Гулов Артем Петрович. Использование ИТ в обучении и воспитании детей в средней школе в США: нравственный аспект

PDFПечатьE-mail

УДК 372.881.111.1

Использование ИТ в обучении и воспитании детей в средней школе в США: нравственный аспект

Гулов Артем Петрович, учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №12 с УИОП» г.Старый Оскол , Россия

Using IT in education system in American secondary school: moral aspect

Artem Petrovich Gulov, English teacher of the  municipal budgetary general education institution secondary school №12, Stary Oskol, Russia

Аннотация: Данная статья описывает посвящена проблеме организации образовательного процесса в американских школах, исследуются вопросы нравственного воспитания.

Ключевые слова: нравственное воспитание, американская школа; образовательные технологии.

 

 

 

Annotation. The present article is devoted to the problem of organization of the teaching process in American schools in order to involve children into the moral education system.

Key words: moral education, American school, educational technologies.

 

Информатизация современного общества носит глобальный характер, что подкрепляется национальными трендами в образовании, влияющими на общемировые процессы и задающие вектор дальнейшего развития. Подходя к анализу вопросов современной информатизации, важно осознавать истоки возникновения и распространения информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании.

Первоначальным центром разработки и внедрения компьютерных технологий стали Соединенные Штаты Америки, что было обусловлено несколькими ключевыми факторами. Окончание второй мировой войны в статусе державы-победителя, без больших потерь как в плане финансовых и инфраструктурных, так и человеческих ресурсов позволило США укрепиться на вершине развития научной мысли, подстегиваемой как внутренними потребностями, так и соперничеством на международной арене. Наконец, возможность привлекать крупных специалистов в области тонких наук позволили США обогнать другие страны в производстве компьютеров. Сами компьютерные технологии пережили несколько эпох, от момента создания первого вычислительного устройства, недолговечного и ресурсоемкого, до появления персональных компьютеров, работа в которых означала возможность пользоваться человекопонятными программными оболочками с искусственным интеллектом, что способствовало разработке специальных моделей для нужд образования.

Возможно выделить 2 этапа использования и внедрения информационных технологий в средней школе в США: 1 этап – 1944-1974, 2 этап – 1975 – настоящее время.

Данная периодизация весьма условна, однако позволяет схематично рассмотреть процессы внедрения информационных технологий в обучение школьников. Первый этап связан с исследованиями в американских университетах, целью которых выступило само создание программ, имеющих практическую ценность для образования. Нужно отметить, что тенденция использовать компьютеры в обучении становилась относительно массовой – были разработаны многочисленные курсы и проекты для учащихся школ США, и к 1974 году количество учащихся, использующих новые технологии, превысило отметку в 2 миллиона человек. Количество школ, в которые были внедрены информационные технологии, достигло 55% от общего количества школ США. Однако, следует понимать относительность данных цифр, так как компьютеры являлись дорогим продуктом и не могли быть закуплены в больших количествах, что, в свою очередь, сдерживало и развитие практического применения компьютера в средней школе США.

Второй этап ознаменовался несколькими историческими моментами. Прежде всего, на рынке появились сравнительно дешевые компьютеры, что вкупе с общей тенденцией постоянного развития науки предопределило ход истории – компьютеры становились массовым явлением. Разработка локальных сетей, на базе которых в дальнейшем была создана глобальная сеть Интернет, также повлияла на внедрение дистанционного обучения, идеи о котором были сформулированы еще на предыдущем этапе. Таким образом, были созданы все условия для разработки и внедрения современных информационных технологий в среднюю школу США.

Остановимся на краткой характеристике информационных технологий, которые используются в США в среднем образовании. Возможно выделить 2 критерия – по степени простоты использования и общедоступности, и по этапам познания.

Все информационные продукты могут быть как доступными для использования и легкими в управлении, так называемые программы «на каждый день», так и узкоспециализированными мощными продуктами, которые, как правило, используются только при углубленном изучении какого-либо предмета. Среди первых выделим текстовые и графические редакторы, среди вторых – пакеты программирования, управления системами, базами данных.

