Боголепова Светлана Викторовна. Навстречу ФГОС: формирующая оценка

PDFПечатьE-mail

УДК 372.881.111.1

Навстречу ФГОС: формирующая оценка

Боголепова Светлана Викторовна, старший преподаватель кафедры английского языка при факультете права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация: В статье рассматривается формирующая оценка как инструмент формирования метапредметных и личностных навыков, приведены примеры практического использования формирующей оценки на уроках английского языка.

Ключевые слова: формирующая оценка; ФГОС второго поколения; самооценка; взаимооценка, межпредметные навыки.

Meeting the Requirements of the National Standard:

Formative Assessment

Bogolepova Svetlana Victorovna, senior teacher, Department of the English Language at the Faculty of Law, National Research University “Higher School of Economics”, Moscow, Russia

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Abstract: Formative assessment as a means of developing metacognitive and personal skills is examined in the article, also, some examples of the formative assessment in use in English language classrooms are given.

Key words: formative assessment; the Federal Educational Standard; self-assessment; peer-assessment, metacognitive skills.

 

Согласно новым стандартам начального и среднего образования, учащиеся школы в процессе обучения должны овладевать такими учебными умениями как умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, должны владеть основами самоконтроля, самооценки, саморегуляции, а также взаимоконтроля и взаимооценки [1]. Формальные способы оценки и контроля, традиционно применяемые на уроках иностранного языка, такие как фронтальные опросы и тесты, далеко не всегда способствуют формированию данных навыков. Инструментом, позволяющим не только контролировать сформированность ЗУН, но и способствовать их формированию, а также развитию ребенка, является формирующая оценка (англ. formative assessment).

Суммирующую (summative) и формирующую принято считать двумя противоположными видами оценки [2]. Суммирующая оценка проводится по истечении некоторого периода обучения с целью демонстрации образовательных результатов преимущественно внешней аудитории (например, школьной администрации, родителям). Формирующая оценка пронизывает процесс обучения, может применяться как на уровне задания, так и на уровне урока [3].  Отличительной особенностью формирующей оценки является следующая за ней обратная связь, которая используются для корректировки процесса обучения.

Сущность формирующей оценки метко передана И.С.Фишман и Г.Б.Голуб [4]. Они сравнивают суммирующую оценку с измерением роста растений, в то время как формирующая оценка действует как подкормка и полив, непосредственно влияя на их рост. С точки зрения учителя формирующая оценка имеет следующие преимущества:

1)          обеспечение непрерывного контроля качества знаний;

2)          прогнозирование результатов учебной деятельности и их коррекция;

3)          выявление пробелов в образовании и восполнение их с наибольшей эффективностью;

4)          изменение межличностных отношений в классном коллективе.

Также формирующая оценка:

1) нацелена на определение индивидуальных достижений каждого учащегося;

2) формирует понимание процесса обучения и познания;

3) обеспечивает обратную связи не только для учителя, но и для учеников;

4) удовлетворяет потребности каждого учащегося в личностно-ориентированном обучении;

5) способствует формированию объективной самооценки;

6) формирует чувство ответственности за обучение [5, 6].

То есть, формирующая оценка позволяет проследить прогресс учащихся, дает ученикам, а не только учителю, информацию о причинах ошибок, позволяет выработать стратегии к их корректировке и устранению, обеспечивает учащимся понимание методов и критериев оценки, таким образом, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию. Формирующая оценка – важный компонент личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.

Различают техники формирующей оценки, применяемые перед обучением, в процессе обучения и после изучения материала [5]. В статье будут приведены примеры различных техник формирующей оценки, применяемых на уроках английского языка, и результаты их применения.

Формирующая оценка, предваряющая обучение, позволяет выяснить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок, и соответственно планировать обучение, помогая сфокусироваться на целях обучения. Как возможно отследить прогресс в обучении, не зная, какая точка являлась отправной? Формирующая оценка позволяет обеспечивать личностно-ориентированное обучение, определяя цели, к которым может стремиться каждый из учащихся, позволяя учителю выбрать дополнительные ресурсы, которые будут соответствовать потребностям каждого ученика.  К тому же, связь нового знания со старым активизирует учащихся и улучшает понимание материала.

Перечислим техники, позволяющие оценить знания студентов на старте обучения:

Associations: учащиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги. Ответы эти могу быть анонимными, обсуждаться или могут быть вывешены на всеобщее обозрение;

Corners: учитель предлагает вопрос и четыре вероятных ответа на него располагает по углам комнаты. Ученики встают рядом с ответом, который кажется им правильным, и в группе разрабатывают аргументацию, доказывающую их точку зрения;

Sorting: ученики пишут на карточках слова, ассоциируемые с разными темами, затем распределяют их по темам в группах.

Know-Want to Learn-Learned: учащиеся заполняют таблицу Знаю-Интересуюсь-Узнал, в первом столбце записывая то, что они знают по теме, во втором – что хотели бы узнать, в третьем – по прохождении темы отмечают, были ли выяснены интересовавшие моменты.

Обучение – нелинейный процесс, поэтому необходим его постоянный мониторинг. Оценка в процессе обучения позволяет подстроить учебный процесс под нужды и возможности учащихся. Обратимся к техникам формирующего оценивания, позволяющим держать руку на пульсе класса:

Quick Pulse: в любой момент преподаватель останавливает урок и задает вопрос на понимание.

