Климентьев Дмитрий Дмитриевич, Климентьева Виктория Викторовна. Интерактивные презентации в формате Microsoft Mouse Mischief в качестве приложения к школьным учебникам по английскому языку

PDFПечатьE-mail

УДК: 800:372.8

 

Интерактивные презентации в формате Microsoft Mouse Mischief в качестве приложения к школьным учебникам по английскому языку

Климентьев Дмитрий Дмитриевич, преподаватель кафедры теории языка, заведующий лабораторией мультимедийных обучающих технологий, Курский государственный университет, Россия

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Климентьева Виктория Викторовна, преподаватель кафедры методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, Россия

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

В настоящей статье рассказывается об инновационной и доступной компьютерной технологии Microsoft Mouse Mischief, созданной специально для школы и позволяющей сделать уроки в начальной школе более интересными, динамичными и увлекательными. Также рассказывается об опыте и особенностях разработки таких презентаций в качестве приложений к существующим школьным учебникам английского языка.

Ключевые слова: преподавание английского языка, Mouse Mischief, несколько мышей, интерактивная доска, интерактивные презентации Power Point, школьный учебник

Interactive Microsoft Mouse Mischief presentations for school textbooks of English

Dmitry Dmitriyevich Klimentyev, English Language Instructor, Associate Professor of Language Theory Department, Head of Educational Multimedia Technologies Laboratory, Kursk State University, Russia

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Victoria Victorovna Klimentyeva, Associate Professor of FLT Methodology Department, Kursk State University, Russia

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

The present paper discusses an innovative and available technology known as Microsoft Mouse Mischief, designed specifically for education and created to make primary school class activity more interesting, dynamic and engaging. The paper also shares the experience and specifics of multiple mice presentations development as an interactive computer-assisted support for the existing English language textbooks.

Key words: English language teaching, Mouse Mischief, multiple mice, interactive whiteboard, interactive Power Point presentations, school textbook

 

Сегодняшнее разнообразие компьютерного оборудования и информационных технологий просто поражает воображение. Современные дети и подростки просто не могут представить свою жизнь без различных «гаджетов». Но смогут ли все эти технологии стать действительно полезными в школе, зависит от их доступности, заинтересованности учителя и его творческого подхода. В настоящей статье рассказывается об инновационной компьютерной технологии, созданной специально для школы, доступной, простой в овладении и позволяющей сделать уроки, в частности, уроки английского языка в начальной школе, более интересными, динамичными и увлекательными.

Несколько лет назад компания Microsoft разработала и предложила учителям технологию Mouse Mischief, т.е. особый способ управления интерактивными презентациями в формате Microsoft Power Point, при котором во время выполнения интерактивных заданий выбор ответа или рисование осуществляется одновременно несколькими пользователями (от 2 до 25) посредством параллельно подключенных к компьютеру мышей, при этом курсоры всех задействованных мышей отображаются на общем экране разноцветными указателями. Такой формат работы пробуждает любопытство учеников и одновременно вовлекает в активную деятельность на уроке группу учащихся или весь класс.

Для использования такой презентации на занятии требуется компьютер, проектор (или большой монитор – для занятий с небольшой группой), необходимое количество беспроводных мышей (в количестве учитель + учащиеся) и один или несколько концентраторов USB (USB-хабов) для одновременного подключения всех мышей к одному компьютеру. Желательно использовать активные концентраторы USB, т. е. подключаемые к сети переменного тока.

Отметим, что такой относительно недорогой и мобильный комплект оборудования (стоимость одного 7-портового концентратора с внешним питанием находится в пределах 500-900 руб., а ученик может приходить на урок со своей беспроводной мышью)  позволяет использовать его в любом школьном кабинете, при этом учителю требуется всего несколько минут для подключения техники и запуска программы.

 

Для работы с интерактивными заданиями в формате Mouse Mischief необходимо выйти на сайт www.microsoft.com/mousemischief и загрузить дополнительный бесплатный модуль, встраиваемый в программу Microsoft Power Point, после чего на панели инструментов программы Power Point появится дополнительная закладка «Несколько мышей» с соответствующей панелью инструментов для воспроизведения и создания презентаций в формате Mouse Mischief.

