Использование игровых приемов как необходимое условие развития навыков и умений письма.
Использование игровых форм в процессе обучения письму делает его более содержательным и более качественным, так как:
– игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и. тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
– обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
– игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
– игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
– в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
– обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
– состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
– в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
Поэтому в процессе обучения письменной лексике рекомендуется использовать специальные упражнения:
– подчеркивание сложной орфограммы, выделение ее цветом, шрифтом;
– группировка слов по общей орфограмме;
– конструирование слов из букв, слогов;
– заполнение пропусков в словах и предложениях;
– орфографические игры (кроссворды, загадки);
– восстановление слова;
– рифмовка слов (light-bright-fight);
- диктанты
Важно, чтобы было как можно больше практики письма, чтобы дети запоминали графическую форму английских слов, без чего невозможно полноценное чтение. Большую помощь в этом оказывают словарные диктанты, которые хороши тем, что снимают напряжение у ребенка («Silent Dictation», «Memory dictation»). Превращая диктант в увлекательную игру, учитель создает тем самым «ситуацию успеха», ведь даже слабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошо справиться с диктантом.
Для закрепления орфографических навыков эффективны следующие игровые задания: "spelling star", "bingo" и "аукцион".
В зарубежной методике существует очень распространенный прием для обучения письму, который называется:«shаре writing", при котором записи могут вестись в форме какого-либо животного или предмета. Главное - нужно использовать фантазию детей.
Для отработки написания целых слов можно предложить следующие дидактические игры "captain" или "detectives".
Очень популярны среди детей анаграммы (слова, с перепутанными буквами). Такое задание можно давать детям на каждом уроке.
Для развития внимания и тренировки написания слов хорошо поиграть в игру: «Кто больше?» или «Самое длинное предложение».
Сложность и объём письменных заданий должны постоянно возрастать.
Для каждого уровня обучения иностранного языка разработаны разные типы заданий, помогающие эффективнее формировать навыки и умения письма и письменной речи. В качестве примера я представляю начальную школу.
II класс
– рассели буквы и звуки по своим домикам и запиши их;
– напиши соответствующие буквы: маленькие к большим и наоборот;
– впиши недостающую/ие букву/ буквы;
– составь из букв слова и запиши их;
– распредели слова по колонкам (смысловые группы) и запиши их;
– реши кроссворд и запиши слова;
– составь из слов предложение и запиши его;
– составь из фраз мини-рассказ и запиши его;
– исправь факты;
– напиши предложения по образцу;
– подставляя соответствующие слова;
– напиши рассказ по образцу, подставляя соответствующие слова;
– распредели предложения на четыре-пять смысловых групп и запиши их;
– составь из предложений связный рассказ и запиши его;
– составь кроссворд по теме и запиши его и др.
III класс
· составь из предложений рассказ / диалог / стихотворение;
· сочини диалог / стихотворение на основе данной опоры;
· прочитай начало предложения, придумай конец и запиши его;
· расставь предложения в логическом порядке;
· составь вопросы для интервью на заданную тему и запиши их;
· составь анкету для выяснения заданной информации и запиши ее;
· составь меню и запиши его;
· опиши картинку, используя ключевые слова и др.
IV класс
- дополни предложения;
- составь и запиши список покупок;
- напиши рецепт твоего любимого блюда;
- напиши приглашение на праздник составь и запиши загадку;
- составь и запиши инструкцию;
- составь из предложений рассказ по картинке, дополни его и запиши;
- напиши поздравление другу с опорой на образец;
- ответь другу на письмо;
- опиши картинку;
- составь и напиши рекламу;
напиши дневник погоды, настроения и т.д.
Итак, можно сделать вывод, что использование игровых приемов может способствовать эффективному формированию навыков и умений письма.
Рекомендации.
1. Учителю следует чаще использовать игровые приемы при обучении письму на уроках иностранного языка.
2. Необходимо постепенно вводить все новые и новые игровые приемы, видоизменять и усложнять их содержание и материал.
3. Игровые приемы, проводимые на уроках, должны соответствовать возрасту, интересу и уровню обученности учащихся определенного класса.
