В связи с чтением в старших классах несложных оригинальных научно-популярных, общественно-политических и художественных текстов ученики должны овладеть пассивным словарем.Это значит у них должны развиться рецептивные лексические навыки-опознавать слово по некоторым опорам в его графике и на основе синтаксической формы и о соотносить со значением.
Чтение на старшем этапе-самостоятельный процесс, который происходит при условии, что читающий находится наедине с книгой. Ознакомление с незнакомыми словами не меняет сути этого процесса. Отталкиваясь от формы слова в тексте, ученик выделяет его и придает ему словарную форму. Если в слове нет опорных словообразующих элементов (знакомых корней, аффиксов и др.), то учащийся отыскивает слово в словаре. При этом он выбирает одно значение при многозначности слова , проверяя себя по тексту.
Далее- тренировка под руководством учителя.Цель- обеспечить автоматическое узнавание слова и его соотнесения со значением при дальнейшем чтении. Чтобы прочно запечатлеть образ слова, провожу выполнение упражнений вслух. Т.о. формируются рецептивные лексические навыки.
-Громкое чтение и последующий перевод нового слова в различных предложениях (способствует обогащению значений данного слова)
full- a full jar, a full car, a full moon, a full step, the room full of students. we are waiting for him a full hour...
-Заполнение пробелов в тексте при чтении ( развивает способность прогнозирования)
-Заполнение пропусков словами, разными по значению ( тренирует внимание)
sent- scent, lie- lay
Все упражнения на узнавание новых слов создают предпосылки для решения смысловых задач при чтении. Они построены для отобранном для чтения пассивном словарном минимуме. Отрабатывать пассивный словарь также обязательно, как и активный словарный минимум.
Литература: Г.В. Рогова. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.