 

Презентация запускается кликом по кнопке «Начать показ слайдов». Через несколько  секунд программа предложит учителю идентифицировать свой курсор, выбрать индивидуальный или командный режим (соответственно, уникальные значки курсора будут присваиваться учащимся индивидуально или в составе групп), затем ученики последовательно регистрируется в программе, щелкнув кнопкой мыши в специальном окне. Преподаватель управляет ходом презентации посредством всплывающего окна в нижней части экрана.

Помимо стандартных слайдов, содержащих  текст и графику и позволяющих учителю ввести новый материал, презентации Mouse Mischief предлагают интерактивные задания в следующем формате:

ü            Слайды с вопросами типа "Да/Нет" или несколькими вариантами ответа (от 2 до 10) позволяют учащимся выбирать правильные ответы нажатием кнопки мыши. После выполнения задания на экране отображается значок первого правильно ответившего ученика (команды), а также общее количество верных и неверных ответов в классе.

ü            Слайды "Рисунок от руки" позволяют нескольким учащимся одновременно, выбирая свой цвет, с помощью мышей рисовать на общем экране. Фантазия учителя может подсказать разные формы реализации задания, включая сопоставление элементов, прохождение лабиринтов, выполнение несложных рисунков и т.д.

Во время демонстрации презентации в формате Mouse Mischief преподаватель получает доступ к элементам управления презентацией, которые размещены в нижней части экрана. Данные элементы позволяют управлять скоростью выполнения и направлением проводимых занятий. Можно приостановить занятие, чтобы объяснить какой-либо момент, или сбросить всю введенную учащимися информацию и очистить экран. Если учащимся требуется много времени на выполнение заданий, можно их поторопить, включив таймер. Если ученики начинают отвлекаться, преподаватель может отключить все курсоры учащихся и привлечь внимание к себе. Функция отображения результатов в элементах управления презентацией позволяет скрывать и отображать результаты.

Среди основных преимуществ технологии Mouse Mischief можно указать активное вовлечение учащихся, улучшение управления аудиторией за счет одновременной активности каждого учащегося в классе, простоту использования и доступность решения [1]. Помимо этого учителя, активно использующие такой формат урока на практике, особо отмечают следующее: уроки проходят интереснее и эффективнее, можно устанавливать данное программное приложение бесплатно на домашние компьютеры [2], мотивация урока значительно повышается за счет атмосферы дружеского соперничества [3], старшеклассники могут выступать в роли разработчиков новых презентаций [4].

Мы бы добавили к этому еще одну важную особенность, заключающуюся в управлении уроком в формате Mouse Mischief: хотя несколько учащихся одновременно подключаются к одному компьютеру, только преподаватель имеет право производить смену слайдов и запускать выполнение учащимися каждого группового задания. Это значит, что ученики не отвлекают друг друга бесцельными манипуляциями курсоров на экране, когда требуется сконцентрировать внимание детей на объяснении материала или вербальном общении.

Наконец, нельзя не отметить существенное, на наш взгляд, преимущество данной технологии: она значительно менее вредна для здоровья детей по сравнению с интерактивными досками, установленными в большинстве российских школ (т.е., в состав оборудования входит стандартный проектор и специальный экран). Опасность таких интерактивных досок заключается в том, что, работая у доски и повернувшись лицом к классу, ребенок попадает глазами в поле мощного направленного светового луча. Еще в 2007 г. директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислав Кучма призывал очень осторожно использовать интерактивные доски, т.к. «для детского глаза это слишком агрессивная среда» [5]. Конечно, можно использовать широкоформатные проекторы или сенсорные экраны, однако стоимость таких устройств во много раз выше стандартных интерактивных досок, поэтому пока их можно встретить лишь в немногих учебных заведениях.

Безусловно, технология Mouse Mischief имеет некоторые ограничения. В частности, в такую презентацию нельзя включить эффекты анимации, звук или видео. Частично этот недостаток можно компенсировать активной вербальной поддержкой учителя. Ведь такие презентации предназначены не для самостоятельной, а аудиторной групповой работы и призваны поддерживать активное общение учителя с учащимися.

