Уважаемая Ольга Александровна,
мне очень импонирует, что Вы такой внимательный человек, стремящийся во всём добраться до самой сути.
Попытаюсь ответить Вам на Ваш вопрос.
1) некоторые дотошные учителя задали разработчикам ЕГЭ следующий вопрос: Почему количественные и порядковые числительные – это только формообразование? С одной стороны, понятно, что это две формы, а, с другой, почему нельзя считать, что это одновременно и словообразование, ведь порядковые числительные образуются от количественных при помощи суффикса -TH (хотя в некоторых Грамматиках -TH называют и окончанием, а иногда и просто пишут, что порядковые числительные оканчиваются на - TH, а что это – делайте вывод сами)??? Ответ – вообще берутся только
FIRST, SECOND, THIRD.. Учителя опять задают вопрос – А как же следующая информация из источника: The suffixes -th, -st, -nd and -rd are occasionally written superscript above the number itself ??? На что был дан совет "не заморачиваться".
2) Теперь по поводу -ING. Собственно вопрос вначале возник у продвинутых учащихся, которые очень хорошо усвоили, что задания В4-В10 на формообразование, а задания В11-В16 на словообразование – почему слова на -ING и в В4-В10 и в В11-В16???
Им объяснили, что в В4-В10-– это причастие, являющееся не личной формой глагола, а в В11-В16 – это отглагольное существительное, обладающее признаками глагола и существительного. Последовал следующий вопрос – А как же герундий??? Ведь он тоже на - ING???
Тем более, что и Пособиях по ЕГЭ встречалась путаница... К примеру оба подобных варианта были в словообразовании:
1) READING is of great importance if...
2) If you feel fond of READING...
В первом случае это и правда отглагольное существительное, а во втором герундий,а герундий – тоже не личная форма глагола и, следовательно, этот вариант должен был бы быть в заданиях В4-В10!
Дальше, больше, нашли сведения из источника, что -ING является и суффиксом причастия (
www.merriam-webster.com/dictionary/-ing). Вопрос, если –ING является и суффиксом причастия, то почему нельзя это одновременно считать и словообразованием???
Вопросы были переадресованы разработчикам ЕГЭ, и опять не получили убедительного ответа. Было сказано, что беруться слова, которые у всех на слуху и не вызывают никаких размышлений ( типа at the beginning, meaning…), а вообще их лучше избегать.
Я сегодня ещё раз посмотрела Пособия ФИПИ по подготовке к ЕГЭ по английскому языку (авторы Вербицкая М.В. и Соловова Е.Н.) и в Методических рекомендациях этот суффикс и не упомянут.
В своих рекомендациях коллегам я писала, что слова на –ING не рекомендованы в В11-В16, потому что много неясности в этой проблеме и потому что ведь в ходе Проекта собственно готовится не материал для реального ЕГЭ, а своего рода тренажёр для практики учащихся, а среди них, наверняка, есть и продвинутые, у которых такие вопросы тоже могут возникнуть. Да ещё тексты взяты из оригинального источника, где могут быть самые непредсказуемые варианты с учётом авторских.
Вам я упомянула это как формообразование, наверное под влиянием своих мыслей. Вы, конечно, можете не согласиться с точкой зрения некоторых учителей и моей в том числе, и, если Вас полностью устраивает та ссылка, которую Вы предоставили, Вы на неё всегда можете сослаться. Это Ваше право.
С уважением.