеши,
Вставай и иди
лишь вперед,
как и прежде.

Всплеск оптимизма
Мне говорит моя жена:
Ну, что ты хочешь? Годы. Годы!
А у меня – в душе весна.
И мне плевать на непогоду!

Снег сыплет – белая стена.
Бушует буря в целом свете…
А у меня в душе – весна,
И мне плевать на всякий ветер!

Давленье скачет как рысак,
Совсем сегодня обнаглело.
А мне вот радостно и так,
Что мне до подлых козней тела?!

Не согласуется никак
Мой дух и плоть, душа и тело.
Видать, я был задуман так,
Но мне до этого нет дела.

Я просто занято живу,
Ведь у меня свое есть Дело.
И мне плевать на козни тела,
Пока все это наяву.

Я жизнь люблю всегда, во всех
Ее прекрасных проявленьях.
И среди всех земных утех
Мне ближе – радость, бодрость, смех, -
Да здравствуют все их мгновенья!

О времени и о себе
Когда мне было двадцать лет,
Я начал жизни эпопею,
И думал, что я все успею,
Когда мне было двадцать лет.
Когда мне было тридцать лет,
Я кой-чему уж научился
Но я еще не торопился,
Когда мне было тридцать лет.
Когда мне было сорок лет,
То я увидел без сомненья,
Как ускоряется движенье,
Когда мне было сорок лет.
Когда мне стало пятьдесят,
Я понял, как колеса мчатся,
И мне за ними не угнаться,
Когда мне стало пятьдесят.
Когда ж подкрались шестьдесят,
Я и себе не признавался,
Зачем так сильно разогнался,
Когда подкрались шестьдесят.
Потом еще десяток лет
Летел к неведомым пределам,
Оглядываясь между делом
На пройденный отрезок лет…
И что в итоге? Боже мой!
Все тех же дел край непочатый…
Их власть безмерна надо мной:
Они кричат: «Пиши!», «Печатай!»
Ведь ты еще не все успел
Ты просмотри, какие дали!
Да, все успеешь ты едва ли,
Но то, что сделал, - не предел.
Предела нет. Но ты – стремись,
Как пуля к цели той стремится.
И торопись. И – торопись!
Чтоб властвовала твоя жизнь
Над временем, летящим птицей!

2. Как я выбирал профессию?
Никак. Это она выбрала меня. «Она» - это судьба ,случай, Бог…Как хотите. Поскольку на подобный вопрос я уже ответил (см. ответ Корниловой Наталье Геннадьевне), то не буду повторяться.

3. «Обязательна ли стажировка за рубежом?»
Смотря, какую цель Вы перед собой ставите. Если, как Вы пишете, «чтобы на современном уровне проводить уроки», то, конечно, нет. Пустая трата времени, средств и т.п. Потому что ничего нового в методике Вы там не увидите. Посмотрите их учебники. Поверьте мне: методически они вообще безграмотны. Наша методика (не всякая, конечно) на голову выше их «методики». Их так называемый «коммуникативный подход» и появился через 10 лет после нашего коммуникативного подхода, и по сути своей псевдокоммуникативен. Но это в письме не объяснишь. Если хотите, давайте я проведу в режиме on-line пару занятий с учителями Мценска.
Если же Вы имеете в виду повысить свой уровень владения языком, то при современной технике это тоже можно сделать, даже не выходя из дома. Помните у Высоцкого: «Я эти горы в телевизоре видал».
Конечно, повстречаться с живыми иностранцами да еще в их обстановке не повредит учителю, чтобы, скажем, самому себя проверить, записать в послужной список, - не более того.

4. «Какое место должно занять на уроке регионоведение?»
На этот вопрос Вы сами ответили рассказом того, что Вы делаете: одно из ведущих мест, наряду с фактами чужой культуры. В этом и состоит основа диалога культур.
Еще лет 15 тому назад в своей программе иноязычного образования в школе я выдвинул тезис, которым горжусь: овладение чужой культурой должно повышать статус ученика как субъекта родной культуры. Чужую надо знать, понимать, уважать, а родную еще и любить, всей душой, гордиться ею. Тем более что у нас в плане культуры есть чем гордиться. Иначе мы не воспитаем Гражданина, т.е. не выполним главную задачу образования – воспитание духовного человека. Так что продолжайте то, что Вы делаете в этом направлении.

