УДК 372.881.111.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Гоголева Марина Алексеевна, доцент кафедры «Иностранные языки»
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»
г. Шахты, Россия
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Аннотация. В статье демонстрируется подход к обучению иностранному языку (на примере темы «Сослагательное наклонение») студентов неязыкового вуза в зависимости от разных видов интеллекта студентов.
Ключевые слова: виды интеллекта; обучение английскому языку; неязыковой вуз.
THE USE OF THEORY OF MULTIPLE INTELLIGENCES IN TEACHING ENGLISH TO NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Gogoleva Marina Alexeevna, associate professor of the department “Foreign Languages”
The Institute of Service Sphere and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University
Shachty, Russia
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Annotation. The article displays the approach to teaching English the students of non-linguistic universities in view of their dominating intelligences.
Key-words: types of intelligences; teaching English; non-linguistic university.
Введение. Не секрет, что высшее образование в настоящее время переживает тяжелые времена. С каждым годом студентов учить английскому языку становится все труднее и труднее. И причин этому несколько. Это и слабая школьная база, и низкий интеллектуальный уровень студентов, и даже нежелание студентов учиться. Преподаватели в этих условиях ищут новые технологии и методы обучения английскому языку. Мы вспоминаем хорошо известные технологии (кейсы, модульную) и разрабатываем новые (подкасты, блоги) [2,4]. В связи с этим хочется испытать и теорию множественного интеллекта в обучении английскому языку в неязыковом вузе. А почему бы и нет? Ведь она довольно широко и успешно использовалась в свое время в начальной школе.
Цель данной работы – показать, как работает теория множественного интеллекта в обучении английскому языку в неязыковом вузе.
Методами исследования стали критический анализ литературы, анализ педагогического опыта, педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент. Экспериментальное исследование проходило со студентами Института сферы обслуживания и предпринимательства разных направлений (экономика, менеджмент, юриспруденция, информационные системы, связь с общественностью, туризм). Общее количество испытуемых – 150 человек.
Теория множественности интеллекта впервые была опубликована в 1983 году в книге Г. Гарднера «Структура разума: теория множественности интеллекта» [3]. Автор заявлял, что не существует единого интеллекта, так называемого general intelligence, измеряемого известным IQ–тестом. Как раз наоборот, существуют множественные интеллекты, которые независимы друг от друга и не могут измеряться стандартными тестами. Гарднер первоначально выделил 7 видов интеллекта, впоследствии добавил ещё два. Следует сказать, что все виды интеллектов равноценны, каждый представляет собой особый способ взаимодействия с окружающей действительностью.
Рассмотрим основные виды интеллекта, выделяемые Гарднером [5].
Каждый тип интеллекта проявляет себя посредством специфических талантов, навыков и интересов. И возможно, понимание того, что каждый из этих типов интеллекта может быть развит у студентов разных направлений, окажет значительное влияние на методы обучения студентов и позволит организовать учебный процесс так, чтобы они учились соответственно своим возможностям (а не ниже их) и достигали лучших результатов. Мы, вслед за Андроповой Е.Г. считаем, что в зависимости от доминирующего вида интеллекта каждого обучающегося, преподаватель может подобрать тот комплекс упражнений, который наиболее эффективно поможет студенту усвоить новый материал [1].
Проиллюстрируем, каким образом можно развивать разные виды интеллекта на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе на примере грамматической темы «Сослагательное наклонение» (см. таблицу 1).
Таблица 1. Комплекс заданий по теме «Сослагательное наклонение» в зависимости от вида интеллекта студентов
Вид интеллекта |
Задание |
1. Вербально- лингвистический |
Заполните пропуски. Например: If I __________ a police officer, I would ____________. |
2. Логико-математический
|
Посмотрите на схему и сформулируйте правило. Type I: Present Real
Dependent Clause Independent Clause simple present will, can should, may, present continuous might, ought to + present perfect main verb present perfect continuous. modals: can, have to, must should + main verb |
3. Визуально - пространственный |
Подготовьте презентацию на тему: «What would I buy if I won one million dollars». |
4. Телесно – кинестетический
|
Ролевая игра. Вы в США на каникулах. Обсудите с товарищем свои планы на завтра. Example: If it rains tomorrow, we can’t go to Disney World. |
5. Музыкальный
|
Разучите песню с данным грамматическим явлением. Например: If I had a hammer, I’d hammer in the morning, If I had a hammer, I’d hammer at noon. I’d hammer out justice; I’d hammer our warning I’d hammer out love between my brothers and my sisters, all over this world. |
6. Межличностный |
Опросите студентов в группе. Ask “What would you do if you were a teacher / a pilot / a musician?” |
7. Интраперсональный
|
Напишите небольшое сочинение на тему: “If you could change one thing about yourself, what would it be?” |
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты экспериментальной работы подтвердили предположение о том, что комплекс заданий по иностранному языку, подобранный в зависимости от доминирующего вида интеллекта обучающихся, помогает эффективно усвоить новый грамматический материал. Студенты экспериментальных групп показали результаты выше на 26 % по сравнению со студентами контрольных групп. Однако проблема определения доминирующего вида интеллекта все еще остается актуальной.
Заключение. Таким образом, использование теории множественного интеллекта позволяет преподавателю делать каждое занятие английского языка интересным и запоминающимся, а студентам достигать своих целей за наименьшее количество времени. Процесс преподавания и изучения английского языка превращается в увлекательное занятие и для студентов, и для преподавателей.
Список литературы:
1. Андропова Е.Г. Использование теории множественности интеллекта на уроках английского языка. Режим доступа : http://nsportal.ru/ap/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk
2. Гоголева М.А. Подкасты на занятиях по английскому языку в вузе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2013. – № 2. – С. 25 – 32.
3. Писарик О. Теория множественных интеллектов Ховарда Гарднера // Live Journal. – 2009 – 12 – 12. Режим доступа : http://olgapisaryk.livejournal.com/20845.html
4. Gogoleva M.A. The benefits and challenges of using authentic native-speaker language from the Internet in the second language classroom // European Applied Sciences. 2012. - #1 – P. 124-128.
5. Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998. Режим доступа : http://www.teachingenglish.org.uk/russia
< Предыдущая | Следующая > |
---|