УДК 378:004.5
Модель формирования мультимедиа-грамотности будущего инженера в процессе изучения английского языка
Гуминская Оксана Петровна – преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Беларусь.
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Зубрицкая Людмила Степановна – старший преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Беларусь.
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Аннотация: В статье проанализирована модель формирования мультимедиа-грамотности будущего инженера в процессе изучения английского языка. Предметом исследования является мультимедиа-грамотность будущего инженера как структурный компонент профессиональной подготовки будущего специалиста. Раскрыты проблемы профессиональной грамотности и способы их решения. В статье также раскрываются дидактические особенности мультимедиа-грамотности и представлены результаты использования данной модели в процессе изучения английского языка.
Ключевые слова: ГРАМОТНОСТЬ; МОДЕЛЬ; МОТИВАЦИЯ; КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ; МУЛЬТИМЕДИА-ГРАМОТНОСТЬ.
The model of formation of multimedia literacy of the future engineer
Guminskaya Oksana Petrovna – the teacher of English, the chair of foreign languages, Baranovichi State University, Baranovichi, Belarus
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Zubritskaya Lyudmila Stepanovna – the teacher of English, the chair of foreign languages, Baranovichi State University, Baranovichi, Belarus
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Key words: LITERACY; MODEL; MOTIVATION; COMPUTER LITERACY; MULTIMEDIA LITERACY
Resume: In the article the model of formation of multimedia literacy of future engineers is analyzed. The problems of professional literacy and the ways of their solution are revealed. The article also investigates the didactic peculiarities of multimedia literacy. The object of the research is multimedia literacy of future engineers as a structural component of professional training. The results of the use of this model of formation of multimedia literacy in the course of studying English are presented here.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА-ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Введение. Профессиональная грамотность инженера – понятие многогранное. Одной из основных составляющих компонентов профессиональной грамотности на современном уровне развития образования является мультимедиа-грамотность. Сегодня под мультимедиа-грамотностью инженера понимаются знания, умения и навыки, необходимые инженеру для эффективного функционирования в своей социальной группе во всех видах деятельности, где мультимедиа используется прямо или опосредованно, являющееся основой непрерывного образования и способствующее профессиональной мобильности инженера [5]. Теоретическое исследование проблемы формирования мультимедиа-грамотности показало необходимость разработки модели и технологии формирования мультимедиа-грамотности будущих инженеров в процессе изучения английского языка.
Цель работы. Цель исследования – теоретически обосновать и раскрыть дидактические особенности формирования мультимедиа-грамотности будущего инженера в процессе изучения английского языка. Объект исследования: мультимедиа-грамотность будущего инженера как структурный компонент профессиональной подготовки будущего инженера.
Материалы и методы исследования. Модель, рассматриваемая как образ, аналог какого-либо процесса, явления, используемый в качестве представителя, заместителя оригинала в научном исследовании, является инструментом познания и содержит фрагмент определенной природной и социальной реальности, продукта человеческой культуры [2,3,4]. В психолого-педагогической литературе не обнаружено описания модели формирования мультимедиа-грамотности будущего инженера в процессе изучения английского языка. Мы впервые сделали попытку создать такую модель. Для решения поставленной задачи применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научной, методической, учебной литературы, печатных и Интернет-публикаций, посвященных исследуемой проблеме; теоретическое осмысление и обобщение педагогического опыта использования мультимедиа в образовании, анализ нормативных документов, учебно-программной документации и учебно-методических пособий; педагогический эксперимент; статистический анализ результатов педагогического эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение. При создании модели мы использовали компонентный механизм моделирования, а основным методологическим подходом выступил системный подход. Системный подход (В.П. Беспалько, Б.М. Кедров, Ф.Ф. Королев, А.П. Сманцер, Э.Г. Юдин и др.) обеспечивает целостное представление о развивающемся явлении, способствует интеграции знаний, позволяет выявлять пробелы в знаниях, обнаружить их неполноту и определять задачи дальнейшего формирования мультимедиа-грамотности будущих инженеров. Будущие инженеры имеют возможность последовательно получать представления о структурно-содержательной специфике мультимедиа-грамотности, формах, методах, приемах, технологии решения профессиональных задач.
