На уроках учитель употребляет различные виды деятельности. Всегда что-то нравится больше, а что-то меньше. Я практикую разные виды диктантов и вижу много преимуществ. Большая часть учителей отказывается использовать эту форму работы из-за отсутствия времени, считают ее устаревшей. Лично я вижу следующие преимущества диктантов:
-ученики проявляют активность во время диктанта
- диктанты-это путь к устной коммуникативной деятельности
-они полезны в группах учащихся с разными способностями
-можно проводить в группах с разным количеством учеников
( даже в больших группах !)
- надежный метод использования только иностранного языка(если учитель ставит такую цель)
- существуют разнообразные формы его проведения
- материал для диктантов легко приспосабливаемый к разным этапам урока, лексическому или грамматическому материалу и т.д.
Диктовать может как учитель, так и ученик.
Отбирать материал для диктанта можно поручить любому ученику класса.
Длина текста диктанта различная- одно слово, группа слов, отрывок текста, высказывание и др.
Проверку выполненных работ может проводить учитель, ученики( самоконтроль, взаимоконтроль).
Виды диктантов
1. Walking Dictation-" Ходячий диктант"
А) Развешиваю на доске в разных местах несколько копий диктанта.Ученики работают в парах. Один ученик пишет , другой ходит и читает с доски тому, кто пишет. На середине диктанта ученики могут меняться ролями.
Б) Класс делится на группы. Развешиваю несколько копий диктанта в разных местах кабинета. Диктант напечатан на цветных листах ( все копии разного цвета). В каждом предложении диктанта должно быть столько слов, сколько человек в группе. Группы садятся на разные ряды. Каждый группа будет носить название какого-нибудь цвета в соответствии с листами , на котором диктант. Каждый ребенок в группе получает номер слова, которое будет смотреть на цветном листе своей группы.По сигналу все первые номера бегут к своему листу, читают слово, возвращаются к своей группе, диктуют слово. После того как все в группе записали это слово, бежит ребенок под номером два и т.д., пока не продиктован и не записан весь текст. Чья группа первая и без ошибок закончит писать диктант, получает хорошую отметку.
2. Picture Dictation
Учитель диктует такие слова, как "corner, left, right,upper, low, center" и др. Ученики рисуют схематически то, что диктует учитель.
Хочу предложить Вам книгу, которая наверняка окажется полезной. Книга "Английский язык в картинках" содержит более 500 слов, значения которых раскрываются и объясняются в картинках.
http://www.proshkolu.ru/user/Bukina1/file/545635/
3. Shadow Dictation
Работа в парах. Учитель диктует, один ученик пишет, другой только слушает. Когда учитель закончит диктовать, ученики-слушатели проверяют написанное своих напарников.
4. Song Dictation
Учитель раздает листочки, на которых перемешаны слова песни. Затем сам читает песню(можно включить запись песни), дети размещают листочки со словами песни в соответствии с ее содержанием ( последовательность !)
5. Card Dictation
Учитель показывает картинку, дети записывают слово или наоборот, учитель показывает слово, а дети рисуют картинку.
6. Визуальный диктант
Учитель пишет на доске четверостишие или короткий текст. Читаем хором,разбираем наиболее сложный по написанию слова. Затем ребята записывают его под диктовку учителя. Текст предварительно стирается с доски.
7. Самодиктант
А) Разучиваем четверостишие с новыми словами, предварительно записанное на доске все вместе хором. Я обычно стираю по очереди строки стихотворения, начиная с последней при проговаривании стихотворения. Таким образом дети каждый раз по памяти воссоздают каждую "исчезнувшую"строку. Затем предлагаю записать стихотворение по памяти.
Б) Учитель задает на дом выучить отрывок текста или стихотворение. На следующий урок дети, диктуя сами себе, пишут на листочках текст, который учили дома.
