АНАЛИЗ РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ МОУ «КРАСНОЯРСКАЯ СОШ №1»
В 2010 – 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ.
В методическое объединение учителей иностранных языков входит 6 постоянно работающих учителей и одного учителя-совместителя. Из них Садыкова Л. Б., Джаспенова Р. Т., Богатырёва Т. В., Илешева Т. Н., Котлагазиева С. С. имеют высшую квалификационную категорию; Аристова И. Т. имеет первую категорию; Перепечкина О. М. - вторую квалификационную категорию.
В 2010-2011 учебном году МО работало по теме «Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования». Основной целью методической работы является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции, создание условий повышения квалификации учителя, направленное на: удовлетворение потребностей педагога в освоении современных образовательных технологий, получении знаний о новых достижениях в области педагогики, психологии. Основными направлениями в работе МО были вопросы модернизации обучения иностранному языку, современные технологии, работа с одарёнными детьми, совершенствование форм и методов внеклассной работы. Особое внимание уделялось решению таких задач, как совершенствование форм и методов преподавания иностранного языка, создание условий для самореализации учащихся через широкое применение тестирования на всех ступенях обучения и по всем видам речевой деятельности, внедрение новых информационных и здоровьесберегающих технологий.
Основными формами в работе МО были:
- заседания МО по вопросам методики обучения иностранным языкам;
- внеклассные мероприятия по предмету;
- участие в работе районного МО учителей иностранных языков;
- участие в областном семинаре учителей иностранного языка;
- мастер-классы;
- участие членов МО в работе школьного педагогического совета;
- открытые уроки и взаимопосещение уроков;
- работа учителей по темам самообразования и сообщения по проделанной работе.
Работа МО была подчинена главной задаче, над которой работает школа – повышение качества обучения учащихся. Ниже приводятся качественные показатели работы каждого учителя по ступеням обучения. Данные приводятся за три последних учебных года (в %).
Ф. И. О. |
2-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
||||||
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
|
Садыкова Л. Б. |
88 |
87 |
90 |
68 |
70 |
61 |
57 |
50 |
- |
Джаспенова Р. Т. |
79 |
74 |
79 |
65 |
67 |
65 |
45 |
59 |
65 |
Богатырёва Т. В. |
81 |
75 |
69 |
63 |
58 |
66 |
58 |
61 |
69 |
Илешева Т. Н. |
68 |
68 |
59 |
57 |
48 |
57 |
77 |
55 |
33 |
Котлагазиева С. С. |
50 |
50 |
- |
34 |
42 |
51 |
28 |
46 |
66 |
Перепечкина О. М. |
- |
- |
83 |
33 |
62 |
52 |
66 |
49 |
65 |
Аристова И. Т. |
- |
70 |
75 |
- |
34
|
38 |
- |
44 |
80 |
Из приведённой выше таблицы видно, что коэффициент качества падает при переходе с одной ступени обучения на другую. Такая тенденция наблюдается у всех учителей. Повысилось качество обучености учащихся в этом учебном году по сравнению с прошлым у Садыковой Л. Б. (2-4 кл.) Джаспеновой Р. Т.(2-4 кл., 10-11 кл.), Котлагазиевой С. С. (5-9 кл., 10-11 кл.), Богатырёвой Т. В. (5-9, 10-11 кл.), Перепечкиной О. М. (10-11 кл.), Илешевой Т. Н. (5-9 кл.) Но понизилось качество обучения во 2-4 классах у Богатырёвой Т.В., Илешевой Т. Н., в 5-9 классах у Садыковой Л. Б., Перепечкиной О. М., в 10-11 классах у Илешевой Т. Н. Падение качества знаний учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую объясняется понижением уровня мотивации. Чтобы её повысить следует обратить особое внимание на особенности адаптационного периода детей, переходящих из начальной школы в среднее звено и поступающих в 10 класс, создать для учащихся комфортные условия, на практике следовать основным положениям технологии разноуровнего обучения ИЯ и личностно-ориентированного подхода к учащимся, разнообразить формы проведения занятий, шире использовать нестандартные формы урока.
