Пономарева Татьяна Михайловна, учитель информатики
Таратухина Татьяна Александровна, учитель английского язык
Использование компьютерных технологий в обучении лексике
Давайте рассмотрим возможности использования компьютера на всех этапах обучения лексике на примере компьютерной программы: "English on holidays"
Этапы работы, с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление и контроль.
На I-м этапе - введение лексики, например, по теме "Weather", используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие.
Затем следуют фразы:
What a beautiful day! - Какой прекрасный день!
What awful weather! - Какая ужасная погода!
Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко?
What's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра?
It's windy! - Дует сильный ветер!
It's raining - идёт дождь
Учащиеся смотрят и слушают. Время работы - примерно 1 минута.
На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель и учащийся, поочередно, переключает программу с автоматического режима в обычный режим. Затем щёлкает мышкой, наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы - примерно 5 - 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.
На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов.
Если в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики. Контроль тематической лексики можно осуществлять, индивидуально используя раздаточный материал - карточки. Задания могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например:
Укажите правильный вариант перевода:
снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball
Какое из написанных слов является лишним по смыслу:
winter, February, cool, December, November, January
Выберите самую подходящую фразу к данному слову – warm:
What awful weather! It's windy! Is it usually as hot as this? It's too dark. It's raining.
Выберите самую неподходящую фразу к предложенной - What's the forecast for tomorrow?:
What awful weather! It's windy! It's raining. I can't sleep. Is it usually as hot as this? What a beautiful day!
Мы видим, что компьютер помогает не только продемонстрировать и закрепить лексические единицы, но и организовать контроль лексики на всех этапах ее изучения. При обучении с использованием компьютера ребята выполняют упражнения одновременно, при этом каждому ученику сразу же сообщается результат. Контроль со стороны учителя заключается в непосредственном наблюдении за выполнением тренировочных упражнений, при этом учитель вызывает отдельных учеников, чтобы проверить, правильно или неправильно оно выполнено, либо использует отсроченную проверку в устной и письменной форме. При обучении с использованием компьютера контроль осуществляется на всех этапах обучения лексике за счет того, что с его помощью решается проблема обратной связи.
Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.
Памятки для учащихся при работе с лексическими единицами
Как переписывать текст
Прочитай предложение до точки.
Отведи глаза от книги и постарайся восстановить в памяти прочитанное. Загляни в книгу и проверь себя. Напиши предложение, не глядя в книгу. Сверь написанное с книгой.
Как учить слова
Ясно представляй себе значение слов, которые учишь. Учи:
а) существительное с артиклем в единственном и множественном числе;
б) глагол в основных формах;
в) прилагательное в трех степенях.
Обрати внимание на произношение. Научись правильно писать слово. Придумай предложение с новым словом.
Как делать упражнение
Уясни себе, на какое правило дано упражнение. Повтори правило (слова), на которое дано упражнение.
Проверь, усвоено ли правило (слова), тогда приступи к упражнению, не заглядывая в правило (слова).
Тщательно проверь написанное два раза.
Как исправлять ошибки
1. Уясни себе, какое правило нарушает сделанная тобой ошибка.
2. Повтори правило.
3. Напиши ряд примеров на данное правило.
4. Попроси товарища проверить твою работу: он может заметить ошибки, которые ты сам не видишь.
5. Время от времени просматривай исправленные письменные работы, чтобы не повторять ошибок.
Страница 327 из 355