1. Мое профессионально кредо (девиз)
«Многому я научилась у своих наставников,
ещё более – у своих товарищей,
но более всего – у своих учеников». Талмуд
Я учитель, и моя работа строится не только на обучении, но и на формировании ученика как личности. В своей педагогической деятельности опираюсь на дифференцированный подход к обучению учащихся с учетом индивидуальных способностей к усвоению учебного материала.
Кто из новаторов в области образования оказал влияние на ваше профессиональное самоопределение (2-3 примера с описанием)
Изученный мною опыт педагогов-практиков Шалвы Амонашвили и Виктора Шаталова помог мне в становлении как педагога - профессионала. Педагогическая система Амонашвили строилась на вере в возможности ребенка и его гуманном воспитании, на творческом единстве педагога с учеником. По его мнению, главное в сотрудничестве с учеником - общение и взаимопомощь. В своей практике я следую правилам Амонашвили: принимаю ученика как личность независимо от уровня его способностей. Пытаюсь быть в любой ситуации оптимистом и искренне делаю все возможное, чтобы сочетать в себе строгость, чуткость, искренность, интеллигентность, общительность и, конечно, любовь к детям. Главное - научить добывать знания, строить гипотезы, давать право на ошибку, научить выбирать свой собственный путь решения проблемы.
Профессиональная система Шаталова учит критически мыслить. Она основывается на обеспечении абсолютного педагогического контроля: на промежуточной проверке, публичности успехов каждого ученика, возможности исправления любой оценки знаний за любой период времени. «Шаталовская щадящая методика» помогает выработать у учащихся уверенность в своих возможностях: «я могу», «я справлюсь». Она способствует формированию мотивации к учебной деятельности.
Какая педагогическая инновация близка вам по духу (1-3 примера с описанием того, как и где применяется.
Предпочтение отдаю методам проблемного обучения, игровой методике, кейс – технологии и технологии творческих мастерских. Систематическое проведение таких учебных занятий, как уроки - интервью, уроки - соревнования, уроки - презентации, уроки-проекты, позволяют повышать мотивацию и работоспособность моих учеников. Важным этапом каждого урока считаю рефлексию. Она учит учеников анализировать, делать выводы, оценивать свою работу и работу своих одноклассников. Особое внимание уделяю динамическим паузам и физкультминуткам. Считаю важным на каждом уроке в зависимости от его цели использовать тот педагогический прием, который поможет устранить однообразие учебного процесса и реализовать принцип здоровьесбережения.
Назовите компоненты, обеспечивающие мотивацию педагога (3-5)
Для того чтобы обеспечить мотивацию учителя, прежде всего необходимо установить взаимосвязь личностной направленности на деятельность с ориентированными профессиональными предпочтениями. Мотивацию учителя обеспечивают следующие компоненты: целеполагание, стимулирование, саморазвитие, самокоррекция и самосовершенствование, а также задачи, которые учитель закладывает в свою учебную деятельность, благодаря которым будет достигнута высокая результативность учебного процесса.
Какие книги оказали большое влияние на ваше профессиональное развитие (2-3 примера с описанием того, как используется в педагогической практике и жизни)
У каждого учителя должна быть такая книга, которая вдохновила на профессиональное развитие и изменила его мировоззрение. Сложно сказать какие книги повлияли на меня как на профессионала больше всего. Но оставили заметный след в моем сознании следующие: «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинского и книга Марии Монтессори «Помоги мне это сделать самому». Они повлияли не только на мой выбор профессии, но и на дальнейшее профессиональное развитие.
«Педагогическая поэма» научила намечать перспективы, дала импульс к собственному творчеству мне как учителю подобно Макаренко.
В книге «Сердце отдаю детям» меня тронули за душу строки: «Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится единомышленником, другом, товарищем ребенка в общем деле». Я поняла, что часто не хватает доверительных отношений между учениками и учителями. В своей работе я стремлюсь к созданию сотрудничества с моими учениками, стараюсь разглядеть индивидуальность в каждом ребенке, отношусь к нему с пониманием.
Книга «Помоги мне это сделать самому» стала неким откровением. Монтессори в своей педагогической системе использует гуманистический подход к ребенку, ставя его в центре системы с учетом его интересов, учит видеть в нем личность. Я согласна с выдающимся педагогом в том, что если учитель идет рука об руку со своим учеником, он раскрывает все способности ребенка, достигая максимального результата в его обучении. Убеждена, что обязана разглядеть в ребенке «изюминку», которая заложена в каждом ученике. А каждый из них личность! Поэтому каждый учитель должен определить проблемы современной школы, а главное, какие пути он способен найти для решения этих проблем.