Короткая Марианна Викторовна. Обучение устной речи ИТ-студентов

PDFПечатьE-mail

УДК 37.018.43:811.111:378.147

 Обучение устной речи ИТ-студентов

Короткая Марианна Викторовна,

преподаватель кафедры английского языка

учреждения образования «Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»,

г. Гомель, Республика Беларусь

mkorotkaya@rambler.ru

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам необходимости развития и совершенствования диалогических и монологических умений ИТ-студентов. Дано определение понятию «говорение», выделены основные коммуникативные принципы, выявлены и описаны некоторые эффективные способы развития навыков устной коммуникации (необходимых для будущих специалистов сферы информационных технологий), используемые на занятиях по английскому языку в группах ИТ-студентов, и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: коммуникативный навык; информационные технологии; говорение; речевая ситуация; информационное неравенство

Teaching IT-students spoken language

Korotkaya Marianna Viktorovna,

Lecturer of the English language department

at Gomel State University named after Francisk Skorina,

Gomel, Republic of Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation

This article is focused on the matters of developing and improving IT-students’ speaking skills. The definition of the concept of “speaking” is given, fundamental aspects of communication are highlighted, some effective ways of developing oral communication skills (essential for future specialists in the sphere of information technologies) used at English classes in groups of IT-students are identified and described.

Key words: communication skills; information technology; speaking; speech situation; information gap

Как известно, английский язык на сегодняшний день стал языком международного технического общения, поэтому для ИТ-студентов – это неотъемлемая часть их профессиональной деятельности. Среди основных навыков, которых очень часто не хватает претендентам на столь востребованные ИТ-должности, отмечаются знание технического английского языка и коммуникативные навыки. Таким образом, данная тема приобретает в наше время особую актуальность.

Наиболее значительный аспект в обучении и изучении иностранного языка это, бесспорно, говорение. Несмотря на всю его значимость, обучение говорению долгие годы недооценивалось, а учителя продолжали делать упор только на запоминание диалогов и воспроизведение тренировочных упражнений. Однако современное мировое сообщество выдвигает определенные требования к обучению говорению – это совершенствование коммуникативных навыков студентов, т.к. только таким способом они могут научиться следовать общественным и культурным стандартам, отвечающим конкретной коммуникативной ситуации.

Говорение – это процесс формирования и передачи определенного значения посредством использования вербальных и невербальных знаков в разнообразных ситуациях [1, p.13]. Обучить говорению на английском языке означает обучить воспроизводить звуки; использовать ударение, интонационные шаблоны языка; выбирать подходящие лексические и синтаксические единицы, соответствующие конкретным социальным условиям, аудитории, обстановке и предмету обсуждения; выстраивать мысли в смысловом и логическом порядке; применять язык как средство передачи ценностей и взглядов; говорить бегло на языке.

Общеизвестно, что научиться разговаривать на английском языке можно посредством «взаимодействия». Этой цели лучше всего служит принцип коммуникативности в обучении устной иноязычной речи и принцип изучения языка в группе. Другими словами, преподаватель создает на занятии среду, в которой студенты общаются в реальных ситуациях, выполняют действия, способствующие устной коммуникации. Это происходит, когда студенты сотрудничают в группах для достижения коммуникативной цели или выполнения задания.

Существуют разнообразные способы развития у студентов навыков устной коммуникации – это ролевые и коммуникативные игры, дискуссии, дебаты и полемика, драматизация, описание изображения, комментирование и выражение собственного мнения и др. Все приведенные приемы некоторые исследователи относят к единому ключевому приему обучения устной речи – речевой ситуации [2].

Например, методический прием «описание картинки» (можно эффективно применять в группе начинающих изучать язык) означает, что обучение устному высказыванию реализуется с опорой на рисунок, фотографию или диаграмму, которые студенты должны описать. Для этого студентов можно разделить на группы, которые будут описывать разные изображения. Каждая группа обсуждает картинку, затем представитель группы описывает ее всей аудитории. Деятельность данного рода развивает творческие способности и воображение, а также навыки общения, так необходимые ИТ-специалистам. По нескольким последовательным изображениям студенты могут составить рассказ, опираясь на обязательный вокабюляр или грамматические структуры. Студенты также могут работать в парах, описывая сходства и различия двух изображений. Чтобы высказывание было более организованным, полезно поощрять обучающихся устанавливать причинно-следственные связи между действиями и явлениями. Таким образом, они смогут как описывать, так и комментировать изображение.

Далее можно упомянуть «мозговой штурм», когда студенты генерируют идеи за ограниченный промежуток времени. Положительным моментом данного приема является то, что идеи не подвергаются критике, поэтому обучающиеся могут свободно ими делиться.

