Вершинина Лариса Николаевна, учитель английского языка МБОУ "СОШ р.п.Ровное Ровенского района Саратовской области"
Здравствуйте! Организация сетевых проектов и, соответственно тема, затронутая Радиславом Петровичем, меня интересует на протяжении нескольких лет. Прежде всего хочется отметить, что сетевой проект - это особый вид деятельности, основанный на взаимодействии в сети участников проекта между собой. Однако, ряд проектов, представленных в Интернете, ничем не отличается от обычных конкурсных заданий, где каждый участник работает сам по себе. Считаю, что далеко не любые проекты, какими бы интересными и практически значимыми они ни казались, могут соответствовать характеру сетевых. Там, где нет СОВМЕСТНОГО взаимодействия и нет совместного продукта, не может быть и речи о полноценном СЕТЕВОМ проекте. В чём выражается совместное взаимодействие? Это учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность участниов-партнёров, в ходе которой различными методами и путями поэтапно происходит решение общей проблемы. Главная цель любого проекта — формирование ключевых компетенций участников: коммуникативных, рефлексивных, исследовательских, менеджерских умений и навыков. На мой взгляд, сетевой проект должен развивать сотрудничество (не соперничество) участников проекта.
Темой проекта может стать любой объект, явление, ситуация. Проект всегда предполагает создание какого-либо продукта, а продукт создается с какой-то целью. Целями создания проекта могут быть:
• решение социальных задач (практико-ориентированный/прикладной проект);
• исследование (исследовательский проект);
• сбор информации о каком-то объекте или явлении (информационный проект);
• развитие творческого потенциала личности (творческий проект).
• принятие на себя определенной роли (ролевой/игровой проект)
Формы итогового продукта могут быть самыми разнообразными. Это может быть совместные буклет, путеводитель, книга кулинарных рецептов, виртуальная экскурсия, газета, сайт, блог/глог, видеоролик. Использование интерактивных форм работы и интернет-сервисов обязательно. Привлечению команд к совместной работе помогут задания для сетевых партнёров, комментирование деятельности, взаимное оценивание. Являясь руководителем РМО учителей иностранных языков, учитывая дальность расположения ОУ района друг от друга, я пытаюсь организовать совместную сетевую деятельность наших обучающихся. С практикой приходил опыт. Сначала это тоже были больше похожие на конкурсы проекты. Потом стала ставить себе задачей организовать взаимодействие на каждом этапе, даже во время знакомства (предложила создать мотиваторы друг для друга, визитка - коллективная презентация). Отчёты вносили в бортовой журнал. Участники комментировали действия и продукты друг друга, используя сервисы коллективного взаимодействия. Создали общую книгу рецептов английской кухни, сайты, экскурсии. А напоследок был объявлен конкурсный этап - "Самый внимательный путешественник", предполагвший создание кроссворда/викторины с вопроами по новой информации, полученной в ходе проекта от других участников. На мой взгляд (а также по мнению участников), обучающее общение состоялось. (Наверное. злоупотребляю вниманием, даю ссылку на проект:
Трудности, с которыми встретились участники, носили часто технический харктер: низкая скорость Интернета, неумение пользоваться сервисами web 2.0 (а моя цель координатора состояла познакоить и помочь овладеть новыми инструментами). Здесь уместно сказать несколько слов о прогаммном обеспечении сетевых проектов. Из собственного опыта: пробовала среду wiki - трудоёмко, понраились сервисы google (таблицы. формы, презентации, сайты, карты и многое другое). На сайты google хорошо встраиваются глоги, слайд-шоу/ видеоролики, сайт jimdo ещё проще (вот пример нашей работы там:
Региональный проект "The World of Culture")/ Заслуживают внимание те сервисы, где проще организовать коллективное взаимодействие!
Достоинства сетевых проектов:
1. Предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет.
2. Позволяют пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
3. Помогают осознать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к единой мировой общности.
4. Предполагают решение проблемы, требующей интегрированных знаний.
5. Развивают сотрудничество
Вред сетевых проектов вижу лишь в том, если вводить участие в них в обязанность (участие должно быть только добровольным!), нельзя инициировать сетевые проекты очень часто (это снизит мотивацию ребят). не вижу смысла устраиватьсетевые проекты для обучающихся одной школы, т.к. нет ничего ценнее живого человеческого общения (а наши дети итак злоупотребляют виртуальной средой).