Ермолаева Елена Владимировна, Канина Светлана Юрьевна. Пути повышения мотивации учащихся в обучении английскому языку на средней ступени

PDFПечатьE-mail

УДК 372.881.1

Пути повышения мотивации учащихся в обучении английскому языку на средней ступени

Ермолаева Елена Владимировна, преподаватель английского языка, кафедра английского языка, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия. e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Канина Светлана Юрьевна, преподаватель английского языка, кафедра германистики и лингводидактики, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия. e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Проблема мотивации в обучении возникает по каждому учебному предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка. Все дело в особой специфике предмета, требующей от школьника наличия определенной базы и коммуникативных способностей. Успех обучения и отношения учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересен и эмоционален урок. Мы полагаем, что ИКТ, а именно использование электронных пособий, программы MS Power Point, учебный проект, а также обучающие ролевые игры способствуют повышению мотивации учащихся в обучении английскому языку.

Ключевые слова: учебная мотивация, информационные компьютерные технологии (ИКТ), учебный проект, обучающие ролевые игры.

Ways to increase motivation while studying English in the middle grade.

Yermolayeva Elena Vladimirovna, English teacher, the English Language Department, Ulyanovsk State Teachers’ Training University, Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. , Ulyanovsk, Russia.

Kanina Svetlana Yurjevna, English teacher, the Germanic and Linguodidactics Department, Ulyanovsk State Teachers’ Training University, Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. , Ulyanovsk, Russia.

The problem of motivation in education occurs in each subject, but it is sharply developed when studying English. The fact is that this subject demands some foundation and communicative abilities. The success of studying and attitude to the subject depends on the building of a lesson. We assume that computer technology, e-books and MS Power Point usage, training projects and educational role-playing games are increasing motivation in mastering English.

Key words: motivation in study, computer technology, training project, educational role playing games.

В последние годы интерес к мотивационному аспекту изучения иностранных языков существенно повысился - чтобы нормально адаптироваться в современном мире, который становится единым многонациональным, мультикультурным и многоязычным целым, представители общества на всех его уровнях должны осознать важность изучения иностранных языков, поскольку это один из способов воспитания толерантности, способности к сотрудничеству, достижения взаимопонимания между народами, уважения к личности независимо от её расовой, национальной, и религиозной принадлежности. Молодые люди должны более активно изучать иностранные языки, т.к. процесс овладения языком способствует развитию и саморазвитию личности, поддерживает самооценку личности на высоком уровне, помогает разнообразить досуг, повышает шансы человека на рынке труда. Однако проблема развития и поддержания мотивации к изучению английского языка на средней ступени обучения остаётся достаточно острой, что связано с особенностями психического развития подростков. [1]

Образование представляет собой искусственную модель реальной жизни по содержанию и формам обучения, по той деятельности, которую учащийся выполняет для усвоения этого содержания, по укладу жизни образовательного учреждения. В учебной деятельности преобладает потребность в учении - познавательный мотив - где целью является общее и профессиональное развитие личности, предметом - учебная информация, средством - психическое отражение реальности, результатом - деятельностные способности личности, система отношений к миру, людям, себе. Поэтому для достижения целей формирования всесторонне развитой личности учащегося в школе необходимо обучение, обеспечивающее трансформацию познавательной деятельности в учебно-познавательную с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, поступков, средств, предметов и результатов. Педагогом должен осуществляться анализ ситуации, обстановки, затем постановка задачи, её решение и доказательство истинности решения. Данная схема действий педагога будет способствовать развитию мотивации и, как результат, учебных действий учащихся в активном обучении. [2]

В то же время, часть учащихся поступает в школу с нейтральным и даже отрицательным отношением к учебной деятельности, которое может сохраниться до окончания учебного заведения. Первоначальное положительное отношение к процессу учебы может смениться на нейтральное и даже отрицательное. В связи с этим, содержание и процесс обучения должны обеспечить не только предметную и социальную подготовку будущего выпускника средней школы, но и развивать учебную мотивацию. [3] В обучении иностранному языку становление личности учащегося осуществляется в ходе его последовательного включения в следующие формы деятельности:

- игровая деятельность: моделирование условий, содержания различных видов деятельности, отношений занятых в ней людей (например, деловая, функционально-ролевая и имитационные игры);

- учебно-игровая деятельность, в ходе которой учащийся выполняет исследовательские и практические функции, задействуя при этом интеллектуальные и дидактические черты в игровой форме. На данном этапе происходит процесс совершенствования коммуникативной и социокультурной компетенций за счёт трансформации игровой деятельности в учебную;

- любые виды деятельности, обеспечивающие поэтапную трансформацию одного вида деятельности в другой. Примерами могут служить обсуждение, групповое практическое занятие, тренинг, анализ отношений внутри класса. Наличие данных условий придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям, умениям, навыкам. [там же]

Как уже отмечалось, мотивация познавательной деятельности при изучении любого иностранного языка снижается у учащихся с годами обучения. Находит это, как правило, отражение и в снижении качества знаний по предмету. Если в начальной школе и 5-м классе учащиеся проявляют большую заинтересованность в изучении этого предмета, мотивом чему является его сравнительная новизна и специфика данного этапа обучения, то к концу 7-го класса, когда предмет утрачивает для детей свою новизну, когда усложняется и увеличивается объем изучаемого материала, что требует больших затрат сил и времени, необходим дополнительный поиск мотивации. Играют роль здесь и специфические возрастные особенностями школьников, а также отсутствие ситуаций реального общения, что необходимо восполнить привлечением различных методов и технологий. [2]

