Обучение иностранному языку построено на строго ограниченном языковом материале, поэтому необходима тщательная работа над ним,включая контроль.
Контроль должен сопровождать весь процесс усвоения знаний, не забирая много времени на уроке. Контроль подразделяется на текущий и итоговый.
Текущий контроль носит "следящий"характер и может проводиться на любом этапе. Требования для эффективности текущего контроля:
1. Контроль знаний лексики проводить "косвенно"( вопросо- ответные упражнения). Дети не должны понимать, что учитель осуществляет контроль. Беседа носит естественный характер.
2. Контроль должен закреплять пройденные знания и помогать повторению материала, необходимого для введения нового.
3. Контроль должен быть запланирован учителем( количество опрашиваемых, каким образом будет осуществлен контроль, на каком этапе урока)
4.Необходимо исправлять все ошибки, которые допускают ученики
5.Применять разнообразные приемы для контроля в целях поддержания мотивации и внимания
6.Вопрос обращать ко всем учащимся, а не к одному( при фронтальном опросе)После поднимать для ответа одного из опрашиваемых.
При текущем контроле использую фронтальную, индивидуальную и комбинированную формы.
Упражнения для контроля, которые применяю на уроках
1. Письменные "летучки"
- словарные диктанты (с рус на англ язык и наоборот (обычно даю не более 10-12 слов)
- слуховой диктант с вариантами ответов- быстро, но не всегда объективно!).Этот вид можно отнести к тестовому контролю лексики.
-Сопоставить синонимы или антонимы
- Сопоставить слово из левой колонки и дефиницию из правой
-Сопоставить слово и картинку
-Вставить слова в пропуски в предложения
-Перевести предложения на англ. язык, используя слова, данные в скобках
-Составьте предложение с данным словом
-Составить слово из смешанных букв
- Решить кроссворд
- Написать сочетания слов:
... train, ... luggage,... seats, ...trea, heavy, comfortable, fast-
comfortable seats, fast train, heavy luggage.
-Соедините слова в пары
To catch a suitcase to catch a train
to miss a voyage to miss a plane
to plan a plane to plan a voyage
to pack a train to pack a suitcase
- Запишите на родном языке эквиваленты к интернациональным словам ( даю 15 слов)
- Составить пары слов, близкие по смыслу
- Составить пары слов, противоположные по значению
Используемые мною варианты контрольных заданий позволяют выявить знание учениками слов, требуют узнавание слов, распознавание слов среди других, умения сочетать слова. Сама форма проверки не представляет трудности, т.к. учащиеся пишут либо на родном языке, либо используют списывание- простейший вид письменной работы на иностранном языке.
2.Устные контрольные упражнения
-проверка в виде конкурса, где назначается жюри, которое следит за ответами учеников и потом анализирует
- зачет, когда опрос проводят сами ученики (спрашивают слова или словосочетания и если отвечающий не справляется, называют ответ сами) Очень нравится этот вид контроля, так ка позволяет быть внимательными всех!
3. Различные формы тестов
-ассоциативные тесты, вызывающие из памяти слова и словосочетания определенной предметной области.Предлагается исходное слово , а учащиеся подбирают свои слова:
to buy clothes: ...
to watch TV : ...
-Открытый тест (предполагает самостоятельные ответы уч-ся)
-Закрытый тест ( с вариантами ответов)
-Составьте предложение с данным словом
Итоговый контроль провожу в конце прохождения какой-либо темы (контрольная работа), в конце четверти и в конце года. Цель итогового контроля – обобщение и повторение пройденного, а также диагностика развития навыков и умений.
Письменные контрольные работы, выявляющие сформированность лексического навыка, немного сложнее. От ученика требуется включить нужное слово в предложение.А для этого ему нужно понять, о чем идет речь, чтобы употребить требуемое по смыслу слово в каждом из заданных предложений. ( даю не более 10)
В целях экономии времени предлагаю ученикам писать номер предложения, не переписывая его. Использую следующие варианты контрольных работ:
- Выберите нужное слово из 2-х заданных
I (live, laeve) home at a half past seven. Spring is warmer(then, than) winter.
- Запишите недостающее слово
Do you know how to... "thank you" in French?
Ставлю формулировку к заданиям в зависимости от готовности класса. Если слова трудные по написанию и это помешает ученикам показать сформированность лексического навыка ( ребенок знает, какое слово ему нужно, но не помнит его написание), то даю слова для справок в конце задания вразбивку. Надежный показатель сформированности лексического навыка- правильность и быстрота выполнения задания.
Можно бесконечно перечислять задания для контроля сформированности лексического навыка. Каждый учитель в зависимости от целей урока и возможностей класса выбирает наиболее приемлемые упражнения.Важно помнить, что регулярный контроль образует мост к самоконтролю, особенно, если он охватывает все "болевые точки". Дети учатся критически оценивать свои знания, что делает их субъектами учения. Это значительно обогащает процесс учения.
В подготовке контрольных заданий мне очень помогает сайт www.busyteacher.org. Очень рекомендую тем, кто еще не был на этом сайте. Много полезных activities, games и т.д. найдет здесь занятый учитель. А мы, учителя, порой очень заняты, и частенько бывает нет сил и времени придумывать что-то новое и интересное для проведения уроков.
