УДК 37.018.43:004:37.091.212.2:811
ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Акулич Юлия Евгеньевна
Преподаватель
Кафедра английского языка
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
г. Гомель, Республика Беларусь
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению роли электронно-тестирующих программ в процессе обучения иностранному языку, выявлению положительных и отрицательных моментов в их использовании. Актуальность работы заключается в установлении значимости применения электронного тестирования как разновидности тестирования и одного из современных технических средств контроля, предназначенного для диагностики уровня обученности.
Ключевые слова: электронное тестирование, контроль, тестирующие программы, тестируемые.
ELECTRONIC TESTING IN TEACHING OF А FOREIGN LANGUAGE
Akulich Julia Evgenyevna
Lecturer
The English language department
Gomel State University named after Francisk Skorina
Gomel, the Republic of Belarus
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Annotation. This article is developed to the study of the role of electronic testing programs in the process of learning a foreign language, identification of positive and negative aspects of their use. The actuality of the work lies in establishing the significance of the use of electronic testing as a form of testing, and one of modern technical varieties intended for the diagnosis of the level of training.
Key words: electronic testing, control, testing programs, tested.
Введение. Тестирование является одним из распространенных способов контроля навыков и умений студентов, который позволяет преподавателю создать равные условия для тестируемых, проходящих промежуточную или итоговую аттестацию по изучаемой теме. С развитием современных технологий, компьютерное тестирование стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Изучив опыт квалифицированных преподавателей и проанализировав современные учебные пособия по данной проблеме исследования, можно сказать, что данная форма электронного контроля вывело тестирование на качественно новый уровень, расширило сферу его применения. Электронно-тестирующие программы можно использовать не только для контроля знаний на всех этапах обучения, диагностировать и корректировать ошибки и пробелы в изучаемом материале, но их также можно применять для организации учебной деятельности студентов, которые совершенствуют свои знания работы в информационном пространстве [1]. Неоспоримым остается и тот факт, что электронное тестирование позволяет интенсифицировать процесс обучения, обеспечивая его гибкость. Тем не менее, существуют противоречия, способно ли такое тестирование осуществить объективную проверку практических навыков студентов.
Цель работы. Целью настоящей работы является выявление положительных и отрицательных сторон применения электронных тестирующих программ на занятиях по обучению иностранному языку в ВУЗе.
Материалы и методы исследования. До сих пор вопросы использования компьютерного тестирования остаются до конца не изученными, недостаточно выявлены их возможности, поскольку применение данного вида контроля подразумевает не только подготовку тестов и их проведение, но и достаточно много вопросов связано с обработкой и анализом полученных результатов. Прежде всего, необходимо определить положительные и отрицательные стороны данной формы контроля.
Компьютерное тестирование обладает рядом преимуществ и предоставляет преподавателю возможность:
- экономии времени при проверке результатов тестирования;
- быстрого анализа пробелов знаний студентов по тестируемому материалу;
- получения объективной отметки, исключая ориентированность на субъективное мнение преподавателя;
- модифицирования вопросов, выбирая соответствующий уровень практического владения студентами материала;
- создания самообучающегося теста с подсказками, который можно использовать в качестве самоподготовки, а не контроля, что немаловажно в процессе изучения, например, пассивного грамматического или лексического материала;
- создания теста с несколькими правильными ответами, что позволит гибко подойти к решению такого теста;
- индивидуальной проверки, такой тест можно применить для контроля знаний долго отсутствующих студентов по уважительной причине, например, из-за болезни. Также принцип индивидуализации позволит исключить списывание;
- приспособления в современном информационном обществе. Проходя частое электронное тестирование, студенты с легкостью будут ориентироваться в такого рода программах в будущем;
- установления равных возможностей для всех тестируемых для установления собственных достижений [2].
Однако следует отметить и недостатки современного метода контроля знаний как для преподавателя, так и для студента. Сложность применения компьютерного тестирования для преподавателя определяется владением навыками создания грамотно качественных тестов. Как правило, электронные тесты направлены на контроль знаний, а не на развитие логического и творческого мышления, тем более коммуникативной компетенции. Порой создание качественных тестов с многочисленными вариациями, чтобы исключить момент списывания, требует много времени. Также зачастую стоит вопрос о том, как часто применять электронные тесты на занятиях, поскольку не всегда есть аудитории, оснащенные компьютерами, к тому же, иногда преподавателям приходится договариваться с ответственными за компьютерные классы, согласовывать графики работы классов, обговаривать время проведения тестирования, что порой очень неудобно.
Результаты исследования и их обсуждение. Внедрение в практику электронного тестирования намного расширит возможности преподавателя при организации текущего или итогового контроля, так как он может подготовить несколько вариантов тестов разного уровня по всем видам речевой деятельности иностранного языка и таким образом проверить усвоение всего лексического и грамматического материала более экономным путем. Многочисленные электронные тесты по грамматическим темам «Noun», «Agjective», «Article», «Tenses», «Active and Passive Voice», «Reported Speech», а также лексическому минимуму физического профиля были предложены студентам первого курса физического факультета Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. Тестовые задания были подобраны на основе методических пособий по английскому языку для студентов технических специальностей, составленных преподавателями кафедры английского языка, время выполнения которых было рассчитано на 45 минут. Апробация тестов проходила в несколько этапов. Студенты могли скопировать и проделать подобный тест дома, опираясь на конспект или учебник, а затем на занятии задать вопросы преподавателю. Позже аналогичный тест с вариациями заданий студенты получали в качестве текущего или итогового контроля. Следует отметить, что такой вариант решения тестового задания дает студенту возможность улучшить свой результат, подготовившись дома, устранив имеющиеся пробелы в знаниях. Целью каждого теста является закрепление активного и пассивного лексического минимума, а также грамматических явлений, введенных на предыдущих занятиях.
С целью выяснения эффективности использования электронно-тестирующих программ преподаватели кафедры английского языка провели промежуточное анкетирование студентов первого курса физического факультета, регулярно проходивших тестирование. Анализ результатов показал, что:
- процедура тестирования нравится 75% студентов, поскольку подготовка к тестам не затрачивает много времени, что для студентов немаловажно, учитывая учебную нагрузку;
- процедуру тестирования считают полезной 86% студентов, поскольку тест мотивирует студентов на улучшение результатов;
- тестирование не является объективным методом контроля 13% студентов, поскольку в тестировании присутствует элемент случайности. Здесь с ними можно согласиться. Например, студент, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.
Заключение. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что говоря о достоинствах и недостатках электронного тестирования, все же мы не сможем исключить и традиционные формы контроля. Исходя из формы учебной деятельности и особенностей учебного материала, преподаватель сам решает, какую форму контроля использовать на занятии. Важным является то, что конечный результат во многом зависит от тестируемого. Однако и обратная связь со студентами позволит преподавателю диагностировать учебный процесс, выявить пробелы в преподавании и построить следующий этап обучения.
Список литературы
1. Миролюбова, А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку / А.А. Миролюбова // Методическое пособие под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск. Титул, 2001. – 80 с.
2. Конышева, А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку / А.А. Конышева. – СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004. – 144 с.
Следующая > |
---|