Студенты также могут проводить интервью на заранее обозначенные темы с различными людьми (например, потенциальным работодателем или сотрудником, зарубежным коллегой из команды разработчиков программного обеспечения и т.д.). Здесь преподаватель может обозначить типы вопросов, которые студенты могут задавать, или линию поведения, которой нужно следовать. Интервью дают студентам возможность развивать навыки говорения не только в аудитории, но и вне ее, а также подготовиться к жизни в коллективе.

После занятия, посвященного определенной теме, можно провести дискуссию. Большое значение имеет постановка преподавателем цели данного мероприятия: сделать определенные выводы, поделиться идеями по поводу какого-либо события в ИТ-сфере, найти решение в области проектирования или реализации программного продукта и др. Если это дискуссия типа «согласен/не согласен», студенты делятся на группы по 4–5 человек, а преподаватель подготавливает спорные утверждения, например, «developersprogrambestwhentheyreadmanualsvs. developersprogrambestwhentheypractice». При этом время говорения важно равномерно распределять среди всех студентов в группе. Данный вид деятельности развивает критическое мышление и способность быстро принимать решения, студенты учатся вежливо отстаивать свою точку зрения, выражая несогласие с другими. Какой бы ни была цель дискуссии, студенты побуждаются задавать вопросы, перефразировать идеи, выражать поддержку, выяснять детали и т.д.

Студенты могут кратко пересказать рассказ или историю, которые они слышали раньше, или придумать свою собственную историю и рассказать одногруппникам. Это развивает творческое мышление и помогает выражать идеи в виде стройной системы, элементы которой должна включать история (начало, развитие и завершение действия, введение в повествование героев, их внешний вид, окружающая обстановка). К тому же студенты могут рассказывать загадки и шутки. Практика преподавания английского языка на математическом факультете показывает, что использование коротких загадок из сферы компьютерных технологий в начале каждого занятия не только стимулирует речевые способности студентов, а также развивает внимание к деталям.

«Закончить рассказ» это довольно занимательный вид деятельности, вовлекающий всех студентов. Они садятся в круг, и преподаватель воспроизводит первые несколько предложений рассказа. Каждый следующий студент начинает свой рассказ с того момента, на котором остановился предыдущий. Предполагается, что каждый обучающийся должен добавить от четырех до восьми предложений, можно придумывать новых героев, события, описания и пр.

В игре в карты студенты делятся на группы из четырех человек. Каждая масть соответствует определенной теме (например, бубны – зарабатывание денег, пики – устройство в ИТ-компанию на работу и т.д.). Каждый студент в группе вытягивает карту, затем пишет несколько вопросов по данной теме и задает их другим членам группы. Если попалась тема «зарабатывание денег», можно задать следующие вопросы: a) Ismoneyimportantinyourlife? Why/Why not? b) What’s the easiest way of earning money? c) What do you think of lottery?

Как основной прием обучения устной речи речевая ситуация может осуществляться в учебном процессе с помощью технологий когнитивного диссонанса, информационного неравенства и логического тупика.

Технология информационного неравенства оказалась столь эффективной, что ее стали применять для активизации не только говорения, но и мыслительных процессов. Процесс учебного речевого общения будет более естественным, если его участники будут владеть разной информацией, по-разному относиться к обсуждаемым событиям, смотреть на одни и те же обстоятельства под углом зрения различных культур [3]. Информационное неравенство представляет собой разницу между информацией, эмоциями, взглядами и точками зрения различных участников общения. Оно в большинстве случаев подразумевает, что каждый участник имеет недостаточные сведения, чтобы решить познавательную задачу, тогда как отсутствующая информация есть у прочих участников. Суть использования данного принципа заключается в том, чтобы стимулировать речевое общение студентов для сбора всей информации, нужной, чтобы решить познавательную задачу.

Таким образом, обучение говорению – важная часть обучения иностранному языку ИТ-студентов. Способность осуществлять коммуникацию четко и эффективно способствует успеху студента в учебе и впоследствии на профессиональной ИТ-арене. Вместо того чтобы побуждать обучающихся только к заучиванию, преподавателю следует создать среду для полной смысла коммуникации. С этой целью можно использовать приведенные выше и многие другие виды деятельности, имеющиеся в арсенале педагога.

Литература

         

1. Chaney, A.L. Teaching oral communication in grades k8. / A.L. Chaney, T.L. Burk. – Needham Heights, MA : Allyn & Bacon. – 1998. – 311 p.

2. Мильруд, Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке// Иностранные языки в школе.– 1996.– №6.– С.6–12.

3. Мильруд, Р.П. Обучение культуре и культура обучения языку/ Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. – 2012. – №5. – С. 13–19.