Voting: педагог задает вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Студенты голосуют карточками противоположных цветов или заранее согласованными движениями.

Fingers up: Ученики оценивают степень понимания темы по пятибалльной шкале, поднимая соответствующее количество пальцев.

Graphics: учащиеся упорядочивают знания по теме, используя графические способы организации материала, такие как ментальные карты, диаграммы Венна, графики или таблицы.

К примеру, диаграмма Венна показывает возможные логические отношения между множествами. Учащимся 5 класса была дана задача вспомнить лексику по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».  В непересекающихся областях диаграммы ученики писали слова, уникальные для каждой из тем, а на пересечении — лексику, применимую в обоих случаях.

Каковы же преимущества формирующего оценивания после изучения темы? Во-первых, это шанс выявить и устранить пробелы, во-вторых, возможность рефлексии и развития навыков критического мышления. К техникам формирующей оценки, используемым по завершении обучения, могут быть отнесены:

Ball Toss: учитель кидает мяч и задает вопрос. Ученик, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает свой. Если же данный учащийся ответить на вопрос не может, он передает мяч другому ученику.

Question and Answer Mix-up: учащиеся пишут вопрос и ответ на него на разных карточках, учитель проверяет грамотность, карточки с ответами распределяются среди студентов. Ученик задает свой вопрос, студент, который имеет карточку с ответом на этот вопрос, поднимает ее и зачитывает ответ.

Grab bag: учащиеся пишут на листе бумаги вопрос/ предложение для перифраза/ дефиницию и складывают карточки в мешок; студенты достают карточки по-очереди и выполняют задание.

К техникам формирующей оценки, применяемым на любой ступени обучения, можно отнести взаимо- и самооценку. Учащиеся, вовлеченные в взаимо- и самооценку, демонстрируют больший интерес к предмету и самостоятельность в обучении. Способность критически оценивать себя и других является важным навыком, которым должен обладать современный человек.

Методами формирующей оценки традиционный пересказ можно организовать в русле взаимооценки. Каждому учащемуся выдается контрольный лист взаимооценки пересказа, работа организуется в парах. При прослушивании партнера ученик записывает, какие элементы активной лексики были употреблены, грамматические ошибки совершены, отмечает примерный объем выступления. Роль учителя состоит в мониторинге с целью проследить объективность взаимооценки. Экономия учебного времени и возможность вовлечения всех учащихся, а также взаимообучение могут быть перечислены как достоинства данного приема формирующей оценки. Подобная тактика может быть перенесена на оценку, например, техники чтения или других видов монологического высказывания, главное, перед учащимися должны быть четкие и всеобъемлющие критерии оценивания, которые могут быть выработаны самостоятельно учителем или в совместной дискуссии с учениками.

Четкие критерии оценки будут решающими и в случае самооценки учащихся. Незадолго до конца урока учащиеся заполняют анкету, в которой вспоминают этапы урока, анализируют свою активность во время фронтальной, групповой и парной работы, взаимодействие со сверстниками, качество выполнения домашнего задания, прогнозируют, что необходимо изменить в поведении на следующем уроке. Выявляется, что осталось неясным и что хотелось уяснить глубже. Для учителя подобная рефлексия является индикатором того, какие педагогические действия необходимо предпринять на следующем уроке. Рефлексируя свою деятельность, ученик сам выставляет себе оценку за работу на уроке. Если оценка неадекватна, учитель проводит с учеником беседу с целью корректировки самооценки.

Самооценка и взаимооценка могут быть также использованы при проверке домашнего задания и небольших проверочных диктантов.

Стоит отметить, что умению критически оценивать себя и других и давать обратную связь необходимо обучать. Для этой цели можно воспользоваться заданием под названием Stars and Wishes. Оценивая работу одноклассника, учащиеся отмечают две удачные стороны и оставляют одно пожелание.

Еще одной стратегией формирующей оценки являются дневники наблюдений. На протяжении всего урока учитель отмечает активность и продуктивность каждого ученика в каждом виде заданий, в результате чего выставляется общая оценка за урок. Данный вид оценки требует много усилий от учителя, но активизирует учеников. К тому же, дневники наблюдений позволяют иллюстрировать объективность оценки и, при необходимости, могут быть основой при выявлении объективности самооценки учащегося.

Краткий опрос используется учителем для выявления сформированности знаний по теме. Он представляет собой серию заданий открытого типа, которые учащиеся выполняют в письменной форме, предполагающую немедленную обратную связь со стороны учителя.

При использовании методов формирующей оценки оценка становится не только инструментом контроля и обучения предмету, но и формирования метапредметных и личностных навыков, в чем, как нам видится, есть его главное преимущество.

Список литературы:

1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

2. Ur P. A Course in English Language Teaching. Cambridge University Press, 2012. 325 p.

3. Oosterhof A. Developing and Using Classroom Assessments. Pearson Education, 2003. 256 p.

4. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. Самара: «Учебная литература», 2007. 244 с.

5. Greenstein L. What Teachers Really Need to Know about Formative Assessment. Alexandria: ASCD, 2010. 195 p.

6. Пинская М.А. Формирующее оценивание – оценивание для обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.ciced.ru/docs/publications/Ocenivanie%20dlya%20obucheniya%20M.A.%20Pinskaya.pdf