Успехов Вам!
Ваш Е. Пассов

P.S. Сообщите мне, пожалуйста, Ваш домашний адрес и e-mail: я хочу Вам кое-что прислать для работы с учителями.
Июль 06
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Уважаемая Наталья Владиленовна!

Может быть, я Вас огорчу своим ответом, но вынужден со всей ответственностью сказать, что такому «виду чтения» как чтение вслух вообще учить не нужно. Этим видом деятельности занимаются либо дикторы иностранного радио и ТВ, либо учитель ИЯ. Наш ученик диктором на BBC вряд ли будет, а если он станет учителем, то научится этому в педвузе.

Ученикам надо совсем другое: произносительными навыками они должны овладеть продуктивно, т.е. в говорении, и рецептивно – в аудировании. Это значит, что и проверять надо, насколько аутентично ученик произносит в процессе высказывания и насколько адекватно он понимает воспринимаемую аутентичную речь (вживую или в записи).

Так и только так обстоят дела, если рассуждать научно и на основе здравого смысла. А если сторонники ЕГЭ придумали другое, то я могу только посочувствовать. А посоветовать могу учить тому, о чем я написал выше. И если это учение будет успешным, то ученик и прочтет вслух правильно. Но для этого он должен еще и научиться читать про себя (как это и нужно для жизни).

Но, честно говоря, все обстоит не так просто, ведь в начале любого курса ИЯ человек должен овладеть так называемой техникой чтения, чтобы потом свободно читать про себя. Вот для этого может оказаться необходимой стадия чтения вслух, которая сначала переходит в чтение шепотом и, наконец, становится собственно чтением про себя.

Вы спрашиваете, какие приемы для этого наиболее эффективны? Таких приемов, которые иногда называют методами, несколько: аналитико-синтетический, метод чтения целых слов и др. Но представляется, что наиболее эффективным является чтение расширяющихся синтагм. Он использован в учебниках В.П. Кузовлева и др. Описание его Вы найдете в Книге для учителя для 3-го класса.

Желаю Вам успехов.
Ваш Е. Пассов
Июнь 30
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Уважаемая Наталья Геннадьевна!

Вы знаете, меня удивила широта Ваших интересов. Это – здорово! Особенно, если Вы все это используете в классе. Такой учитель не может не привлечь внимания учеников (говоря словами Б. Пастернака, «привлечь к себе любовь пространства»). Знаю это по себе, как мне, например, помогала музыка и поэзия. Но – это другой разговор.

Что же касается Вашего вопроса, помню ли я свой первый урок, то отвечаю с полной уверенностью: помню, как будто это происходило вчера. Многое утонуло в памяти, а это – осталось. Почему? Не знаю. Наверное, потому, что этот урок был как некое судьбоносное явление жизни. Объясню.

Я попал в педвуз случайно, против моего желания. Хотел быть журналистом, но время было такое, что с моим «пятым пунктом» даже при отличной сдаче экзаменов мечта рухнула. И я попал в иняз, где был недобор.

Первые два курса в инязе я посещал занятия на двух факультетах (были разные смены), руководил самодеятельностью, занимался спортом и надеялся куда-то перейти. Но – увы!

И вот – третий курс, первая педпрактика, первый мой урок… Это был 6-й А класс (даже это помню). А входил я в класс как выходил на сцену (я всегда вел все концерты и сам выступал с чтением собственного фельетона в стихах или пением). Я не знал никакой методики, у нас ее фактически не было, я ничего не умел, разве только общаться с детьми, т.к. еще после школы один год работал пионервожатым.

Не буду врать: не помню ни темы, ни конкретных упражнений и т.п. Но хорошо помню ощущение полета, духовного подъема, общности с учениками, точнее, не с учениками, а с «моими детьми», близкими, почти родными…

Когда закончился урок, я, почти в трансе, вышел из класса и прислонился к стене, и я как будто переместился в другое пространство…
- Что с тобой? – спросили мои сокурсники.
- Никуда я отсюда не уйду, - ответил я отрешенно, глядя куда-то вдаль.
- Ефим! Что с тобой?!
- Никуда я отсюда не уйду, - повторил я.