Для того чтобы осуществить промежуточный контроль качества обучения в течение года совершенствовалась система школьного мониторинга. В 5-11 классах было проведено три контрольные работы школьного мониторинга. Контрольные работы проводились по вариантам. Были определены темы и виды речевой деятельности, подлежащих контролю. После проведения работ и их проверки проводился подробный анализ с указанием тем, подлежащих дальнейшей отработке, учащихся, на которых следует обратить особое внимание. Ниже приводятся данные качества обученности учащихся по итогам контрольных работ школьного мониторинга по языкам и классам (в %).
Английский язык.
класс |
учитель |
контрольная работа №1 |
контрольная работа №2 |
контрольная работа №3 |
|||
КУ |
КК |
КУ |
КК |
КУ |
КК |
||
5 «А» 5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «Г» 5 «Г» 6 «А» 6 «Б» 6 «В»
7 «А» 7 «Б» 7 «Б» 7 «В» 7 «Г»
8 «А» 8 «Б» 8 «В» 8 «Г»
9 «А» 9 «Б» 9 «В» 9 «Г»
10 10
11«А» 11 «А» 11 «Б»
11 «В»
|
Богатырёва Т. В. Джаспенова Р. Т. Садыкова Л. Б. Богатырёва Т. В. Джаспенова Р. Т. Богатырёва Т. В. Джаспенова Р. Т. Садыкова Л. Б. Аристова И. Т.
Садыкова Л. Б. Джаспенова Р. Т. Богатырёва Т. В Садыкова Л. Б. Богатырёва Т. В
Богатырёва Т. В. Садыкова Л. Б. Джаспенова Р. Т. Садыкова Л. Б.
Богатырёва Т. В. Садыкова Л. Б. Аристова И. Т. Джаспенова Р. Т.
Богатырёва Т. В. Аристова И. Т.
Джаспенова Р. Т. Богатырёва Т. В. Богатырёва Т. В.
Джаспенова Р. Т.
|
90 84 100 91 92 90 100 100 93
100 80 91 83 100
93 100 87 83
100 100 30 85
90 90
100 100 91
92
|
90 50 31 40 53 44 77 71 57
83 75 45 78 44
75 87 54 80
38 38 10 36
45 50
77 66 41
90
|
100 92 92 90 85 90 100 100 62
100 80 100 100 90
93 100 100 92
93 100 78 92
88 77
100 90 92
83
|
80 58 90 54 46 60 60 67 39
75 40 46 58 55
62 73 60 64
37 69 18 38
77 0
33 70 61
50
|
90 100 93 90 85 90 93 100 100
100 90 100 100 88
93 100 93 85
88 92 72 100
89 89
89 100 91
100
|
60 50 83 36 62 50 60 57 20
64 50 46 56 44
68 53 33 64
50 75 29 46
55 45
55 40 50
50
|
Немецкий язык.
класс |
учитель |
контрольная работа №1 |
контрольная работа №2 |
контрольная работа №3 |
|||
КУ |
КК |
КУ |
КК |
КУ |
КК |
||
5 «Б»-«В»
6 «А»
6 «Б»
6 «В»
7 «А» 7 «В» 7 «Г»
8 «А» 8 «Б» 8 «В» 8 «Г»
9 «А»
9«Б»
9 «В» 9«Г»
10
11 «Б» 11 «В»
5 «Б» «В»
9 «А», «Б», «Г»
11 «Б», «В»
|
Илешева Т. Н.
Перепечкина О. М.
Перепечкина О. М.
Перепечкина О. М.
Перепечкина О. М. Перепечкина О. М. Перепечкина О. М.
Илешева Т. Н. Илешева Т. Н. Перепечкина О. М. Перепечкина О. М.
