Приглашаем коллег завести свой персональный блог!

Расскажите о своей профессиональной деятельности.
Шкитина Людмила Витальевна


В 11 классе  я  предложила  для заучивания наизусть “130 сонет” Шекспира.

Тем, кому сложно даётся изучение иностранного языка, а особенно стихотворений, я предлагаю читать сонет наизусть, подглядывая в конечный вариант, где весь текст состоит в основном из начальных букв. Обычно у таких детей хорошо развита зрительная память.

Ребятам этот вид работы на уроке очень нравится, они с интересом и желанием приобщаются к литературе стран изучаемого языка, а  у меня есть прекрасная возможность не только научить хорошему чтению и произношению, но и расширить круг любителей поэзии, обучая спеллингу и, накапливая лексический запас моих учеников, развивая их индивидуальные способности.

Надеюсь, что данная разработка окажет помощь начинающим работу в школе и опытным коллегам в организации образовательного процесса и внеклассной работы, так как заучивание стихотворений может быть использовано как составная часть НЕДЕЛИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА в виде конкурса на лучшее чтение стихотворений английских и американских поэтов.

Сначала  я проецирую на доску стихотворение, сама читаю его или прослушиваем запись, а затем прошу 1-2 ребят прочитать это стихотворение, стараясь имитировать  произношение и интонацию записи.   

My mistress' eyes are nothing like the sun;

Coral is far more red than her lips' red;

If snow be white; why then her breasts are dun;

If hairs be wires, black wires grow on her head.

I have seen roses damasked, red and white,

But no such roses see I in her cheeks,

And in some perfumes is there more delight

Than in the breath that from my mistress reeks.

I love to hear her speak, yet well I know

That music hath a far more pleasing sound;

I grant I never saw a goddess go -

My mistress when she walks treads on the ground.

And yet, by heaven, I think my love as rare

As any she belied with false compare.

 

В группе 10 учеников.  Перед началом  чтения  сонета каждый ученик называет два – три слова, которые он легко вспомнит по первой букве, а я заменяю буквы чертой, равной длине этих слов. Можно для начала дать только первые восемь строк, а оставшуюся часть сонета ребята выучат самостоятельно в качестве домашнего задания, используя такую технологию или классическое заучивание.

 

My mistress' eyes are nothing like the s__;

Coral is far more r__ than her lips' red;

If snow be white; why then her breasts are dun;

If hairs be wires, black wires grow on her head.

I have seen roses damasked, red and white,

But no such r____ see I in her cheeks,

And in some perfumes is there more delight

Than in the breath that from my mistress reeks

 

 Эти восемь строк сонета каждый учащийся прочитает минимум три раза за время лексико-фонетической зарядки, и каждый раз ученику необходимо воспроизводить в памяти всё большее и большее количество слов по первым буквам. У ребят с лучшей памятью работа проходит активнее и с большим интересом, но и другие учащиеся группы всегда с удовольствием выполняют это упражнение, так как здесь присутствует элемент конкурса, соревнования, что всегда побуждает детей проявлять даже скрытые в повседневной деятельности их способности к запоминанию и является хорошим трейнингом.

Убираем следующую группу слов.                        

My m_______' eyes are nothing like the s__;

C____ is far more r__ than her l___' red;

If snow be white; why then her breasts are dun;

I_ hairs be wires, black wires grow on her head.

I have seen roses damasked, red and white,

But no such r____ see I in her cheeks,

And in some perfumes is there more d______

Than in the breath that from my mistress reeks.

         

Дальше сонет приобретает следующий вид:

 
My m_______' eyes are nothing like the s__;
C____ is far more r__ than her l___' red;
If snow be w____; why then her breasts are dun;
I_ hairs be wires, black w____ grow on her head.
I have seen roses d_______, r__ and w____,
But no such r____ see I in her cheeks,
And in some perfumes is there more d______
Than in the breath that from my m_______ reeks.
 
    Затем убираем следующую группу слов, оставляя только первые буквы в сонете:
My m_______' eyes are n______ like the s__;
C____ is far more r__ than her l___' red;
If snow be w____; why then h__ b______ are dun;
I_ h____ be wires, black w____ grow on her head.
I have seen roses d_______, r__ and w____,
But no such r____ see I in her cheeks,
And in some p_______ is there more d______
Than in the b_____ that from my m_______ reeks.
 
Количество «исчезающих» слов увеличивается пропорционально количеству чтения сонета детьми. Остаются для напоминания об «исчезнувших» словах их первые буквы, чтобы дать зрительную подсказку ребятам для воспроизведения сонета. На этом этапе сонет выглядит следующим образом:
 
My m_______' eyes are n______ like the s__;
C____ is far more r__ than her l___' red;
If snow be w____; why then h__ b______ are dun;
I_ h____ be wires, black w____ g___ on her h___.
I have seen r____ d_______, r__ and w____,
But no s___ r____ see I in her c_____,
And in s___ p_______ is there more d______
Than in the b_____ that from my m_______ reeks.
 
 
 
В результате поэтапного отбора слов для удаления букв, кроме первой, получается «буквограмма» сонета.
 
My m_______' e___ are n______ l___ the s__;
C____ is far m___ r__ than her l___' r__;
If s___ be w____; why then h__ b______ are d__;
I_ h____ be w____, b____ w____ g___ on h__ h___.
I h___ s___ r____ d_______, r__ and w____,
But no s___ r____ see I in h__ c_____,
And in s___p_______ is t____ m___ d______
T___ in the b_____ that f___ my m_______ r____.
 
Отдельные артикли, предлоги и союзы можно оставить.
Вторым этапом в этой работе является восстановление текста. Это хорошее упражнение для развития навыка письменной речи и заучивания правописания слов. Обычно это задание учащиеся выполняют в тетрадях, а учитель проверяет выполненную работу сразу же, исправив у каждого ученика допущенные ошибки.
Третий этап: Лексико-грамматическое задание
 
1. Выписать имена существительные
2. Выписать глаголы, записать три формы этих глаголов
3. Дать перевод предложенной части сонета
4. Обсудить содержание сонета, дать анализ произведения
5. Дать портрет любимой поэта монологом
6. Выучить сонет наизусть
7. Попробовать нарисовать портрет героини
   (сравнить представление «художников» о красоте) 

 8.  Сравнить перевод сонета с оригиналом, указать неточности

Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. И все ж она уступит тем едва ли,   Кого в сравненьях пышных оболгали.             

Перевод С.Маршака                 



Теги: Нет тегов