Для тренировки памяти и развития лексических навыков учащихся на уроках можно проводить лексические диктанты разных видов. На моих уроках, на мой взгляд, эффективен дидактический потенциал таких форм, как «Немой диктант», «Диктант на память», «Беглый диктант», «Диктант-жребий», «Диктант-фант».
«Беглый диктант» проходит следующим образом. Готовится несколько экземпляров связного текста. Каждая группа имеет свой экземпляр текста, который крепится на магнитной доске. Ученики по очереди подходят к доске, читают и запоминают первую строчку. Возвращаясь на место, записывают ее в тетрадь. Так поступают с каждым предложением. Затем ученики пересказывают полученный текст.
Для «Диктанта-жребия» готовятся кубики, на каждой стороне которых записан по предложениям связной текст по определенной теме. Ученики по очереди подбрасывают кубики, читают предложение, записывают его в тетрадь. Таким образом записываются все шесть предложений. Затем ученики составляют из этих предложений связный рассказ. Следующим этапом работы может быть рассказ ученика по теме.
Для «Диктанта-фанта» необходимы полоски бумаги, на которых написаны предложения по определенной теме. Полоски помещаются в банку. Ученики вынимают их из банки, читают предложения и записывают их в тетрадь. Следующие этапы работы такие же, как и при проведении предыдущих диктантов.
«Немой диктант» можно проводить двумя способами:
1. Учащимся демонстрируются картинки. Слова, обозначающие их название, уже известны детям. Каждая картинка предъявляется в течение 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают эти слова в тетради.
2. Учащимся демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5 - 10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем карточки убираются, а дети записывают эти слова по памяти. (Этот способ целесообразнее применять, когда дети уже хорошо знают графический образ слов и умеют их читать.
«Диктант на память» также можно проводить двумя способами:
1. На доске записываются слова (не более 5). Затем учащиеся произносят эти слова хором, дается 30 секунд для запоминания. После этого слова стираются с доски, а учащиеся записывают их по памяти.
2. Каждый учащийся получает индивидуальную карточку со словами (не более 7), ему дается время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются, а дети пишут эти слова по памяти.
Все виды диктантов хороши тем, что снимают напряжение у ребенка, превращая диктант в увлекательную игру, создавая тем самым «ситуацию успеха», ведь даже слабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошо справиться с диктантом.