Перепечкина О. М.
Перепечкина О. М.
Илешева Т. Н. Илешева Т. Н.
Илешева Т. Н.
Перепечкина О. М. Перепечкина О. М.
.
Французский язык
Котлагазиева С. С.
Котлагазиева С. С.
Котлагазиева С. С.
|
100
100
100
85
100 80 71
100 100 88 83
90
100
85 100
100
100 100
100
100
100
|
60
40
75
71
60 60 42
85 87 44 50
33
62
57 100
60
75 80
80
42
33
|
71
100
100
75
83 100 85
85 100 80 100
100
85
100 100
100
100 100
100
100
100
|
28
70
50
28
80 60 57
57 100 20 50
66
37
71 25
20
50 60
60
57
66
|
85
90
87
87
100 100 100
85 100 100 100
100
100
81 100
100
100 100
100
100
100
|
14
60 50 25
66
80 42 28
100 50 57 33
37
0
66 100
40
50 60
60
42
66
|
После проведения каждой контрольной работы был сделан анализ выполнения заданий, выявлены наиболее типичные ошибки и определены темы, на отработку которых необходимо обратить особое внимание. Наиболее проблемными являются следующие темы и виды речевой деятельности:
класс |
тема |
5 класс |
Английский язык. Времена глагола, употребление лексики, притяжательный падеж существительных, разделительные вопросы. |
6 класс |
Словообразование, употребление артиклей, времена глагола. |
7 класс |
Пассивный залог, условные предложения. |
8 класс |
Чтение с общим и детальным пониманием, усвоение лексики. |
9 класс |
Чтение с детальным пониманием, пассивный залог, умение писать письмо. |
10 класс |
Грамматические времена, чтение с поиском необходимой информации. |
11 класс |
Условные предложения, грамматические времена,лексика.
|
5 класс |
Немецкий язык. Знание лексики, степени сравнения прилагательных, порядковые числительные, притяжательные местоимения.
|
6 класс |
Возвратные глаголы, перфект, степени сравнения прилагательных. |
7 класс |
Дательный падеж, имперфект, придаточные предложения. |
8 класс |
Лексика, страдательный залог, придаточные определительные. |
9 класс |
Предлоги, пассивный залог, оборот: “um…..zu”. |
10 класс |
Временные формы глагола, выполнение тестовых заданий к тексту, усвоение лексики, личные местоимения. |
11 класс |
Временные формы глагола, употребление союзов. |
8 класс |
Французский язык. Временные формы глагола, указательные прилагательные, женский род существительных. |
10 класс |
Артикли, местоимения, образование наречий.
|
11 класс |
Местоимения qui, que, косвенная речь.
|
Данные темы дополнительно отрабатывались на последующих уроках и включались в следующие контрольные и самостоятельные работы.
В текущем учебном году трое учащихся 11 класса выбрали и сдавали английский язык в форме ЕГЭ и показали следующие результаты:
ФИО учащегося |
Годовая оценка |
Баллы, полученные на экзамене |
учитель |
Кудабаева М (11 «А») |
Отл. |
79 |
Джаспенова Р. Т. |
Бородин А. (11 «А») |
Удовлет. |
30 |
Богатырёва Т. В. |
Козлятникова П.(11 «А») |
Удовлет. |
28 |
Богатырёва Т. В. |
Все выпускники подтвердили освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования по иностранному языку.
Теоретические и практические вопросы, выносимые на заседания МО, были определены исходя из анализа работы за предыдущий учебный год, в соответствии с задачами на текущий год и проблеме, над которой работает школа и районное МО учителей ИЯ.
На заседаниях МО были рассмотрены теоретические вопросы повышения методического мастерства учителя как условия повышения качества обученности учащихся. Члены МО были ознакомлены с особенностями преподавания иностранных языков в 2010-2011 учебном году. На заседаниях МО рассматривались и утверждались календарно-тематические планы на 1-ое и 2-ое полугодия.
