Петухова Галина Николаевна. Студенческая конференция как один из видов самостоятельной работы

PDFПечатьE-mail

УДК 378.147:811.111:37.091.313

Студенческая конференция как один из видов самостоятельной работы

Петухова Галина Николаевна, старший преподаватель кафедры английского языка, УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», г. Гомель, Республика Беларусь

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация. В статье рассматриваются положительные аспекты самостоятельной работы при проведении студенческих конференций по иностранным языкам.

Ключевые слова: конференция; иностранный язык; самостоятельная работа; презентация.

 

Student conference as a kind of self-study training

Petukhova Galina Nikolayevna, senior teacher, the Foreign Languages Department, F. Scorina Gomel State University, Gomel, Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation. In the paper the author describes the positive aspects of independent work while getting ready for student conferences.

Key words: conference; foreign language; self-study training; presentation.

 

На современном рынке образовательных услуг возрастает потребность в конкурентоспособных специалистах. Преподаватели кафедры английского языка Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины активно участвуют в подготовке такого рода специалистов, рассматривая обучение иностранным языкам, как одно из звеньев формирования компетентной в профессиональном плане, грамотной, гармоничной и культурной личности. Для решения проблемы качественной подготовки специалистов используются не только занятия по иностранному языку согласно программе, но также и другие разнообразные виды внеаудиторной деятельности: конференции, олимпиады и конкурсы.

Коллектив кафедры уделяет большое внимание проведению конференции для студентов естественнонаучных специальностей. Этот вид творческой и исследовательской деятельности студентов давно присутствует в работе кафедры. При проведении конференции у участников реализуется искусство поиска информации по теме исследования, умение планировать свою работу, правильно ее оформлять и представлять аудитории. Студент приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия и прогнозировать возможные варианты презентации. Такого рода деятельность характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение своих собственных мнений, чувств и принятие личной ответственности за работу, которую он выполняет. Важен и тот факт, что при подготовке материала студент непроизвольно запоминает разнообразные лексические средства и грамматические структуры, у него стимулируется развитее творческого мышления и воображения. То есть, можно сказать, что работа над материалом конференции сочетается с созданием и упрочением языковой базы.

Первоначально тематика конференций в нашем вузе была ограничена рамками исследований по страноведению. Осознание того факта, что современный компетентный специалист просто обязан не только уметь учиться и обладать способностью находить информацию, но и обрабатывать ее и использовать в профессиональных целях, привело к решению расширить границы тематики. В настоящее время тема конференции, в которой участвуют студенты разных факультетов, звучит следующим образом: «What is interesting in the world?» Эта тема предполагает свободу выражения мысли и многообразие средств выражения смысла.

Преподаватели кафедры учитывают значение этого вида работы в повышении эффективности обучения и ее место при изучении иностранного языка. Знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде. Ведь, работая самостоятельно, каждый студент непосредственно соприкасается с учебным и дополнительным материалом, концентрируя на нем все свое внимание, мобилизуя индивидуальные резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Значит, он не может быть нейтрально-пассивным. Поэтому мы стараемся привлекать к такой деятельности не только студентов, которые хорошо успевают по иностранному языку. Участие в конференции предлагается всем желающим, даже студентам, которые только начали изучение английского языка в вузе. Приветствуется работа в группах: один из студентов занимается поиском материала, другой – готовит презентацию, третий – выступает в качестве докладчика. Таким образом, студенты учатся работать в команде, и эта деятельность представляет собой максимально творческий процесс.

В подготовке к конференции участвуют преподаватели и студенты. Следовательно, возрастает ответственность преподавателя за коммуникативный образовательный и воспитательный аспекты. Важно только, чтобы преподаватель не слишком явно контролировал студентов и регламентировал их деятельность.

Поскольку публичная презентация имеет свои особенности, выступающие должны владеть предметной и коммуникативной компетенцией, а также научной лексикой.

Подготовка к конференции предполагает большую работу. Прежде всего, следует предоставить студентам возможность самим выбрать интересующую их тему выступления. Затем студентам, обладающим необходимыми умениями в различных видах речевой деятельности, следует изучить разного рода информацию по данному вопросу. Преподаватель же может оказать помощь в компоновке материала, редактировании текста, составлении плана выступления, проверить насколько хорошо студент владеет произносительными умениями и интонацией, помочь обеспечить психологическую адаптацию при выступлении перед аудиторией.

Необходимо отметить, что в последние годы заметно вырос интерес студентов к выступлениям на конференции. Предоставляются доклады хорошего качества. Особенно убедительны работы, которые сопровождаются компьютерными презентациями. Темы презентаций охватывают самые разнообразные сферы жизни человека: компьютерные технологии, используемые в мобильных телефонах, современная живопись, поэзия, использование математических законов в художественных произведениях и многое другое. Участники творчески подходят к использованию презентаций: предваряют демонстрацию выведением на экран неизвестных слов и словосочетаний, содержащихся в тексте, дают пояснения при необходимости, отвечают на вопросы аудитории и сами общаются с присутствующими. Это помогает созданию комфортной обстановки во время работы.

Поскольку современные студенты обладают хорошими навыками работы на компьютере с разнообразным программным обеспечением, то во время презентации учитываются все правила и нюансы, которые имеют место при создании такого рода продукта (шрифт, цвет, различные технологические эффекты).

В конце конференции проводится анонимное голосование всеми участниками и комиссией преподавателей. В результате определяются лучшие работы. При голосовании необходимо указать критерии оценки.

Можно сказать, что при использовании данной методической системы у студентов совершенствуются способности к наблюдению, анализу, синтезу, механизмы памяти, внимания, увеличивается степень логичности мышления. Помимо этого, она помогает формировать многие важные качества личности: чувство ответственности, способность к оценке и самооценке, умение сопоставлять факты и делать выводы.

 

  1. Матюхина, Г.Н. Обучение иностранным языкам во внеаудиторной деятельности воспитательный аспект обучения / Г.Н. Матюхина // [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.safbd.ru/content/obuchenie-inostrannym-yazykam-vo-vneauditornoy-deyatelnosti-vospitatelnyy-aspekt-obucheniya – Дата доступа: 20.04.2013.
  2. Княгницкая, О.Д. Социополитический аспект обучения иностранным языкам и гуманизация образования / О.Д. Княгницкая // [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://frgf.utmn.ru/last/No14/text19.htm – Дата доступа: 20.04.2013.
  3. Шустикова, Т.В. Студенческая учебно-научная конференция как форма работы по развитию коммуникативной компетенции иностранных учащихся (предвузовский этап обучения) / Т.В. Шустикова // [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://icee.dis.spbstu.ru/proceedings2012/papers/FSTU/FSTU2012-17.pdf – Дата доступа: 20.04.2013.
  4. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – № № 2, 3.