8. Парный творческий диктант
Каждому ученику в паре предлагаю в случайном порядке иллюстрации одного из двух рассказов. Он располагает картинки в логической последовательности, пишет рассказ, диктует его партнеру, после этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта.
9. Коллективный диктант
ученики рисуют на доске картину, первый элемент которой нарисовал учитель.Затем коллективно описываем ее, после предлагаю как можно подробнее записать в виде самодиктанта.
10. Запись " телефонограммы" в форме игры в испорченный телефон.
11. Spelling Dictation
Учитель показывает карточку co словом одному ученику, тот диктует классу слово по буквам, все его записывают. Так учитель просит каждого ученика продиктовать слово, а потом учитель проверяет написанное.
12. “Stop, go back” диктант предназначен для развития полного понимания аудируемого текста. В отличии от традиционного аудирования с использованием аудиозаписей, ученики имеют возможность управлять скоростью диктанта, т.к в качестве магнитофона выступает сам учитель.
Нарисуйте на доске знаки, обозначающие “Go”, “Stop”,“Play”, “Rewind” и объясните ученикам, что они в любой момент могут остановить «кассету» и начать аудирование сначала.
По команде учеников “Play” учитель начинает читать текст. Ученики стараются записать текст как можно точнее. Когда кто-либо из учащихся начинает испытывать трудности в записи текста за учителем, он говорит “Stop”, “Rewind”, “Play “.
Возможность управлять ходом урока и действиями учителя очень нравится ученикам и поэтому даже если самые слабые ученики просят повторить учителя текст снова и снова, обычно это не вызывает возражений у более сильных учащихся. К тому же он имеют возможность проверить записанный ими текст еще раз.
Учащиеся, закончившие диктант, передают свои работы учителю. Первый ученик, закончивший текст, получает максимальное количество баллов и признается победителем первого этапа.
Далее следует процедура проверки текстов. Учитель может сделать это дома или раздать работы ученикам, вручив им экземпляры аудируемого текста и попросив их проверить работы друг друга. За допущенные неточности и ошибки снижается первоначально набранное учащимся количество баллов, после чего определяются победители и выставляются оценки.
13. Еще одна интересная форма работы с текстом – “Gap” dictation.
Выберите небольшой текст из вашего учебника. Подготовьте вариант этого текста с пропусками и запишите его на доске.
Начните диктовать текст. Диктуйте медленно и попросите учащихся записывать только те слова, которые пропущены на доске.
Для тех слов, которые записаны на доске, учащиеся должны оставлять пропуски.
Закончив чтение текста, сотрите текст с доски и попросите учащихся заполнить пропуски в их текстах.
По окончании работы ученики открывают учебники и проверяют свои тексты.
14. Text reconstruction dictation формирует у учащихся навыки составления заметок по прослушиваемому тексту. В качестве текста может быть выбран короткий рассказ или диалог.
Во время первого прочтения текста учащиеся ничего не записывают, а только слушают текст, стараясь понять основной смысл.
При втором прочтении текста попросите учеников записывать не все слова, а только те, которые, по их мнению, являются ключевыми. Ученики могут работать индивидуально или в парах.
Вы можете облегчить задачу учащимся, подчеркнув значимые в тексте слова интонационно или жестом.
После второго прочтения учащиеся приступают к реконструкции прочитанного текста, составляя рассказ или диалог по ключевым словам.
Данный вид упражнения полезен для развития навыков как основного, так полного понимания аудируемого текста, а также лексической и грамматической составляющих языковой компетентности.
Running dictation. Это такой вид диктанта, который ученики любого уровня будут просить учителя провести снова и снова.
15. Running dictation может быть использован для развития навыков диалогической речи, практики в употреблении лексики, грамматических структур. Вы можете использовать этот вид диктанта для всего в чем, по вашему мнению, ваши учащиеся нуждаются.