Одним из средств повышения уровня обученности учащихся является повышение мотивации. Повысить мотивацию учащихся можно разными способами, в том числе и проведением нестандартных уроков. Одно из саседаний МО было посвящено интегрированным урокам. Перепечкина О. М. и Богатырёва Т.В. подготовили сообщения о преимуществах интеграции на уроках ИЯ, структуре и условиях планирования интегрированных уроков. Садыкова Л. Б. поделилась опытом проведения интегрированного урока «Английский язык и МХК».
Особое внимание было уделено вопросам организации педагогической деятельности по иноязычному образованию одарённых детей в образовательном учреждении. Джаспенова Р. Т. и Перепечкина О. М. раскрыли теоретические аспекты проблемы, а Илешева Т. Н. поделилась опытом работы по развитию творческих способностей учащихся во внеурочное время.
В этом учебном году мы продолжили работу по совершенствованию форм и методов внеклассной работы. О целях, задачах, принципах организации внеклассной работы по ИЯ, основных формах внеклассной работы, использовании СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку на заседании МО рассказали Джаспенова Р.Т., Котлагазиева С.С., Богатырёва Т.В. Аристова И.Т. и Илешева Т. Н. поделились опытом работы кружков английского и немецкого языков.
В этом учебном году мы осваивали новые УМК. Итоговое заседание МО проводилось в форме круглого стола, на котором Аристова И.Т. рассказала о первых результатах работы по УМК по английскому языку «Forward» (авт. Вербицкая) во втором классе. Инна Трофимовна участвовала в областном семинаре для учителей английского языка, работающих по УМК «Forward», на котором её второклассники имели возможность продемонстрировать полученные знания. О плюсах и минусах УМК «Enjoy English» для 9 класса рассказала Садыкова Л. Б.
На заседаниях МО анализировались результаты контрольных работ школьного мониторинга, был разработан план проведения предметной недели.
Члены нашего методического объединения делятся своим опытом работы. Так, Богатырёва Т.В. приняла участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок». Её материал по теме «Использование краеведческого материала на уроках английского языка на среднем этапе обучения» опубликован на сайте Фестиваля.
14 апреля 2011 года на базе нашей школы был проведён областной семинар для учителей иностранных языков по теме «Европейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка». Все учителя ИЯ нашей школы приняли активное участие: подготовили мастер-классы, провели открытые уроки, рассказали о своём опыте работы по определённым темам. Проведенный по результатам семинара опрос показал высокую эффективность и актуальность данного семинара, необходимость дальнейшего сотрудничества АИПКП и учителей иностранных языков Красноярского района.
В рамках недели иностранных языков были проведены открытые уроки по следующим темам: «Что такое толерантность?» (9 кл. Джаспенова Р.Т.), «Праздники» (3 кл. Аристова И. Т.), урок-КВН по теме «Узнаем больше друг о друге» (5 кл. Богатырёва Т.В.), интегрированный урок английского языка и литературы по теме «Книги в нашей жизни», (8 кл. Садыкова Л.Б.и Ганюшкина Р. А.), «Распорядок дня» (6 кл. Перепечкина О.М.), «Мой дом» (4 кл. Илешева Т.Н.), «Под небом Парижа» (9 кл. Котлагазиева С. С.)
В своей работе мы уделяем особое внимание детям, проявляющим интерес к изучению иностранных языков. Результаты школьной олимпиады следующие:
язык |
класс |
Ф. И. ученика |
место |
учитель |
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык |
9
10
11
9
10
11
9
11 |
Альмухамбедова Ассель Петрова Ольга Вереин Михаил Иралиева Роза Иралиева Жанна
Кабылова Адем Кабылова Асем Бурумбаева Асель
КудабаеваМадина Замятина А. Рахманова Н..
