Пути и средства формирования мотивации при изучении английского языка.
(из опыта работы по учебнику “Enjoy English-3” для 5-6 классов, автор М. З. Биболетова и др.)
Богатырёва Т. В., учитель английского языка МОУ «Красноярская СОШ №1.
На протяжении нескольких лет у учителей нашей школы не возникает проблем выбора учебников. Свое предпочтение мы отдали учебникам “Enjoy English”, авторы М. З. Биболетова и др. В настоящее время мы работаем по учебникам этих авторов со второго по восьмой класс. В данном УМК на достаточно высоком уровне реализуются требования федерального компонента государственного стандарта через формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность и готовность общаться на английском языке. Авторам удалось придать курсу современное звучание, ориентированное на взаимопонимание, толерантность, совместное решение важных проблем.
Я бы хотела выделить основные, по моему мнению, принципы данного УМК.
1. Личностно-ориентированный характер заданий в учебнике и рабочей тетради, их дифференциация по характеру и по степени трудности, что обеспечивает индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся.
2. Деятельностный характер обучения английскому языку посредством моделирования условий реального общения в ролевых играх и проектной деятельности.
3. Коммуникативная направленность курса, которая проявляется в формулировке заданий для обучения устной речи, чтению и письму, имеющих коммуникативный смысл и виден выход в реальное общение.
4. Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения.
5. Социокультурная направленность заданий УМК дают возможность учащимся овладеть английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным.
6. Использование современных технологий обучения позволяют сделать изучение языка более увлекательным и эффективным. (обучающие компьютерные программы “Enjoy the ABC”, “Enjoy Listening and Playing” для 2-4 классов)
Однако из учебников этой линии выделяются учебники “Enjoy English-3” для 5-6 классов. Учебники для начальной школы (переработанные) и 7-8 классов отличаются насыщенностью материала. В 5-6 классах мы чувствуем недостаток учебного материала, поэтому часто используем дополнительный материал для чтения, аудирования, формирования лексических и грамматических умений и навыков, стараемся поддержать интерес учащихся к изучению языка на данной ступени обучения. Каждый учитель использует свой материал. Мне же хотелось рассказать о том, что я использую в своей работе.
В учебнике широко привлечены лингвострановедческие материалы, которые дают детям возможность
лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным. Я же предлагаю шире использовать и краеведческий материал. При работе с краеведческим материалом обеспечивается комплексная реализация практических целей обучения, что предполагает развитие у школьников навыков и умений пользоваться иноязычной речью в различных ситуациях общения. Помимо практических, достигаются воспитательные и образовательные цели. Обучение английскому языку при работе с краеведческим материалом призвано:
· способствовать интеллектуальному развитию творческих способностей;
· стимулировать познавательную активность, тем самым расширять свой кругозор;
· повышать общеобразовательный уровень;
· мотивировать учащихся к изучению не только иностранного языка, но и краеведческого материала;
· воспитывать уважение к истории и культуре своего родного края.
Использование краеведческого материала возможно при обучении всем видам речевой деятельности, а именно при обучении устной речи, аудирования, чтения, письма.
Хочу остановиться на нескольких примерах использования краеведческого материала в 6-ом классе.
В разделе 5 “Faces of London” продолжают знакомиться с достопримечательностями Лондона. Я же предлагаю им почитать и поговорить о достопримечательностях нашего родного города.
Museums and interesting places of Astrakhan. (приложение №1)
Famous people (приложение №2)
Краеведческий материал используется и при изучении темы “Animals in our life”.
В 5-6 классах учащиеся осваивают пять грамматических времени: the Present Simple Tense, the Present Progressive Tense, the Present Perfect Tense, the Past Simple Tense, the Future Simple Tense. В дополнении к упражнениям учебника и рабочей тетради можно использовать материал электронного учебника «Профессор Хиггинс».
Хорошим подспорьем при изучении грамматики, являются песни, влючённые в учебное пособие “Songs to Enjoy Grammar” (авторы: А. и Ю. Кузьменковы)
Песни используются для закрепления или повторения изучаемых грамматических конструкций, служат иллюстрацией их употребления в различных речевых ситуациях, а подача грамматического материала в песенной форме способствует развитию навыков аудирования и говорения.
Для формирования лексических навыков использую задания пособия “Start Building Your Vocabulary” (автор Jon Flower).
При освоении лексики использую и игровые технологии, поскольку игровая деятельность выполняет такие функции:
Ø развлекательную т. к. игра доставляет удовольствие, воодушевляет, пробуждает интерес.
Ø коммуникативную: учит общению;
Ø самореализации.
Ø игротерапевтическую: преодоление различных трудностей.
В 5-6 классах мы играем в “Lotto”, “Domino”, “Puzzles” и другие игры.
Все перечисленные выше приёмы и методы способствуют повышению мотивации при изучении английского языка в 5-6 классах, помогают сделать учебный процесс интересным и увлекательным.
Рабочий лист №1
Museums and interesting places of Astrakhan.