Но будьте осторожны, организовывая этот вид деятельности в первый раз, так как процесс написания диктанта может легко выйти из под контроля. Также будет не бесполезным предупредить учителей, работающих в соседних кабинетах, о том, что сегодня у вас может быть немного шумно на уроке. В одном можете не сомневаться: ученики будут в восторге от этого диктанта.
Для проведения диктанта вам необходимо разбить учащихся на группы, выбрать подходящий текст и сделать по одной копии этого текста для каждой группы.
Текст прикрепляется на стене, и каждая группа выбирает первого «бегуна».
Бегун подбегает к тексту, читает его, возвращается к своей группе и начинает по памяти диктовать прочитанный текст. После того, как первый бегун продиктовал все, что он смог запомнить, читать текст отправляется следующий бегун.
Побеждает группа, которая справилась с диктантом первой. Эта группа получает 100 баллов, группа, закончившая второй -90 баллов, следующая -80 и так далее.
Далее следует процедура проверки. Ученикам вручается текст, и группы с пристрастием проверяют диктанты своих соперников. За каждую ошибку снижается определенное количество баллов и по результатам проверки определяется победитель.
По окончании проверки можно дать ученикам еще одно задание: отберите у них написанные диктанты и попросите их воспроизвести тексты заново по памяти, работая в группах или индивидуально. Это хорошее упражнение для тренировки памяти, а заодно даст вам возможность определить учащихся с преобладающим кинестетическим видом памяти, у которых процесс запоминания связан с двигательной активностью.
Не будьте очень строги к таким ученикам, если они слишком подвижны на уроках. Это их способ познания мира.
Диктант является эффективным инструментом обучения и контроля знаний учащихся. Однако не многие любят писать диктанты. Традиционный словарный или лексический диктант воспринимается учащимися как занятие скучное и неинтересное.
Использование новых видов диктантов, включающих в себя разнообразные виды деятельности, способно превратить диктант в одну из самых любимых учащимися форм работы на уроке.
Представьте себе такую картину: учитель говорит: «А сейчас мы будем писать диктант. Я буду писать, а вы мне будете диктовать» и идет к доске.
Ученики начинают диктовать слова, а учитель записывает их на доске, не забывая делать ошибки.
Проверка и оценивание такого диктанта проходит с большим энтузиазмом. Ошибка учителя – это то, что запоминается, а, откорректировав ошибку учителя, ученик наверняка запомнит правильное написание слова.
Заставьте своих учеников изрядно потрудиться, но дайте им возможность получить удовольствие от их работы, предложив им забавную форму диктовки.
16.Выберите подходящий текст, тематически связанный с недавно пройденной темой и предложите им написать whistle dictation. Отметьте в тексте слова, которые вы будете не диктовать, а «просвистывать». Начинайте диктовать. Ученики слушают текст и пишут. Каждый раз, услышав свист, учащиеся должны самостоятельно выбрать и записать необходимое слово, требующееся по смыслу.
Если вы не умеете свистеть или вы стесняетесь свистеть, заменить свист каким-нибудь словом, например “nut” или любым другим забавным словом.
Например: It is only 5-minute walk. You can go there on “nut”.
It is only 5-minute walk. You can go there on foot.
17.Scrambled dictation очень полезен для развития навыков диалогической речи и практически не требует никакой подготовки для его проведения.
Возьмите любой диалог из учебника и диктуйте его, но порядок следования предложений в диалоге должен быть изменен.
После того как ученики записали все предложения, попросите их переписать диалог, употребляя записанные фразы в правильной последовательности.
По окончании работы попросите учеников открыть их учебники и самостоятельно проверить работу по учебнику.
Часть материала( с 12-17) с сайта http://pedsovet.su/load/111-1-0-1990
Еще множество занимательных видов диктанта можно найти здесь.
Прочных знаний учитель может добиться от своих учеников, если будет создавать на уроках такие виды деятельности, которые способствуют повышению МОТИВАЦИИ у детей. И диктант-не исключение. Желаю успехов!