Лозовская Татьяна Витальевна. Применение иноязычного песенного материала на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей

PDFПечатьE-mail

УДК 811.111:378.147:398.8

ПРИМЕНЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Лозовская Татьяна Витальевна

Преподаватель

Кафедра английского языка

УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»

г. Гомель, Республика Беларусь

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются преимущества применения иноязычного песенного материала на занятиях по английскому языку среди студентов неязыковых специальностей. В ходе исследования выделяются критерии отбора песен и основные принципы работы с песенным материалом на занятиях по английскому языку.

 

Ключевые слова: мотивация; музыкальное произведение; критерии; навыки; аутентичный материал.

THE USE OF AUTHENTIC SONGS AT THE ENGLISH LESSONS WITH THE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALITIES

Lozovskaya Tatyana Vitaljevna

Lecturer

The English language department

Francisk Skorina Gomel State University

Gomel, Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation. The article deals with the advantages of the use of authentic songs  at English lessons with the students of non-linguistic specialities. The studies enable us to single out the criteria of the selection of songs and basic principles of working with the authentic material at English lessons.

 

Key words: motivation, musical composition, criteria, skills, authentic texts.

 

Введение. В настоящее время многие учителя иностранного языка работают над тем, как сделать каждое занятие интересным, увлекательным и добиться того, чтобы оно развивало познавательный интерес, творческую и мыслительную активность. Известно, что большинство учащихся с большим интересом начинают изучение предмета «Иностранный язык», но на среднем и на старшем этапах их интерес к предмету, а следовательно и речевая активность заметно снижаются. В результате, поступая в университет на неязыковую специальность, студент имеет довольно низкую мотивацию к изучению иностранного языка.

Проблема повышения мотивации к обучению у студентов неязыковых специальностей требует от преподавателя нового подхода к её решению, разработки более совершенных форм и методических приёмов. В процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми студент уходит с занятия. Занятие должно доставлять радость каждому студенту. Поэтому, для создания благоприятного психологического климата, снижения психологической нагрузки, активизации языковой деятельности, повышения эмоционального тонуса и поддержания интереса к изучению иностранного языка целесообразно использовать музыку, которая также содействует эстетическому воспитанию студентов [1, с. 47].

 

Цель работы. Изучение иностранного языка студентами имеет свои особенности, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности, личностными и профессиональными характеристиками, необходимыми для будущего специалиста, что необходимо учитывать, решая проблему развития мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых факультетов. В настоящее время существует большое количество технологий, методов, которые позволяют эффективно и даже в короткие сроки если не изучить иностранный язык, то хотя бы получить необходимые знания.

Одним из продуктивных способов усвоения иностранных языков, по мнению многих методистов,  является  использование музыки на занятиях по  иностранному языку. В связи с этим цель данной статьи заключается в том, чтобы  показать значимость применения музыки в усвоении студентами языкового материала, а также выделить критерии отбора песен для последующей работы и обозначить основные принципы работы с песенным материалом на занятиях по английскому языку.

Материалы и методы исследования. В процессе использования таких методов исследования как анализ научной психолого-педагогической литературы, собственной педагогической деятельности, а также изучения массового и передового педагогического опыта удалось доказать эффективность обучения, включающего в себя регулярное использование песен на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей.

Результаты исследования и их обсуждение. Музыка является одним из самых эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любого человека. Это неотъемлемая часть нашей жизни, мы все имеем музыкальные предпочтения, и подавляющее большинство людей регулярно слушают песни любимых авторов. Музыка – часть культуры каждого народа, из чего следует, что если слушать музыку народа изучаемого языка и на этом же языке, то можно глубже познать его культуру, быт, традиции, мировоззрение.

Музыка может оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Изучение музыки и песен стран изучаемого языка даёт прекрасные возможности для развития познавательного интереса и формирования социокультурной компетенции. Преимущество использования музыки состоит в том, что песни помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные произведения включают в себя новые слова и выражения. На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал. Песня стимулирует развитие навыков диалогической речи. Благодаря аутентичности песен учащиеся овладевают подлинным разговорным языком. Применение песен на занятии способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Постоянные однообразные занятия утомляют внимание студентов, а то разнообразие, которое даёт занятие по английскому языку с применением музыки, даёт возможность обучаемым снять напряжение, не переутомляться, и в дальнейшем лучше воспринимать учебный материал [2].