1 Listen and pronounce the names of the places correctly.
Astrakhan the Museum of the Town History
the Kremlin the Museum of the Local Lore
Uspenskiy Cathedral the Dogadin Picture Gallery
2. Work in groups. Study the vocabulary.
to be founded famous provincial to be proud of
wooden artist cathedral to be rich in
stone exhibit dome to be worth
sight guide
builder construction
3 Read and match the texts and the pictures.
1
|
a) Astrakhan was founded in 1558. At first a wooden Kremlin was built. In 1589 the best Russian town builders Velyaminov and Gubasty built the stone Kremlin. Now it is one of the sights of our town and a museum complex under the open air. Every day many students, tourists from other cities come here to learn interesting facts about the history of Astrakhan.
|
2
|
b) This is the Dogadin Picture Gallery – the place where you can see many pictures of the famous Russian artists. It was founded by Pavel Dogadin in 1918. There were only 130 pictures in it at first and now it has more than 11.000 exhibits. Many visitors come here to see pictures of Kustodiev, Savrasov, Levitan, Nesterov, Korovin and Polenov.
|
3
|
c) Everyone enjoys his visit to the Museum of the Local Lore. It is a very interesting place to visit. It is one of the oldest provincial museums in Russia. It was founded in 1837.You can learn here about the history of Astrakhan, its interesting places, famous people and nature of Astrakhan region.
|
4
|
d) There are many cathedrals and churches in Astrakhan. One of the best is USPENSKY CATHEDRAL. It was built in 1698 - 1710. When the weather is sunny, you can see the domes of the Cathedral far away from the town. The famous and talented architect Dorofey Myakishev guided the construction of the Cathedral.
|
5
|
e) We love our old town and are proud of it. Astrakhan is rich in museums. This museum is not large and is situated not far from the centre of the town. It’s the Museum of the Town History. Here you can see many interesting documents, books, photos about the history of Astrakhan, its famous people. This museum is worth visiting.
|
4. What place is it?
1. 1 You can see many pictures of the famous Russian artists here.
2. 2 It is one of the sights of our town and a museum complex under the open air.
3. 3 There are many interesting documents, books, photos about the history of Astrakhan, its famous people in this museum.
4. 4 It is one of the oldest provincial museums in Russia.
5. 5 It was built at the end of the 17th and the beginning of the 18th centuries.
5. Decide if the following sentences are true or false.
1. Astrakhan was founded in the 17th century.
2. You can see many pictures of the famous Russian and European artists in the Dogadin Picture Gallery now.
3 The Museum of the Local Lore has many exhibits about the history of Astrakhan, its interesting places, famous people and nature of Astrakhan region.
4. Uspensky Cathedral is one of the best cathedrals of our old town.
5. The Museum of the Town History has many interesting documents, books, photos about the history of Astrakhan, its famous people and unique nature of Astrakhan region.
6. What Astrakhan museum would you like to visit and why?
Рабочий лист №2
Famous people
1 Say what these people are famous for.
|
Boris Kustodiev
|
Nadezhda Babkina
|
Velimir Khlebnikov
Korneliya Mango
|
Pavel Vlasov
|
Dmitri Dyuzhev
|
2 What do they have in common?
3 Choose the necessary words to fill the gaps in the texts.
Boris Kustodiev
1 Boris Kustodiev is a great Russian … .
2 He was born at the end of the 19th century in … in Astrakhan.
3 He was fond of … since his childhood because Astrakhan with its picturesque markets, the old Kremlin with the wonderful Uspenskiy Cathedral, native nature impressed the boy greatly and inspired him to paint his first pictures.
4 At the age of 18 he went to … to study art at the Academy of Arts.
5 Boris Kustodiev liked to paint portraits, … . He painted many wonderful lyric pictures. The most famous of them are “Fair”, "Shrovetide", "Moscow Inn", and “A Holiday in a Village”.
6 The great Russian artist Boris Kustodiev died in … after a serious illness when he was only 49 years old.
|
Dmitri Dyuzhev
1 Dmitri Dyuzhev is a famous modern …
2 He was born in … in Astrakhan.
3 His father was an actor but Dima was not fond of … at first. In childhood he wanted to become a teacher, a policeman and then a sailor. But then he changed his mind.
4 In 1995 Dmitri finished school and went to … . He entered one of the best Art Institutes of the capital.
5 Dmitri acted his first role in the … “Twenty four hours” in 2000. He became very popular after the role of Cosmos in the film “Brigada”.
6 Now our talented countryman is a very popular actor. He is famous for his roles in comedies, series, and historical films. Dmitri Dyuzhev also works in the theatre and has played some wonderful roles there too.
|
1writer, artist, scientist, politician, actor, singer, detective.
2 1878, 1999, 1978, 1803
3 mathematics, painting, medicine, acting, English language and literature.
4 Moscow, London, Tambov, Kiev, Paris.
5 landscapes, film, song, dances.
6 1941, 1927, 1880, 1793
|