4. Необходимо вовлекать в разработку новых игровых приемов как можно большее количество учеников, опираться на их мнение, интересы, способности.
Для снятия трудностей и для улучшения эффективности применения игровых приемов учителю необходимо:
· использовать зрительные опоры (таблицы, схемы, изображения);
· использовать яркую красочную наглядность;
· при снижении внимания необходимо давать детям отдохнуть;
· стараться поддерживать у учащихся чувство успеха во время и после проведения игровых приемов (положительно комментировать успехи учащихся во время выполнения заданий и оценивать даже самый минимальный результат);
· В применении игровых приемов должна быть результативность.
Такая структура планирования действий поможет учителю в достижении большей продуктивности учебного процесса, в получении от учеников желаемых результатов их речемыслительной деятельности, так как именно спланированная и целенаправленная работа влечет за собой планируемый результат и в завершении не дает разочарований.
Если педагог действительно желает оптимизировать свою деятельность и повысить ее результативность, то есть получить достойные плоды своего педагогического воздействия на учащичся, то он должен сделать применение игровых приемов систематическим и регулярным, способствуя, таким образом, эффективному формированию и развитию навыков письма при обучении иностранному языку.
Примерные задания начального уровня:
Задание 1
Составь из букв слова (используя перевод)
Читать – r d a e ____________________________________________
Звонить - p h e n o _________________________________________
Писать – r w e t i ___________________________________________
Мыть – w h s a _____________________________________________
Ходить – o g _______________________________________________
Слушать – l t s n e i _________________________________________
Отвечать – awsrne _________________________________________
Задание 2
Составь из слов предложения и запиши их
1) we, speak, always, English 1) ______________________________________
2) usually, they, friends, help 2) ______________________________________
3) Misha and Robin, breakfast, cook, never 3) ___________________________
4) often, watch TV, mom and dad 4) ___________________________________
play, always, football, you 5) _____________________________________
Задание 3
Составь из букв слова, используя изображения
d r e ____________________ c a l b k ____________
r g e n e _________________ h e w t i ____________
l e b u ___________________ n r o b w ___________
l y o l w e _________________
|
Задание 4
Составь из букв слова. используя перевод
Приходить – m e с o. __________ Помогать – l h p e ________________
Смотреть – o l o k. ___________ Брать – e t k a ___________________
Закрывать – l s с o e. ______________ Говорить – y s a __________________
Давать – v g i e __________________
Задание 5
Напиши рассказ по картинке, Расставь в правильном порядке части адреса, расставив предложения в правильном порядке в письме
1. This is Sasha. 1) Номер квартиры
2. He has a red shirt. 2) Город
3. He is a good boy. 3) Имя, фамилия
4. He is my friend. 4) Номер дома
5. His trousers are blue. 5) Почтовый индекс
6. He looks at me. 6) Название улицы
7) Страна
1. _________________________________________
1)_________________________________________
2. _________________________________________
2)_________________________________________
3. _________________________________________
3)_________________________________________
4. _________________________________________
4)_________________________________________
5. _________________________________________
5)_________________________________________
6. _________________________________________
6)_________________________________________
7)_________________________________________
Задание 7
Подпишите письмо правильно, напиши части письма в нужном порядке
1) ________________________ 4) _______________________
2) ________________________ 5) _______________________
3) ________________________ 6) _______________________
Задание 6
Напиши порядковые числительные на английском языке
Третий ____________________________________________
Пятый _____________________________________________
Восьмой___________________________________________
Первый ____________________________________________
Двенадцатый _______________________________________
Девятый____________________________________________
Шестой_____________________________________________
Пятнадцатый _______________________________________
Двадцатый
Список литературы:
1. Коптелова И.Е. Игры со словами. // ИЯШ. – 2003. № 1. – 112 с.
2. Лапшова Н.К. Игровые приемы обучения письменной речи на начальном этапе. // ИЯШ. – 2009. № 6. 112 с.
3. Бурдина М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения. // ИЯШ. – 1996. № 3. – 112 с.