Абольянина Анна Мамутова Анастасия Столбовой Дмитрий
Калинкин Николай Лепская Светлана.
Калиева Жанара ДжаншаеваАсель Сатанов Марат Байбулов Измурат
Арманов Нурсултан Вереина Анастасия Увалиева Р. |
1
2 2 3 3
1 2 3
1 2 3
1 2 3
1 2
1 2 3 3
1 3 1 |
Богатырёва Т. В.
Джаспенова Р. Т Джаспенова Р. Т Садыкова Л. Б. Садыкова Л. Б.
Богатырёва Т. В. Богатырёва Т. В. Аристова И. Т. . Джаспенова Р. Т Богатырёва Т. В. Джаспенова Р. Т
Перепечкина О. М Илешева Т. Н. Перепечкина О. М.
Илешева Т. Н. Илешева Т. Н.
Перепечкина О. М. Перепечкина О. М Перепечкина О. М. Перепечкина О. М.
Котлагазиева С. С. Котлагазиева С. С. Котлагазиева С. С.
|
Победители школьной олимпиады участвовали в районной олимпиаде. Победителями и призёрами стали: Кудабаева Мадина (1 место,11 кл. уч. Джаспенова Р.Т.), Перепечкина Мария (2 место, 8 кл. уч. Илешева Т.Н.), Вереина Анастасия (2 место, 9 кл. уч. Котлагазиева С. С.), Латыпова Д.(2 место, 11 кл. уч. Котлагазиева С.С.)
Во внеклассной работе по предмету мы ставили перед собой цель охватить учащихся различных параллелей, разного уровня подготовки с целью повышения мотивации при изучении иностранного языка. 126 учащихся с 3 по 11 класс приняли участие в игровом конкурсе по английскому языку «British Bulldog». Все участники получили сертификаты. Учащиеся школы с 5 по 11 класс участвовали в страноведческом конкурсе «Go West». В первом туре участвовало 65 учащихся и во втором туре – 33 учащихся. За выполнение заданий 1 тура учащиеся получили сертификаты, а за участие во втором туре – дипломы 1, 2 степени и дипломы знатока. Учащиеся 9 и 11 классов приняли участие в областном конкурсе по французскому языку. Адамова Н. (9 «А») и Алмухамбедова Ассель (9 «А») представили свои работы на фестивале ученических исследовательских работ «Портфолио». (Учитель Богатырёва Т.В.) Их проекты о Шекспире (Адамова Н.) и Ж. Кеннеди (Алмухамбедова А.) размещены на сайте фестиваля. В рамках предметной недели была организована выставка газет, посвящённая странам изучаемых языков (8 классы), выставка-отчёт творческих работ учащихся, посещающих кружки английского и немецкого языков. В школе проводилась ученическая конференция «Известная и неизвестная Британия», защита проектов по теме «Немецкоговорящие и франкоговорящие страны». Особое внимание мы уделяем учащимся 5 классов. Для них в рамках недели ИЯ проводился концерт на трёх языках «Музыкальный калейдоскоп». Для учащихся этой параллели проводилось и мероприятие, посвящённое Европейскому дню иностранных языков. Члены МО повышают свой профессиональный уровень: работают по темам самообразования; знакомятся с новинками методической литературы на страницах журналов «Иностранные языки в школе», «Английский в школе», приложений к газете «Первое сентября»; пользуются материалами Интернета. Илешева Т. Н., Богатырёва Т. В., Джаспенова Р. Т., Аристова И. Т., Перепечкина О. М. посещали семинары при институте усовершенствования и переподготовки, знакомились с новинками в области преподавания ИЯ. Подводя итоги работы МО в 2010-2011 учебном году, отмечая положительное в работе, необходимо наметить круг проблем, на которые необходимо обратить внимание в следующем учебном году. Это:
15 июня 2011 года Руководитель МО учителей иностранных языков: _____________ /Богатырёва Т. В./
|