Гоголева Марина Алексеевна. Использование теории множественного интеллекта в обучении английскому языку в неязыковом вузе

PDFПечатьE-mail

УДК 372.881.111.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Гоголева Марина Алексеевна, доцент кафедры «Иностранные языки»

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»

г. Шахты, Россия

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация. В статье демонстрируется подход к обучению иностранному языку (на примере темы «Сослагательное наклонение») студентов неязыкового вуза в зависимости от разных видов интеллекта студентов.

Ключевые слова: виды интеллекта; обучение английскому языку; неязыковой вуз.

THE USE OF THEORY OF MULTIPLE INTELLIGENCES IN TEACHING ENGLISH TO NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Gogoleva Marina Alexeevna, associate professor of the department “Foreign Languages”

The Institute of Service Sphere and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University

Shachty, Russia

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation. The article displays the approach to teaching English the students of non-linguistic universities in view of their dominating intelligences.

Key-words: types of intelligences; teaching English; non-linguistic university.

Введение. Не секрет, что высшее образование в настоящее время переживает тяжелые времена. С каждым годом студентов учить английскому языку становится все труднее и труднее. И причин этому несколько. Это и слабая школьная база, и низкий интеллектуальный уровень студентов, и даже нежелание студентов учиться. Преподаватели в этих условиях ищут новые технологии и методы обучения английскому языку. Мы вспоминаем хорошо известные технологии (кейсы, модульную) и разрабатываем новые (подкасты, блоги) [2,4]. В связи с этим хочется испытать и теорию множественного интеллекта в обучении английскому языку в неязыковом вузе. А почему бы и нет? Ведь она довольно широко и успешно использовалась в свое время в начальной школе.

Цель данной работы – показать, как работает теория множественного интеллекта в обучении английскому языку в неязыковом вузе.

Методами исследования стали критический анализ литературы, анализ педагогического опыта, педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент.  Экспериментальное исследование проходило со студентами Института сферы обслуживания и предпринимательства разных направлений (экономика, менеджмент, юриспруденция, информационные системы, связь с общественностью, туризм). Общее количество испытуемых – 150 человек.

Теория множественности интеллекта впервые была опубликована в 1983 году в книге Г. Гарднера «Структура разума: теория множественности интеллекта» [3]. Автор заявлял, что не существует единого интеллекта, так называемого general intelligence, измеряемого известным IQ–тестом. Как раз наоборот, существуют множественные интеллекты, которые независимы друг от друга и не могут измеряться стандартными тестами. Гарднер первоначально выделил 7 видов интеллекта, впоследствии добавил ещё два. Следует сказать, что все виды интеллектов равноценны, каждый представляет собой особый способ взаимодействия с окружающей действительностью.

Рассмотрим основные виды интеллекта, выделяемые Гарднером [5].

  1. Вербально-лингвистический интеллект хорошо развит у писателей, педагогов, секретарей, офис-менеджеров, актеров, поэтов. Студенты с таким интеллектом легко восприимчивы к языку и чувствительны к нюансам, порядку и ритму слов. Они любят читать, писать и рассказывать истории. Они обладают хорошей словесной памятью и богатым лексическим запасом.
  2. Логико-математический интеллект доминирует у математиков, программистов, банкиров, юристов, бухгалтеров. Люди с таким типом интеллекта обладают отличными аналитическими навыками. Они хорошо размышляют и задают логически выстроенные вопросы.
  3. Визуально-пространственный интеллект встречается среди художников, конструкторов, архитекторов, скульпторов. Чтобы лучше воспринять и понять информацию, такие люди нуждаются в зрительных образах, они  хорошо извлекают информацию из карт, схем, диаграмм. Они сильны в рисовании, черчении, моделировании.
  4. Телесно – кинестетический интеллект решает поставленные задачи, создает и передает идеи и эмоции посредством движений тела. Люди с таким интеллектом - хорошие спортсмены, обладают хорошей координацией движений, очень подвижны, обладают развитой жестикуляцией и тактильной памятью. Актеры, танцовщики, хирурги, музыканты, изобретатели используют этот тип интеллекта.
  5. Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и способен их воспроизвести. Речь идет о способности воспринимать музыку, оценивать ее (музыкальный критик), трансформировать, создавать музыку (композитор), исполнять (исполнитель).
  6. Межличностный интеллект относится к способности эффективно взаимодействовать с людьми, понимать их и распознавать их цели, мотивацию, намерения. Люди с таким типом интеллекта с удовольствием работают в сотрудничестве, обладают хорошими лидерскими и дипломатическими качествами. Развитым межличностным интеллектом обладают учителя, врачи, люди, занятые в торговле, политики, советники, священники, бизнесмены.
  7. Интраперсональный интеллект сопряжен с пониманием собственных эмоций, целей и намерений, обращением к внутреннему миру. У студентов с этим типом интеллекта обостренное чувство собственного достоинства, они уверены в себе и любят работать в одиночестве. Они реально оценивают свои сильные стороны и способности. Этот тип интеллекта доминирует в людях таких профессий, как философы, религиозные лидеры, психиатры.