Так оно и оказалось: школа стала моим домом. Спасибо судьбе, что она распорядилась именно так. А нынче, заканчивается мой 62-й учебный год…

Ваш Е. Пассов
Июнь 24
107 месяца назад
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Уважаемая Галина Валентиновна!

«Отслеживать изменения норм речи и грамматических правил» - профессиональная обязанность лингвистов и филологов. Учителю достаточно воспользоваться результатами их труда. Для этого можно написать просьбу в ИЯШ, там есть рубрика «Наши консультации». В ней для Вас напечатают то, чем Вы заинтересуетесь.

Но я бы посоветовал: читайте в подлиннике художественную литературу. Ели Вы за год прочтете 3-4 современных романа и сделаете нужные выписки, Вы сами добудете нужный материал. Да и ученикам будет что рассказать. Представляете, как они Вас зауважают? А сколько интересных и полезных текстов Вы найдете для работы! И Вы себя почувствуете уже не «рядовым учителем» (как Вы выразились о себе), а повысите уровень самоуважения. Мой совет: никогда не называйте себя «простым учителем». Эта ложная скромность – ни к чему. Учитель – слишком высокое звание, чтобы быть простым.

Желаю Вам всего доброго!
Ваш Е. Пассов
Июнь 10
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Уважаемая Лариса Евгеньевна!

Я отношусь к этой идее положительно, более того, с энтузиазмом. Я писал в своей книге «Танк модернизации на ниве образования», что свобода без ограничений всегда приводит к вседозволенности. Это, конечно, очень «красиво демократично» заявить: «Любой учитель может писать учебник» (министр В.М. Филиппов). Добились разнообразия и многообразия, а получили безобразие.

В истории методики известен лишь один случай написания хорошего учебника одним автором. Это Майкл Уэст. Он писал его…30 лет. Вся Индия использовала этот учебник. Но то было 100 лет назад. Сейчас один человек не может создать достойный учебник. Нужен немалый коллектив и несколько лет самозабвенной и беспрерывной работы, нужны специально подготовленные специалисты (а их нигде не готовят), коллектив этот должен быть единомышленниками и опираться на определенную методическую теорию.

Мне лично известен лишь один УМК, удовлетворяющий этим (и другим) требованиям. Это – УМК «Английский язык 2-11» В.П. Кузовлева и др. (см. все данные об этом УМК в интернете по адресу http://www.prosv.ru/umk/we)

Кроме этого, скажу следующее:

1. Согласен: выбрать учебник трудно, т.к. для этого надо владеть критериями. А этому в вузе не учат. Когда мы выпускали журнал для учителей «Коммуникативная методика» (2002 – 2004 гг.), там эти критерии были опубликованы.
2. Подлинный учебник (а не тексты с упражнениями в дурной последовательности) требует знаний о той теории, на которой он основан, и умения использовать ту технологию, которая в нем заложена. Вот почему В.П. Кузовлев выступал почти во всех регионах России с рассказом обо всем, что необходимо знать и уметь учителю. Если не побывать на его семинарах, то работать будет непросто. Зато будет результат. А по поделкам, которые состряпаны кухарками от методики, как ни работай - толку не будет.

Так что постарайтесь что-то предпринять, чтобы работать по учебнику, а не поделкам. Хотя я знаю, что часто не учитель выбирает учебник, а рынок…

Успехов Вам!
Ваш Е. Пассов
Июнь 09
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
2. Мебель. Только удобные, легкие стулья с пюпитрами, чтобы можно было легко и быстро перестраивать их для парной, групповой и коллективной работы. Расставляются дугой, а учитель - напротив на таком же стуле.

(Изображение в прикрепленном файле)
Июнь 08
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Уважаемая Елена Витальевна!

