Новые педагогические технологии

PDFПечатьE-mail

 

То, что мы знаем – ограничено

То, чего мы не знаем - бесконечно

Пьер Лаилас

Современные педагогические технологии профессора Суртаевой Надежды Николаевны на уроках английского языка

Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация учебного процесса;
  • ученик, учитель;
  • результат деятельности.

С 2009 года в школе проводится эксперимент по освоению новых педагогических технологий под руководством профессора Н.Н Суртаевой.

Учителя английского языка Пачко Снежана Фёдоровна, Гаврилова Нина Вячеславовна и Иванова Татьяна Николаевна освоили следующие педагогические технологии:

  • Технология диалоговой взаимопомощи
  • Бригадная технология
  • Парацентрическая технология

Составляющей педагогического процесса при использовании данных технологий является личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками:

  • учитель-информатор уступает место учителю-организатору\консультанту,
  • ориентация от усредненного ученика меняется к дифференцированным и индивидуальным программам,
  • целевая установка учителя с предметом к ученику меняется на установку с учеником к предмету.

на уроке Иванова

Цель обучения учащихся иностранному языку – это формирование языковой личности, способной участвовать в общении на иностранном языке и вести диалог культур. То есть нужно научить ребенка общаться на английском языке. А чтобы ученик мог говорить, ему нужно дать шанс. говорить. Как ни банально это звучит, но это так. Но где может ученик говорить? Конечно же, на уроке. И говорить он должен как можно больше.

Всем известно, что урок длится всего лишь 45 минут. При чем при господствующей в нашем образовании классно-урочной системе главное место на уроке отводится речи учителя, который должен опросить учащихся, объяснить и отработать новый материал, ввести лексику по теме и отработать её в речи, провести контроль, обучить аудированию и письменной речи на английском языке. А домашнее задание, оценки?

Даже простые математические расчёты покажут, что если речь учителя занимает 20 минут на уроке, то на 15-16 учащихся остаётся 25 минут, т.е. 1.6 минуты на ученика. Чему можно успеть научить и научиться за это время?

Потому понятно желание учителя найти выход из этой ситуации. Классно-урочная система не дает такой возможности. Поэтому, познакомившись с методом диалогового сотрудничества (технология диалоговой взаимопомощи) профессора Н.Н.Суртаевой, я попробовала его применить на уроках английского языка в 5,6, 7 и 9 классах. И надо отметить – сработало! Особенно эффективна методика диалоговой взаимопомощи при изучении грамматических тем, так как во время урока ученику представляется возможность работать с грамматическими структурами, читать и говорить по меньшей мере 25 минут. И за это время каждый учащийся получает минимум 60 предложений, направленных на совершенствование грамматических навыков.

На такиз уроках меняется  роль учителя. Он не просто преподаватель, он партнёр и консультант или даже наблюдатель.

Меняется и роль ученика. Он превращается в тьютора пусть и по одной узкой теме (например, отрицательные структуры прошедшего длительного времени), которую вы отработали с ним индивидуально к уроку при подготовке его карточки .

В итоге ребята получают шанс не просто совершенствовать и отработать до автоматизма самые сложные грамматические темы, но и повышается их мотивация к работе. Из ученика, которому могут не дать на уроке даже его «законные» 1.6мин. он превращается в «эксперта» своей карточки и даже учителя. Повышается его самооценка и уверенность в своих силах и возможностях. А учитель создаёт банк (библиотеку) заданий, которые можно будет применять и на обычных уроках.а.

Уважаемые коллеги! Попробуйте и вы! У вас обязательно получится!

Предлагеам вашему вниманию выступления коллег и уроки по данным технологиям