Несмотря на многообещающие результаты экспериментального обучения, высказываются пожелания расширять типы заданий, выполняемых в формате «много мышей», а также развивать возможности обратной связи [3, с.2165]. В частности, в презентациях, предполагающих выбор ответа одновременно несколькими учащимися, невозможно отследить, как ответил каждый ученик. Будем надеяться, разработчики смогут доработать технологию Mouse Mischief, однако мы бы хотели в этой связи указать на два момента. Во-первых, такие презентации, прежде всего, наиболее подходят для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда не всегда целесообразно ставить индивидуальные отметки кроме положительных. Во-вторых, запись ответов каждого учащегося может привести к тому, что более слабые учащиеся будут бояться думать самостоятельно, а, дождавшись ответа сильного ученика, просто механически последуют его примеру. К таким презентациям не стоит относиться, как к тестам. Напротив, они скорее предполагают атмосферу дружелюбного и, если можно так выразиться, «веселого контролируемого хаоса».

За несколько лет пробного обучения и создания вместе со студентами педагогического вуза презентаций в формате Mouse Mischief, мы выделили несколько методических рекомендаций по их разработке.

-         Презентации в формате «несколько мышей» не должны быть слишком продолжительными. Целесообразно уделять им не более 5-7 минут урока, причем ближе к середине или концу занятия, как бы несколько ломая привычный ход урока и привнося в него толику игры. При этом сама презентация должна быть динамичной и включать не более 20 слайдов.

-         Важно не перегружать слайды презентации текстовым содержанием, а использовать больше графики. Причем разработчикам необходимо обратить существенное внимание на оформление каждого слайда, презентация должна быть красивой и красочной.

-         Хотя это оказалось довольно большой проблемой для разработчиков, но младшим школьникам очень нравятся презентации,  объединенные какой-либо сюжетной линией, желательно сказочной или же современной, но учитывающей особенности данного возраста.

-         Чтобы учителя могли регулярно включать такие презентации в планы своих уроков, их целесообразно создавать для конкретных учебных пособий. В частности студенты Курского педагогического университета разработали комплекты интерактивных приложений в формате Mouse Mischief для 2-го класса средней школы к УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З. и др. (34 презентации) и УМК "English" Кузовлева В.П. и др. (52 презентации), которые можно бесплатно загрузить по адресам http://tea4er.ru/forum/86-2-/56747--------qenjoy-englishq------2-----microsoft-mouse-mischief и http://tea4er.ru/forum/106-2-/56811--------qenglishq------2-----microsoft-mouse-mischief.

В заключении отметим, что проведенные исследования педагогов США и Канады [3], а также собственные результаты пробного обучения и опросов педагогов и учащихся показали высокую эффективность заданий, одновременно выполняемых на уроке большим количеством учащихся с использованием одного большого дисплея, при условии методически грамотно поставленных задач, отбора материала, распределения учебного времени, разнообразия учебных заданий, красочного и привлекательного оформления.

Список литературы

  1. Microsoft Mouse Mischief. // Веб-сайт корпорации Майкрософт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.microsoft.com/multipoint/mouse-mischief/ru-ru/learn-more.aspx
  2. Ярошевич О.В. Использование технологии Microsoft Mouse Mischief для Powerpoint в урочной деятельности для повышения мотивации учащихся [Электронный ресурс] / О.В. Ярошевич // XXIV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании». – ИТО-Троицк. – 2013. – Режим доступа: http://tmo.ito.edu.ru/2013/section/222/96238/
  3. Moraveji N., Inkpen K., Cutrell E., Balakrishnan R. A Mischief of Mice: Examining Children’s Performance in Single Display Groupware Systems with 1 to 32 Mice [Электронный ресурс] / N. Moraveji, K. Inkpen, E. Cutrell, R. Balakrishnan // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. – New York, NY. – 2009. – P. 2157-2166. – Режим доступа: http://research.microsoft.com/pubs/81169/p2157-moraveji.pdf
  4. Меджитова Л.М., Фазылова Р.Т., Аблялимова Э.И. Мультимедийные интерактивные средства в преподавании программирования / Л.М. Меджитова, Р.Т. Фазылова, Э.И. Аблялимова // Информационные технологии в образовании. – 2011. – № 10. – С. 110-116
  5. Кучма В. Выбирать школу, заботясь о здоровье детей [Электронный ресурс] / В. Кучма // Интернет-форум учителей России. – 2007. – Режим доступа: http://pedsovet.org/content/view/1203/266/