С удовольствием узнал, что вологжане не только умеют делать знаменитое масло, но и задавать умные вопросы. Видимо, не случайно Вы любите психологию. Не она ли, подталкиваемая моей цитатой, привела Вас к Вашему вопросу? Так или иначе вопрос Ваш сложный, комплексный и вызывает необходимость размышлять о системе образования в целом, ее сущности, роли начальной ступени и т.п. Для этого нужна обстоятельная беседа, что сейчас невозможно. Что возможно, это – выявить суть проблемы. Об этом давно и думал, и говорил, и писал. А суть заключается в том, что у учащегося нет смысла его деятельности, в данном случае – образовательной деятельности. Как любитель психологии Вы, конечно, знаете, что по А.Н. Леонтьеву смысл есть отношение мотива к цели; при одной и той же цели, которую ученик может осознавать и принимать, им могут двигать разные мотивы (или вообще мотива может не быть). Следовательно, смысла у него может либо не быть, либо смысл может быть такой, что не способствует успешной деятельности.

Есть ли выход из этого лабиринта? Есть! Для этого надо:
1. сменить обучение на образование, для нас – обучение ИЯ на иноязычное образование;
2. отказаться от ведущей роли практического владения языком на ранней ступени.

В этом случае не имеет значения, обязательные ли занятия или факультативные, основное это образование или дополнительное. Как говорится, искать надо не там, где светло, а там, где собака зарыта. Так мне кажется.

Всего Вам доброго!
Ваш Е. Пассов
Июнь 05
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Уважаемая Светлана Игоревна!

Как я понял из вашего письма, Вам представляется введение обязательного экзамена по АЯ неправомерным, поскольку…АЯ «дается не всем». Обязательности этого экзамена можно, конечно, оспорить, но не по указанной Вами причине. А разве математика всем дается легко? Давайте и ее не будем сдавать. Кстати, такой подход существует в США. Когда я был там с делегацией в Министерстве образования и услышал от одной чиновницы, что в Америке экзамен по физике сдают только 40% учащихся, я удивился и спросил: «Почему так? Ведь в школах – среднее образование, оно обязательно для всех». Чиновница гордо заявила: «Для процветания Америки достаточно двух миллионов способных детей!» На что я ответил: «А если не хватит, то остальных докупите у нас?» В разговор вмешался наш зам. министра, и разговор замяли. Но, может быть, в Советском Союзе и была такая мощная научная школа физиков, что учили эту дисциплину все, да еще была масса специализированных физико-математических школ. Аналогично было и с ИЯ. Но тогда, слава Богу, не было этого идиотизма, который называется ЕГЭ. Вот с его форматом вводить любой экзамен бессмысленно. Но тут мы с Вами ничего поделать не можем.

Что касается Вашего замечания о том, что по ИЯ мало часов, то скажу, что это и верно, и неверно. Два часа – научно не обоснованы; трех могло бы вполне хватить, если бы учителя владели методикой, в частности, ее технологическим уровнем. Но положение с методикой в педвузах катастрофическое. Но это отдельный большой и серьезный разговор. Без методики любое количество часов будет недостаточно. Когда я много лет назад задумал пособие для учителя «Беседы об уроке ИЯ», я посетил 200 (!) уроков разных учителей с секундомером в руках. И когда подсчитал, куда уходит время, ужаснулся: ровно треть времени уходит впустую, т.е. из шести лет обучения (5-10 кл.) два учебных года вылетают в трубу. Вот так! Так что путь один – овладевать методикой.

Желаю Вам успехов!
Ваш Е. Пассов
Июнь 03
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Уважаемая Татьяна Александровна!

Очень хорошо понимаю Ваше отношение к переводу. Когда-то и сам занимался им и очень люблю этот вид деятельности.

Что касается уроков иностранного языка, то место перевода в них довольно ограничено. Да и кроме того, до сих пор представляется спорным использование перевода как средства овладения говорением. Все-таки высказывание собственных мыслей и перевод – два разных вида речевой деятельности, основанных на разных механизмах, когда по-разному используется мышление. Поэтому один из основных законов методики гласит: «Каждый вид речевой деятельности развивается, главным образом, за счет упражнений в этом же виде речевой деятельности» (Э.П. Шубин).

В связи с этим мой совет: а почему бы Вам не организовать кружок по переводу? В процессе ведения кружка Вы, как говорится, отведете душу, занимаясь любимым делом, а для учеников занятия в кружке позволят убить двух зайцев: глубже познать и чужой, и свой язык, а также повысить свой интерес к урокам иностранного языка.

Совет этот почерпнут из моего опыта работы в школе, где я четыре года вел кружок перевода.

