Экспериментальная работа по предмету «Иностранный язык»
в МОУ – Лицее №5 г. Мценска Орловской области.
1. Участие во Всероссийском педагогическом эксперименте – апробации учебника Enjoy English / «Английский с удовольствием» 11 класс, авторы – М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко., Обнинск, издательство «Титул», 2010 г.
Учитель английского языка - Зимина Татьяна Александровна.
Методическую, информационную поддержку, научное руководство экспериментом осуществляет издательство «Титул» в лице Алексея Васильевича Конобеева, к.пед.н., заместителя главного редактора издательства по информационно-методической работе.
Технические вопросы работы с анкетами - администрация портала www.englishteachers.ru по электронной почте connect@englishteachers.ru .
2. Апробация УМК Spotlight «Английский в фокусе»10 класс, авторы - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, В. Эванс, Дж. Дули, Б. Оби и др., Москва, «Просвещение», 2008г.
Учитель английского языка - Зимина Татьяна Александровна.
Круглый стол по теме «Образовательная среда современного учебника иностранного языка»:
file://localhost/D:/Мои%20документы/My%20school/грант/Новости%20подробнее.mht
С 2009 по 2019 год кабинетом иностранных языков ОГОУ ДПО (ПК) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей» проводится региональный эксперимент по теме: «Образовательная среда современного учебника иностранного языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции и обучения межкультурному общению учащихся на всех ступенях школы». Экспериментальными площадками являются МОУ - Лицей № 1 им. М.В. Ломоносова г. Орла, учитель – Крутых С.Н.; МОУ - средняя общеобразовательная школа № 45 г. Орла, учитель – Булкина А.В.; МОУ - Лицей № 5 г. Мценска, учитель – Зимина Т.А.. Цель эксперимента - апробировать УМК «Английский в фокусе» (авторы В.Эванс и др.).
Задачи эксперимента:
Современная социокультурная ситуация предполагает не только знание иностранного языка в узком смысле слова, но прежде всего формирование у обучающегося способности к социокультурному взаимодействию с представителями иной лингвокультуры. Необходимо создать такие дидактико-психологические условия, которые позволили бы обучающимся успешно овладевать иностранным языком как средством межкультурного общения. УМК нового поколения позволяют наиболее эффективно формировать коммуникативную иноязычную компетенцию учащихся на всех ступенях обучения.
Современный учебник иностранного языка позволяет создать благоприятную образовательную среду для успешного овладения учащимися иностранным языком как средством межкультурного общения. УМК по иностранному языку нового поколения позволяет наиболее успешно формировать иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся на всех ступенях обучения. УМК «Английский в фокусе» (авторы В.Эванс и др.) реализует личностно-ориентированный, коммуникативно-когнитивный деятельностный подходы в обучении иностранному языку, что позволяет формировать коммуникативную компетенцию учащихся средней школы в соответствии с европейскими уровнями владения иностранным языком Совета Европы. Данный УМК позволяет обучающимся успешно овладевать иностранным языком как средством межкультурного общения.
Результатом педагогической работы с учащимися средней школы должно стать формирование высокого уровня коммуникативной компетенции, развитие речевых способностей, творческого потенциала обучающихся, формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка. Критерии оценки ожидаемых результатов:
Эксперимент прошёл первый этап - прогностический – организационный (январь 2009 – сентябрь 2009), сейчас находится на втором этапе - практическом – апробация УМК (2009-2018), заключительный этап - обобщающий – 2018-2019.
Зимина Татьяна Александровна – осуществляет апробацию УМК «Английский в фокусе» на старшей ступени обучения.
Зиминой Т.А. была написана авторская программа элективного курса «Литературное чтение», рассчитанная на два года обучения (10, 11 классы), 64 часа к УМК «Английский в фокусе» (авторы В.Эванс и др.), которая была успешно апробирована в 2009-2010 учебном году (10 класс), 2010-2011 учебном году (11 класс) в МОУ - Лицее №5. Авторская программа элективного курса «Литературное чтение» согласована с кабинетом иностранных языков ОГОУ ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей».
Результативность обучения учащихся по УМК «Английский в фокусе» (авторы В.Эванс и др.) в 2010-2011 учебном году:
Участие членов экспериментальной группы 11 класса «Б»
в I этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку – 100 %.
Количество призовых мест – 3.
I место – Амелина Кристина
II место – Просцевич Дмитрий
III место – Егоркина Ирина
Участие членов экспериментальной группы 11 класса «Б»
в II этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку – 43 %.
III место – Амелина Кристина
IV место – Егоркина Ирина
V место – Просцевич Дмитрий
По результатам проверки РЦОКО (март, 2011 год) качество обученности учащихся
11 класса «Б» составляет 100 %.
Двое учащихся выбрали английский язык в качестве экзамена по выбору при прохождении итоговой аттестации за курс средней (полной) школы в форме ЕГЭ:
Амелина Кристина – 70
Егоркина Ирина – 75
средний балл – 73
Результаты анкетирования учащихся экспериментальной группы:
57 % учащихся назвали английский язык любимым предметом.
В числе нелюбимых предметов английского языка нет.
71 % учащихся идут с хорошим настроением на урок английского языка, остальные учащиеся – с разным.
100 % учащимся нравится изучать английский язык, так как «В будущем, возможно, свяжу профессию с языком, также мне нравится сам язык», «Это очень красивый язык, несмотря на все его сложности», «Поможет в будущем», «В принципе нравится изучать иностранные языки, также люблю слушать песни на английском языке смотреть фильмы. Понимать их – замечательно!», «Хороший учитель, интересные уроки, всегда много нового» и т.д..
100 % учащихся ответили «да» на вопрос «Нравится ли Вам учебник английского языка, по которому Вы занимаетесь»? Обосновывая свой ответ, учащиеся отметили: «В нём очень много полезной информации, он яркий и интересный», «Учебник яркий и красочный, наполнен информацией для изучения английского языка, содержит задания формата ЕГЭ, что немаловажно для выпускников 11 класса», «Позволяет хорошо подготовиться к ЕГЭ», «Он готовит к ЕГЭ, содержит английскую художественную литературу, фразеологизмы, устойчивые выражения, которых нет в учебнике Кузовлева или их там намного меньше» и т. д..
Больше всего в учебнике нравятся задания по чтению, аудированию, чтению художественной литературы на английском языке, экзаменационные задания и т.д.
Наибольшие трудности вызывают задания по грамматике и аудированию. Эти разделы традиционно являются сложными для учащихся, изучающих английский язык.
86 % учащихся ничего бы не стали добавлять в учебник английского языка, если бы были его автором, так как «В учебнике есть всё необходимое», «Оставила бы всё как есть. Меня всё устраивает», «В нём всё есть. Хорошо составлен», «Полностью выполняет формат ЕГЭ» и т.д. Были предложения добавить больше таблиц с грамматическими правилами, культурологические тесты по англоговорящим странам.
На вопрос «Что бы Вы убрали из учебника? Почему?» 100 % учащихся ответили, что оставили бы всё как есть.
100 % учащихся хотели бы продолжить заниматься английским языком после окончания школы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень мотивации к изучению иностранного языка и уровень сформированности коммуникативной компетенции как совокупности языковой, речевой и социокультурной компетенций у учащихся экспериментальной группы находится на высоком уровне.