Объектом нашего моделирования выступал процесс формирования мультимедиа-грамотности будущих инженеров в процессе изучения английского языка. В качестве основных компонентов мы выделили: цель и задачи, педагогические условия, принципы, этапы, педагогическое взаимодействие и результат формирования мультимедиа-грамотности будущих инженеров.
Целевой компонент модели предопределил содержание и ожидаемый результат. Он представлен в единстве цели и системы задач. Целью реализации представленной модели и технологии являлось формирование мультимедиа-грамотности будущих инженеров в процессе изучения английского языка.
Формирование мультимедиа-грамотности будущих инженеров определялось действием общих принципов педагогического процесса и специфических принципов медиаобразования, лежащих в основе разработанной технологии в компьютеризированном учебном процессе.
Основополагающими принципами формирования мультимедиа-грамотности будущих инженеров явились: принцип научности, гуманизации, интеграции, интерактивности, культуросообразности, творчества и успеха.
Организация формирования мультимедиа-грамотности невозможна без реализации ряда педагогических условий. Педагогические условия – это внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса в той или иной мере, сознательно сконструированные педагогом.
Основными педагогическими условиями, на взгляд П.В. Беспалова, влияющими на формирование мультимедиа-грамотности будущего инженера являются [1]:
а) создание профессионально-ориентированных задач и ситуаций на занятии, создающих мотивацию овладения мультимедиа технологиями;
б) обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования мультимедиа-грамотности;
в) выполнение творческих проектов с учетом специализации студентов с использованием мультимедиа технологий.
Технология формирования мультимедиа-грамотности представлена в соответствии с целью, содержанием, методами, формами и средствами обучения и воспитания. Она состоит из последовательности двух этапов: пропедевтического и основного. На пропедевтическом этапе обеспечивалась актуализация формирования мультимедиа-грамотности как составляющей труда будущего инженера, что предусматривало разработку содержания данного процесса и формирование у студентов положительной мотивации к использованию мультимедиа в учебной и профессиональной деятельности. На пропедевтическом этапе студенты получили знания об использовании мультимедиа при подготовке к практическим занятиям и решении профессиональных задач, сформировали представления о методах и приёмах работы с мультимедиа.
Основной этап представлен рядом подэтапов: мотивационно-целевым, теоретико-информационным, практико-ориентированным и вариативно-творческим.
В исследовании мы выделяем четыре критерия сформированности мультимедиа-грамотности будущих инженеров, отражающих стадийный характер целостного образовательного процесса: когнитивный, мотивационный, поведенческий, рефлексивный.
Организация учебной деятельности по формированию мультимедиа-грамотности будущего инженера в процессе изучения английского языка, реализуемая с помощью учебно-методического обеспечения (мультимедийные компьютерные программы справочного характера, методические рекомендации «Технический перевод: теория и практикум», электронные учебно-методические комплексы, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, тренажеры и программы тестирования; DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями; видео и аудиотехника), включала пропедевтический и основной этапы. Данные этапы способствовали формированию у будущих инженеров положительной мотивации и опыта решения практических задач в процессе формирования мультимедиа-грамотности. Пропедевтический и основной этапы, содержание деятельности преподавателя и студентов, использование методов проектного обучения и аудиовизуального метода, комплекса упражнений – все эти организационно-содержательные особенности модели направлены на достижение результата – формирование критически и творчески мыслящего студента, владеющего мультимедиа-грамотностью.
Заключение. Опытно-экспериментальная проверка, проведённая на инженерном факультете Барановичского государственного университета, свидетельствует об эффективности предложенной модели формирования мультимедиа-грамотности будущих инженеров в процессе изучения английского языка. Если по результатам первоначальной диагностики уровень сформированности компонентов мультимедиа-грамотности обучающихся экспериментальной группы относился к низкому, то по результатам итоговой диагностики – к высокому.
Таким образом, разработанная модель формирования мультимедиа-грамотности будущего инженера в процессе изучения английского языка представляет собой систему взаимосвязанных компонентов: цель, задачи, принципы, педагогические условия, этапы, педагогическое взаимодействие, результат исследуемого процесса. Реализация модели способствует эффективному формированию мультимедиа-грамотности будущих инженеров в процессе изучения английского языка, совершенствованию системы профессиональной подготовки специалиста вообще.
Список литературы
< Предыдущая | Следующая > |
---|