Также существует классификация, созданная в связи с решаемыми дидактическими задачами в школе, разбитая на 3 большие группы.

  1. Образовательные информационные технологии, направленные на подготовку учащихся к восприятию знаний и умений. Для данной группы характерны обучающие системы, поисковые базы, служащие источниками информации.
  2. Информационные технологии, связанные с закреплением знаний, выработке на их основе умений и навыков, а также умения использовать приобретенные знания в моделируемой незнакомой ситуации.
  3. Информационные технологии, связанные с оцениванием знаний, созданные для контроля и анализа успешности освоения информации. Сюда относятся системы автоматизированного тестирования.

 

Возможно ли использование информационных технологий в процессе воспитания американского школьника? Опираясь на технические особенности использования персональных компьютеров, мы можем ответить утвердительно, так как процесс нравственного воспитания являет собой влияние учителя на ученика с целью формирования положительного образа последнего. Взаимодействие учителя и ученика в процессе использования информационных технологий имеет свои особенности – учитель является не транслятором знаний и информации, а руководителем процесса познания, который направляет ученика в то или иное русло. Таким образом, учитель может как отпустить ученика «в свободное плавание» по информационным просторам, так и напротив – внимательно отслеживать и направлять ученика. Среди нравственных проблем, которые на сегодняшний день наиболее актуальны для средней школы США, можно выделить следующие:

  1. Деформация нравственных ценностей, приходящие в общество через средства массовой информации, которые преследуют свои коммерческие интересы. Большинство таких общедоступных средств базируются в сети Интернет, что позволяет транслировать информацию, которая запрещена в США и разжигает расовую или социальную ненависть. Видеоролики, запрещенные фильмы, тексты могут распространяться через пиратские каналы информации, сайты могут публиковаться на серверах в других странах или постоянно менять свой адрес в сети Интернет. Активное распространение социальных сетей, авторы которых также преследуют свои корыстные цели, возможно, лоббирующие чьи-то коммерческие или политические цели.
  2. Вопросы дисциплины и успеваемости в школе, разделение американского общества на «победителей» и «побежденных». Целевая установка американского школьника – достижение индивидуальных успехов, однако, через компьютерные игры, информационные системы данная цель приводит к новым конфликтам как между поколениями, так и внутри одного поколения. Подростки меняют жизненные приоритеты, ставя перед собой цель достичь успеха любой ценой в любой сфере, при этом возникает нежелание следовать инструкциям и наставлениям учителей, а также неприятие чужого успеха.

Будучи информационным, современное общество США черпает как и проблемы, так и методы их решения из возможностей современных информационных технологий. Создаются обучающие курсы, формирующие нравственные ценности, средства программирования отслеживаются и блокируются фильтрами нежелательные источники информации, учащиеся вовлекаются в создание информационных продуктов, поднимающие престиж положительного героя, образованного, грамотного, уважающего своих родителей и любящего свою страну, ставящего перед собой цели достичь успеха в жизни, создать семью и воспитать детей.

Опыт США в использовании информационных технологий в воспитании и обучении в средней школе США ценен для отечественной педагогики, так как именно в США зародились истоки современного глобального информационного пространства.

Список литературы

1. Вендеровская Р.Б. Американская школа глазами американцев // Педагогика. - 2000. - №6. - С.81-87.

2. Малькова З.А. Актуализация проблем воспитания в США // Педагогика. -2000. - № 7. - С.79-90.

3. Супян В.Б. Образование в США: состояние и приоритеты развития //США - Канада. - 2000. - №1. - С. 80-93.

4. Riley W. Richard. The State of American Education II Vital Speeches. - March. - 2000. -v. 66.- i. 11.-322 p.

5. Wilson Q. The Moral Sense. -New York: Free Press, 1993.