Обогащение лексического запаса учащихся - постоянная забота учителя. И задача учителя превратить эту лексику в «собственность» учащихся, чтобы она стала их активным словарным запасом. С этой целью можно использовать речевые опоры. Речевые опоры — это карточки учебного раздаточного материала с ключевыми словами в неопределенной форме. Данные слова раскрывают тему, проблему, идею рассказа. Смысл технологии работы с речевыми опорами в том, чтобы, не предоставляя обучающимся готовый текст развернутого сообщения, стимулировать их самостоятельные высказывания и в процессе моделирования учебно-речевых ситуаций закрепить в их речи тематическую лексику, превращая ее в лексику активную, значительно расширяя и обогащая индивидуальный словарь учащихся.
Лексика для коммуникации школьников представлена в речевых опорах в нужном для сообщения порядке. Это позволяет учащимся легко сохранять логику сюжетной канвы высказывания. Одновременно речевые опоры - это также и источник информации по обсуждаемой проблеме.
Работу с речевыми опорами можно проводить в самых разнообразных режимах активной речевой деятельности: Т-P1P2P3 (фронтальная беседа), Т-P1-P2 (управляемый диалог), Р1=Р2 (диалог),P (монолог).
Пример карточки.
Тема урока: "Bad habits".
Imagine that you are a parent.
Use the expressions below to ask the students questions about their bad habits:
1 - to be not allowed anywhere (smoking, drinking alcohol, taking drugs)
Ask: Do you know that...?;
2 - to cause various diseases
Ask: a) Do you know that...? b) What diseases...?;
3- smoking: to make teeth yellow; hair and clothes smell; to cause a cough, a
headache, cancer;
4- - drinking alcohol: to make speech unclear; to cause slow reactions, loss of memory and a headache; to affect your social controls, your future children and people around you
Ask: Are you aware of the fact that...?;
5 - taking drugs: to make the brain sleep; to cause blood and heart diseases, brain disease;
6 - to be harmful for teenagers;
7 - to be strong and healthy
Ask: Do you want...?;
8 - to keep healthy lifestyle
Ask: What lifestyle...?;
9 - to say something as a final word.
Ask: What would you say...?
Зная механизмы построения английских предложений, учитывая многообразие видовременных форм английского языка и другие явления грамматики, учащиеся уже могут интерпретировать на изучаемом языке. Конечно же, это характерно для старшей ступени обучения.