Желаю Вам успеха.
Ваш Е. Пассов
Июнь 01
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему "Вопрос мэтру науки. Юбилей" в форумах.
Уважаемая Людмила Владимировна!

Прежде всего, хочу сказать, что я с большим интересом прочитал Ваше письмо, даже дважды. И получил большое удовольствие от его чтения. На мой взгляд, дело не в том, прав или не очень прав учитель в трактовке какой-либо проблемы, а в том, как он об этом рассуждает или точнее сам факт рассуждения. Оно всегда показывает волнение мысли, стремление к поиску истины и уровень опыта и мастерства.

Если говорить конкретно, то я хотел бы, чтобы Ваше письмо внимательно прочитали все учителя, поскольку Ваша позиция не только профессионально корректна, но и (что, на мой взгляд, является главным) направлена на защиту учащихся, служит их интересам.

Пожалуй, по всем пунктам Ваши взгляды мне кажутся верными, продуктивными.

Теперь о собственно вопросе, который интересует учащихся. Согласитесь, что оценить справедливо высказывание можно только прослушав его, и не один раз. Этой возможности я не имею. Но если рассудить с точки зрения логики и подлинно научных данных о характеристиках высказывания, то оценка «эксперта» весьма странная. Во-первых, задание «Сравните картинки». Кто, где, когда и зачем может иметь такую «речевую задачу»?! Разве что эксперты по установлению подлинности копии и оригинала. Во-вторых, как можно считать коммуникативную задачу выполненной на высший балл, если организация, т.е. логика высказывания, равна нулю. Да и какое начало и завершение (они входят в организацию) могут быть при сравнении картинок? Весь этот идиотизм проистекает от канцелярщины, в которую менеджеры от образования превратили подлинное образование. С позиции установленных критериев оценок, «эксперт» - увы! – прав. Более того, получить 4 балла из 7 по данному пункту ЕГЭ – результат хороший. Но это-то как раз и плохо, ужасно плохо, ибо к оценке подлинной речи имеет такое же отношение как плохой фоторобот к хорошему портрету. Главные критерии речевого высказывания: целенаправленность, содержательность, логичность, выразительность, целостность и др. Их и надо оценивать.

Наконец о, как Вы выразились, «гениальной идее» коммуникативности. Не знаю, как насчет «гениальности», но то, что она оказалась плодотворной, - это бесспорно. И Вы совершенно справедливо пишете о том, что было бы интересно узнать о том, как она родилась и выжила в суровых условиях научной жизни. Известно, что всякая новая идея (а она появилась в России на 10-14 лет раньше, чем за рубежом и по своему происхождению и сущности не похожа на западную коммуникативность), как писал Ф. Энгельс, «поневоле является осквернением старого», поэтому вполне понятно, что ей нелегко было пробиться сквозь железобетонную стену методической традиции. И в свое время, лет пятнадцать тому назад, у меня возникла идея написать книгу «Коммуникативность: история эволюции». По своему характеру эта книга должна была бы быть похожей на книгу В. Дуденцева «Белые одежды» (если Вы ее не читали, обязательно найдите и прочтите; она о том, как рождалась советская генетика и как лысенковщина стремилась ее загубить), но по стилю должна была стать иной. Однако другие дела оттеснили мой замысел, который не воплощен до сих пор. Только от Бога зависит, удастся ли мне написать ее. Во всяком случае, сердечное спасибо за добрые слова о коммуникативности и обо мне.

Желаю Вам всего доброго и хочу порадоваться за Ваших учеников, которым так повезло с учителем.

С глубоким уважением,
Е. Пассов
Июнь 01
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему "Вопрос мэтру науки. Юбилей" в форумах.
Уважаемая Людмила Петровна!

На мой профессиональный выбор война никак не повлияла. Да и не могла повлиять, если учесть, что в начале войны мне было всего одиннадцать лет. То, что я стал учителем, - это, вероятно, Божье провидение или судьба, или случайность, что в сущности одно и то же. И я счастлив, что получилось именно так, но это – другой разговор.

А вот, что касается жизненного пути, то влияние войны на меня как человека очень велико.