Термин письменная "летучка" заимствован из "Методики обучения иностранным языкам" Г.В.Роговой. Уж очень понравилось это название для действительно кратковременного контроля на уроке.
Особый источник потенциального словаря- языковая догадка. По мнению исследователей существуют 3 группы подсказок языковой догадки:
1. внутриязыковые ( вытекает из отнесения слова к определенной грамматической категории, выявления его функции в предложении)
2. межъязыковые ( содержится в словах-заимствованиях из других языков. интернационализмах, словосочетаниях, образованных по общей словообразовательной, синтаксической и смысловой модели)
to have an opportunity-иметь возможность
3. внеязыковые ( вытекает из знания фактов и явлений действительности- приметы времени, места, имена собственные, перечисление дней недели, времен года, месяцев в определенной последовательности)
winter, spring,summer, autumn- определенная последовательность приводит к языковой догадке уч-ся.
Языковой догадке родственна всякая интуиция.Она не появляется на пустом месте. Ее появлению способствует жизненный и языковой опыт. Поэтому она появляется по-разному у учащихся.Один ученик может видеть подсказку в данном слове, а другой нет. Специальные упражнения в языковой догадке могут сделать ее управляемой. Я привлекаю внимание уч-ся к подсказке, используя следующие упражнения:
- Прочтите текст (абзац или предложение) и подчеркни приметы места, времени.Учитывая эти приметы определи значения выделенных слов.
- Прочитайте текст полностью и определите, о чем он. Это поможет Вам определить значение выделенных слов. Это упражнение использую чаще остальных.
-Прочитайте текст и догадайтесь о значении выделенных слов, анализируя его по составу.
- Найдите в тексте устойчивое сочетание, сделайте его дословный перевод, пользуясь словарем. Найдите соответствие ему в родном языке.
Я считаю, что целенаправленная работа над языковой догадкой приносит не только практическую пользу в развитии потенциального словаря, но и способствует развитию знаний об английском языке как общественном явлении.
Потенциальный словарь учащихся возникает на основе самостоятельной семантизации учениками неизученной лексики в момент чтения. Объем словаря зависит от степени овладения учениками активным и пассивным минимумами.
Потенциальный словарь складывается на основе слов, состоящих из знакомых словообразовательных элементов, и слов, значение которых выводится по конверсии:
winter- to winter,eye- to eye, foot-to foot
и при помощи понимания интернациональной лексики
computer, telephon, contrast.
Эти моменты являются основанием для выводимости значения незнакомых слов. Для умения выводимости ученикам нужно знать способы словообразования и значения аффиксов,и способы оформления интернационализмов.
В своей практике использую следующие упражнения, способствующие выводимости и влияющие на формирование потенциального словаря
-Определить значение производных слов, образованных от известных корней и с помощью известных афиксов:
kindness (kind), useless ( use), unusual (usual)
-Определить значение интернациональных слов
- Определить значение незнакомых сложных слов по составу их компонентов
bullfight= bull+ fight, fortune-teller= fortune+ teller, spacewoman= space+ woman
-Определить значение незнакомых слов, отталкиваясь от известного и проверить его по контексту
-Определить значение незнакомых слов, образованных по конверсии.
Следует помнить , что потенциальный словарь носит индивидуальный характер. И нам, учителям, важно развивать его у своих учеников.
Литература,использованная для теоретической части блога:
Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.
В связи с чтением в старших классах несложных оригинальных научно-популярных, общественно-политических и художественных текстов ученики должны овладеть пассивным словарем.Это значит у них должны развиться рецептивные лексические навыки-опознавать слово по некоторым опорам в его графике и на основе синтаксической формы и о соотносить со значением.
Чтение на старшем этапе-самостоятельный процесс, который происходит при условии, что читающий находится наедине с книгой. Ознакомление с незнакомыми словами не меняет сути этого процесса. Отталкиваясь от формы слова в тексте, ученик выделяет его и придает ему словарную форму. Если в слове нет опорных словообразующих элементов (знакомых корней, аффиксов и др.), то учащийся отыскивает слово в словаре. При этом он выбирает одно значение при многозначности слова , проверяя себя по тексту.
Далее- тренировка под руководством учителя.Цель- обеспечить автоматическое узнавание слова и его соотнесения со значением при дальнейшем чтении. Чтобы прочно запечатлеть образ слова, провожу выполнение упражнений вслух. Т.о. формируются рецептивные лексические навыки.
-Громкое чтение и последующий перевод нового слова в различных предложениях (способствует обогащению значений данного слова)
full- a full jar, a full car, a full moon, a full step, the room full of students. we are waiting for him a full hour...
-Заполнение пробелов в тексте при чтении ( развивает способность прогнозирования)
-Заполнение пропусков словами, разными по значению ( тренирует внимание)
sent- scent, lie- lay
Все упражнения на узнавание новых слов создают предпосылки для решения смысловых задач при чтении. Они построены для отобранном для чтения пассивном словарном минимуме. Отрабатывать пассивный словарь также обязательно, как и активный словарный минимум.
Литература: Г.В. Рогова. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.
Страница 319 из 355