УДК 811. 111 (075.8)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Захарова Марина Сергеевна, преподаватель, кафедрa английского языка, факультет иностранных языков, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель, Беларусь
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Настоящая статья посвящена вопросам применения современных интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку в высшей школе. В статье дается определение понятию «интерактивная технология», рассматриваются современные интерактивные технологии и определяются их дидактические возможности, а также описывается процесс организации иноязычного обучения с применением интерактивных технологий на примере Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины.
Ключевые слова: интерактивность; интерактивная технология; дидактические возможности интерактивных технологий.
DIDACTIC POTENTIALITIES OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING PROCESS AT THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
Zakharova Marina Sergeevna, teacher, Foreign Languages Department, Gomel State University named after F.Skorina, Gomel, Belarus
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
The article is devoted to the usage of modern interactive technologies in the foreign language teaching process at the institutions of higher education. The article gives the definition of the concept «interactive technology», describes the existing modern interactive technologies and their didactic potentialities employed in teaching. It also depicts the application of interactive technologies in the foreign language teaching process at Gomel State University named after F.Skorina.
Keywords: interactivity; interactive technology; didactic potentialities of interactive technologies.
Введение. Одной из основных задач образования на любом этапе развития общества является поиск новых и современных способов и форм организации
образовательного процесса. В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий, которые все чаще используются при обучении различным учебным дисциплинам. При этом обращается внимание на тот факт, что использование интерактивных технологий в процессе обучения способствует не только обогащению образовательного процесса, но и приобретению обучающимися навыков и умений, формирование и развитие которых на основе традиционных средств обучения представляется достаточно трудоемким [1], [2].
Цель работы. Целью данной статьи является определение и описание дидактических возможностей интерактивных технологий при обучении иностранному языку в высшей школе (на примере кафедры английского языка Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины).
Материалы и методы исследования. Интерактивность применительно к сфере информационных и коммуникационных технологий определяют как способность информационно-коммуникационной системы активно и разнообразно реагировать на запросы пользователя.
Под интерактивными технологиями в настоящей работе мы понимаем компьютерные программные продукты или программы, которые способны осуществлять интерактивную поддержку пользователя в решении каких-либо задач, а дидактические возможности интерактивных технологий связываем с возможностью их применения в процессе обучения.
Интерактивные тесты и тренажеры, компьютерные обучающие программы, интерактивные электронные учебники и пособия, виртуальные лабораторные работы и практикумы, интерактивные деловые игры все чаще находят применение в образовательном процессе и используются при обучении различным дисциплинам, в том числе и иностранному языку.
Основу любой интерактивной программы составляют интерактивные упражнения или задания разной направленности. Наиболее часто при обучении иностранному языку используются следующие типы интерактивных заданий: вопросно-ответные (необходимо дать прямые ответы на вопросы компьютерной программы, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе); с выборочным ответом (обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов); со свободно конструируемым ответом (программа «владеет» всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос, с тем, чтобы последний мог «узнать» и оценить правильность ответа); на заполнение пропусков (необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме) и др. Обязательным для интерактивной программы является и наличие обратной связи, когда на каждое действие обучаемого программа выдает определенную реакцию в виде оценки действий, подсказок, советов и рекомендаций, осуществляя таким образом своеобразный учебный «диалог» с обучаемым.
Интерактивные технологии используются в организованном процессе иноязычного обучения наряду с традиционными методами обучения как вспомогательное средство для решения ряда образовательных задач: введения лексико-грамматического материала, отработки навыков произношения, автоматизации грамматических навыков, формирования и развития навыков разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, перевода и т.д. Помимо этого, интерактивные технологии успешно применяются для осуществления разных форм контроля (текущего, итогового) за качеством усвоения обучаемыми учебного материала.
По сравнению с традиционными методами обучения интерактивные технологии имеют ряд преимуществ. Так, например, интерактивные технологии позволяют гораздо эффективнее осуществлять тренировку изучаемого лексико-грамматического материала, предлагая обучаемому в случае неправильного ответа аналогичное задание до тех пор, пока результат тренировки не будет достигнут. Применение интерактивных технологий с целью осуществления контроля также делает данный процесс более основательным и качественным, предусматривая возможность создания электронных баз вопросов по тематикам и практически исключая возможность повторения вариантов.
Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс в высшей школе развивается по нескольким направлениям. Первое направление ориентировано на внедрение интерактивных технологий в процессе обучения с целью организации и интенсификации самостоятельной работы обучаемых (преимущественно внеаудиторной). Второе направление предполагает использование возможностей интерактивных технологий для непосредственного включения в образовательный процесс обучаемых, для которых в силу определенных причин возможна и доступна только дистанционная форма обучения. Третье направление связано с использованием интерактивных технологий в образовательном процессе для оптимизации и изменения содержательной составляющей процесса обучения путем обновления и совершенствования его методической базы, создания и внедрения на этой основе новых прогрессивных методик. Синтезом последних двух направлений является создание электронных учебно-методических комплексов дисциплин, которые могут быть использованы как при дистанционной, так и очной форме обучения.
Результаты исследования и их обсуждение. Организация процесса обучения с применением интерактивных технологий в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины осуществляется в рамках обозначенных направлений. Так, на базе университета уже несколько лет успешно функционирует система дистанционного обучения и тестирования ДОТ, позволяющая использовать в образовательных целях разработанные профессорско-преподавательским составом вуза интерактивные тесты по различным учебным дисциплинам, в том числе иностранным языкам.
Разработанные интерактивные тесты используются при обучении иностранному языку на неязыковых специальностях в качестве дополнительного учебного материала для самостоятельного обучения (например, для отработки и закрепления введенного на занятии учебного материала, активизации и автоматизации лексико-грамматических навыков по наиболее сложным темам, предусмотренным программой), а также с целью осуществления разных форм контроля за качеством усвоения обучаемыми учебного материала. При ограниченном количестве учебных часов, отведенных на изучение иностранного языка на неязыковых специальностях, применение интерактивных технологий позволяет экономить аудиторное время и использовать его для решения других образовательных задач. Помимо этого, система дистанционного обучения и тестирования ДОТ способствует активному вовлечению в учебный процесс обучаемых так называемого индивидуального плана обучения. Основное большинство таких обучаемых составляют студенты факультета физической культуры, которые в силу объективных причин (наличие тренировок в аудиторное время, спортивные сборы, участие в соревнованиях) овладевают учебным материалом самостоятельно во внеаудиторное время.
Следует также отметить, что в рамках оптимизации содержательной составляющей процесса иноязычного обучения на кафедре английского языка в настоящее время ведется работа по разработке и созданию учебно-методического комплекса по дисциплине «Английский язык» для студентов неязыковых специальностей по заочной форме обучения.
Заключение. Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что интерактивные технологии содержат огромный дидактический потенциал, однако не следует забывать, что даже самые совершенные и новейшие интерактивные технологии не заменяют преподавателя, а служат только средством оптимизации и интенсификации учебного процесса, успешная организация которого зависит от многих факторов, таких как наличие необходимого комплекса интерактивных программ различных типов, образовательное качество использующихся обучающих программ, владение преподавателем методикой интеграции программ различных типов в учебный процесс.
Список литературы:
< Предыдущая | Следующая > |
---|