Вся жизнь человека, как известно, зависит от его мировоззрения. Что касается меня, то мое мировоззрение во многом сформировано войной и всем тем, «что она сделала, подлая» (Б. Окуджава). Она убила много миллионов моих сограждан, она убила моих родственников (их расстреляли фашисты), она принесла неописуемое горе моему народ, она разрушила мое счастливое детство, она заставила страдать тех, кто чудом остался в живых… И с тех пор, с самого детства, я ненавижу фашизм во всех его проявлениях. Но! Я познал благородство людей, которые спасали меня от голода, я пережил несравненное ощущение единства людей, всего советского народа. Я видел моих друзей, подростков тринадцати-пятнадцати лет, стоявших у станков и трудившихся ради фронта. Я видел то, чего, к сожалению, не вижу сейчас – готовность забыть о себе и думать о спасении других, страны. Все это и многое другое плюс прекрасная литература о войне и сформировали мое мировоззрение. В его пространстве я и старался воспитать своих детей и внуков, и всех своих учеников в школе и в науке. Главными ценностями этого духовного пространства являются патриотизм, единство с окружающими тебя людьми, бескорыстный труд и человеколюбие.

Вот почему мне близки и понятны мысли о Вашем дедушке и вообще о ветеранах войны.

К сожалению, у нас находятся подонки, которые хотят украсть у нас Великую Победу. Они забывают, что в мире не осталось бы ничего человеческого и ни их самих, если бы не беспримерный подвиг советских солдат.

Вы знаете, я с юности пишу песни и хотел бы послать Вам одну из них, посвященную войне. Дайте ее послушать Вашим ученикам. Пусть они вспомнят о тех, кто пожертвовал своей жизнью ради их жизни.

Всего Вам доброго.
Ваш Е. Пассов
Май 27
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Уважаемая Анна Владимировна!

Как приятно получить весточку из Барнаула! Во-первых, потому что барнаульская земля приютила нас во время войны в эвакуации. Мы жили там в с. Смоленском. Спасибо тем людям, в частности семье Кузнецовых, которые спасали нас от голода. Во-вторых, потому что с радостью узнал, что существует школа им. С.П. Титова. Поистине учителями славится Россия.

Отвечая на Ваш вопрос, могу сказать: «И да, и нет». Нет, потому что по-прежнему считаю учителя главной производительной силой страны. К сожалению, в связи с процессом разрушения нашего образования разрушена и система профессиональной подготовки учителя. Да, изменилось. Поскольку изменилось наше общество, и учителю в дополнение к своему прямому профессиональному долгу добавилась еще и функция – быть духовником. Возможно, в регионах это не так сказывается, как в крупных городах. Но если подумать о том (жутко подумать!), что Россия занимает первое место в мире по подростковым самоубийствам, то станет понятной необходимость для учителя взять на себя эту функцию духовника, которая испокон веков принадлежала церкви. В современном сумасшедшем мире, в условиях терроризма, бандитизма, безденежья многих семей, обозленности людей ребенку с его неустоявшейся психикой, насмотревшемуся «образцов» поведения, пропагандируемых нашим телевидением, часто некуда броситься, кроме как из окна девятого этажа.

Только образование, которое осуществляет учитель-духовник, может оградить ребенка от этого безумия.

Верю в то, что Вы как человек, исповедующий традиции С.П. Титова и воспитанный своей мамой, являетесь для своих учеников как раз духовником, которому ученик может доверить себя.

Желаю всего доброго.
Ваш Е. Пассов
Май 27
109 месяца назад
Пассов Ефим Израилевич отвечено на тему Приглашаем принять участие в конкурсе в форумах.
Дорогие учителя России!

Вновь мне представилась возможность непосредственного общения с вами! Хорошо помню наше общение в 2012 году. Много радости доставили мне ваши вопросы, потому что в них содержалась забота о том, как сделать иноязычное образование более эффективным, более человечным. Отвечать на эти вопросы доставляло огромное удовольствие, потому что я чувствовал, что хоть как-то, хоть чем-то мог вам помочь.

Я знаю, как нелегок труд учителя, но, несмотря на это, нужно всегда оставаться верным своему долгу – служить образованию будущего нашей страны.

С нетерпением жду ваших вопросов!

С уважением, Е. Пассов.
Апр. 09
Пассов Ефим Израилевич пока еще не имеет собственный блог.