Каждый тип интеллекта проявляет себя посредством специфических талантов, навыков и интересов. И возможно, понимание того, что каждый из этих типов интеллекта может быть развит у студентов разных направлений, окажет значительное влияние на методы обучения студентов и позволит организовать учебный процесс так, чтобы они учились соответственно своим возможностям (а не ниже их) и достигали лучших результатов. Мы, вслед за Андроповой Е.Г. считаем, что в зависимости от доминирующего вида интеллекта каждого обучающегося, преподаватель может подобрать тот комплекс упражнений, который наиболее эффективно поможет студенту усвоить новый материал [1].

Проиллюстрируем, каким образом можно развивать разные виды интеллекта на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе на примере грамматической темы «Сослагательное наклонение» (см. таблицу 1).

Таблица 1. Комплекс заданий по теме «Сослагательное наклонение» в зависимости от вида интеллекта студентов

 

Вид интеллекта

Задание

1. Вербально- лингвистический

Заполните пропуски. Например:

If I __________ a police officer,  I

would ____________.

2. Логико-математический

 

Посмотрите на схему и сформулируйте правило.

Type I: Present Real

Dependent Clause            Independent Clause

simple present                  will, can should, may,

present continuous             might, ought to +

present perfect                    main verb

present perfect continuous.

modals: can, have to, must

should + main verb

3. Визуально - пространственный

Подготовьте презентацию на тему: «What would I buy if I won one million dollars».

4. Телесно – кинестетический

 

Ролевая игра.

Вы в США на каникулах. Обсудите с товарищем свои планы на завтра.  Example: If it rains tomorrow, we can’t go to Disney World.

5. Музыкальный

 

Разучите песню с данным грамматическим явлением. Например:

If I had a hammer, I’d hammer in the morning,

If I had a hammer, I’d hammer at noon.

I’d hammer out justice; I’d hammer our warning

I’d hammer out love between my brothers and my sisters, all over this world.

6. Межличностный

Опросите студентов в группе. Ask “What would you do if you were a teacher / a pilot / a musician?”

7. Интраперсональный

 

Напишите небольшое сочинение на тему: “If you could change one thing about yourself, what would it be?”

 

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты экспериментальной работы подтвердили предположение о том, что комплекс заданий по иностранному языку, подобранный в зависимости от доминирующего вида интеллекта обучающихся, помогает эффективно усвоить новый грамматический материал. Студенты экспериментальных групп показали результаты выше на 26 % по сравнению со студентами контрольных групп. Однако проблема определения доминирующего вида интеллекта все еще остается актуальной.

Заключение. Таким образом, использование теории множественного интеллекта позволяет преподавателю делать каждое занятие английского языка интересным и запоминающимся, а студентам достигать своих целей за наименьшее количество времени. Процесс преподавания и изучения английского языка превращается в увлекательное занятие и для студентов, и для преподавателей.

Список литературы:

1. Андропова Е.Г. Использование теории множественности интеллекта на уроках английского языка. Режим доступа : http://nsportal.ru/ap/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk

2. Гоголева М.А. Подкасты на занятиях по английскому языку в вузе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2013. – № 2. – С. 25 – 32.

3. Писарик О. Теория множественных интеллектов Ховарда Гарднера // Live Journal. – 2009 – 12 – 12. Режим доступа : http://olgapisaryk.livejournal.com/20845.html

4. Gogoleva M.A. The benefits and challenges of using authentic native-speaker language from the Internet in the second language classroom // European Applied Sciences. 2012. - #1 – P. 124-128.

5. Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998. Режим доступа : http://www.teachingenglish.org.uk/russia