Принимая во внимание все преимущества использования песни в обучении иностранному языку, следует аккуратно подходить к отбору необходимого материала. Критерии отбора песен могут быть следующими:

- песня должна быть приятной, ритмичной, не слишком длинной, иметь припев;

- она должна мотивировать, заинтересовать обучающихся;

- соответствовать возрасту и степени обученности студентов;

- отражать страноведческую специфику;

- голос исполнителя должен быть понятным [3; с. 28]

При подборе песенного материала необходимо также следить, чтобы он выполнял следующие функции:

- коммуникативно-стимулирующую (служить стимулом к иноязычному общению);

- мотивационно-побудительную (обеспечить положительно окрашенное эмоциональное отношение обучаемых к учебному процессу по иностранному языку);

- лингвокультуроведческую (знакомить обучаемых с музыкальной культурой своей страны и стран изучаемого языка);

- эстетически-развивающую (служить средством эстетического воспитания учащихся) [4].

Как показывает практика, использование музыкальных композиций на занятии иностранного языка состоит из нескольких этапов. На начальном этапе  идёт снятие языковых трудностей, то есть преподаватель может написать на доске незнакомые слова из текста песни. Если ставится задача отработать фонетические навыки, то целесообразно проговорить тот или иной звук или изучить структуру интонации, которая присутствует в песне.

Далее идёт собственно прослушивание музыкальной композиции. Задания по её пониманию строятся в зависимости от целей. Самым распространённым заданием является заполнение пропусков в тексте песни, и здесь прорабатываются как аудитивные навыки, так и лексические. Параллельно с этим у студентов развивается внимание, память и скорость прослушивания. При необходимости, преподаватель может несколько раз поставить запись, ведь  это одно из самых сложных заданий при изучении языка – понимать аутентичную беглую речь, со всеми её особенностями. Чтобы закрепить полученный языковой материал, студентов, как правило, просят затем прочитать и перевести текст. После выполнения этих заданий, у обучаемых возникает полная картина о лингвокульторологических особенностях изучаемого произведения, ведь они не только усвоили чисто лингвистический материал, но и поняли, чем живут люди, которые поют на иностранном языке, а этот аспект не менее важен, чем набор языковых навыков.

При таком подходе у учащихся прорабатывается максимальное количество навыков: лексические, фонетические, грамматические, навыки чтения и перевода, а также монологического высказывания. В зависимости от уровня, преподаватель может попросить студентов составить небольшое высказывание по песне, по её содержанию или какой-то другой проблеме. Если уровень подготовки обучаемых этого сделать не позволяет, то можно просто попросить высказать своё мнение относительно данной композиции или её содержания.

К тому же, как уже было отмечено ранее, просушивание музыкальных произведений способствует более быстрому запоминанию слов, и этот процесс не настолько рутинен как обычное чтение или заучивание.

Необходимо отметить, что работа с музыкальными произведениями не должна осуществляться  фрагментарно, бессистемно, так как в этом случае это не будет рассматриваться как полноправное средство обучения иностранному языку. В большинстве случаев работа с песней сводится к прочтению текста, переводу незнакомых слов и выражений и записи их в тетрадь, прослушиванию песни и воспроизведению ее. Но наибольший эффект при использовании музыки для развития умений иноязычного общения может быть достигнут только в условиях регулярного комплексного использования музыкальной наглядности и разнообразия упражнений [5, с. 121].

Заключение. Таким образом, очевидно, что привлечение музыки на занятиях по иностранному языку способствует осознанному  овладению учащимися материалов занятия, увеличивается качественность преподавания иностранного языка студентам за счёт расширения и более глубокого проникновения учащихся в иноязычную культуру. Поэтому, использование музыки  является уникальным средством для формирования универсальных учебных действий на занятиях по иностранному языку.

 

Список литературы

1. Орлова, Н. Ф. Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной направленности / Н. Ф. Орлова. – М.:  Просвещение, 1991. – 370 с .

2. Шишкова Е. А. Музыка как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.nsportal.ru/ – Дата доступа: 11.10.2013

3. Гебель, С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка / С.Ф. Гебель // Иностр. яз. в шк. – 2009. – №5. – с. 28-30

4. Латышевич А. А. Музыка на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.freepapers.ru/ – Дата доступа: 19.10.2013

5. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с .