Одним из таких действенных методов повышения учебной мотивации школьников на уроке английского языка является использование информационных коммуникативных технологий (ИКТ), которое многократно повышает эффективность всех вышеперечисленных форм мотивации. Компьютер в функции учителя - это источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство. Для ученика компьютер - это учитель, рабочий инструмент, игровая среда. ИКТ дают богатейшую возможность для развития личности ученика, развивают его интеллектуальные и творческие способности, его умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Так, учащиеся всегда охотнее работают с электронными справочными пособиями, энциклопедиями, словарями, чем с аналогичными бумажными источниками. Объясняется это рядом причин: во-первых, значительно снижается время, затрачиваемое на поиск нужного слова, понятия; во-вторых, работать с электронными источниками интереснее за счет их больших иллюстративных возможностей (включающих зрительную память), звукового сопровождения, возможности услышать слово из уст носителей языка. Среди электронных справочных пособий, словарей, используемых в процессе обучения, можно выделить следующие одноязычные объяснительные словари Longman Dictionary of Contemporary English, Масmillаn English dictionary, которые можно использовать в силу достаточной простоты подачи материала как на начальном, так и на заключительном этапе средней ступени обучения английскому языку; Encyclopedia Britannica в 8-9 классах.

Помимо того, что использование таких электронных средств уже само по себе представляет для учащихся большой интерес, процесс обучения с их использованием можно сделать еще более привлекательным для учащихся, многообразие форм их использования на уроке полностью зависит от творчества и фантазии учителя. Так, стимулировать активность учащихся на уроке можно, применяя приемы создания ситуации успеха. Например, можно назначить на уроке «экспертов» по работе с электронными справочниками как своеобразную награду за активную работу учащихся на уроке. Задача «экспертов» заключается в оценивании правильности/неправильности выполнения остальными учащимися заданий с опорой на объяснительный словарь, справочник и т. д. [1]

Для повышения мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка целесообразно использовать программу MS Power Point. Она помогает более наглядно представлять материал, стимулирует воображение ученика, способствует развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий. Вот некоторые способы применения программы MS Power Point:

во-первых, для учителя: 1) составление тематических презентаций по новому материалу; 2) составление тестов; 3) моделирование различных учебных ситуаций.

Для учителя всегда есть возможность внедрения в материал рисунков, таблиц, диаграмм, звукозаписи, видеороликов. Помимо функции обеспечения наглядности, экономии времени урока за счет отсутствия необходимости менять плакаты, кассеты и диски использование презентаций на уроке выполняет эстетическую функцию, процесс обучения на уроке начинает доставлять учащимся большее удовольствие. Использование презентаций на уроке вдохновляет учеников принять участие в учебном процессе, активность учащихся на уроке повышается. Преимущество теста, выполненного на компьютере, состоит в том, что учащиеся могут проверить свой результат сразу же: ключ находится или на последующей за тестом страничке, или на гиперссылке;

Во-вторых, для ученика: 1) составление презентаций по изученному и дополнительному материалу; 2) подготовка докладов; 3) создание проектов.

С появлением компьютера в процессе обучения учащиеся находят практическое применение знанию иноязычной речи, что повышает мотивацию изучения иностранного языка и способствует развитию творческих способностей учащихся.

Образовательное пространство в наши дни заполнено компьютерными обучающими программами, в разработке которых принимают участие опытные педагоги, программисты, психологи и дизайнеры. Они являются вспомогательными средствами обучения и ориентируют обучающихся на свободный и самостоятельный темп обучения.

Возможность выбора собственного темпа обучения делает процесс обучения более привлекательным для учащихся. Контроль знаний производится немедленно с гарантией перехода на новый уровень. Эффективность учебных занятий повышается при использовании таких мультимедийных учебных пособий на электронных носителях. [4]

Хороший результат для повышения мотивации учебной деятельности дает использование метода проектов. Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности; направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

- акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

- выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

- наглядное представление результата.

Существуют следующие основные виды проектов для обучения языку:

1) конструктивно-практические, такие, как ведение дневника, составление коллажа и пр. (например, в рамках темы «Узнаем побольше о Лондоне» учащимся 5 класса предлагается создать рекламу для привлечения туристов в Лондон);

2) информационные и исследовательские проекты;

3) проекты конкретного социологического исследования (например, учащимся дается задание опросить членов своей семьи о любимых телепередачах и сравнить результаты с британскими);

4) издательские проекты;

5) сценарные проекты (например, учащимся дается задание написать сценарий к фильму о животных). [5]

Мы считаем нужным выделить еще один мощный фактор повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке английского языка - это ролевое обучение - ролевые игры, которые в наибольшей степени приближают использование иностранного языка к реальным ситуациям речевого взаимодействия.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной: в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость, смекалку, фантазию, сыграть роль. Во время игры учащиеся находятся в постоянной "речевой готовности", внимательно слушают учителя и друг друга; многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение языкового материала. Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление изучаемого материала на каждом данном уроке, но и, главным образом, тем, что поддерживают высокую мотивацию изучения иностранного языка.

Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей мере соответствуют особенностям их личности. [6]

Итак, мы выделили несколько путей повышения мотивации учащихся к изучению английского языка на средней ступени. Использование вышеперечисленных приемов повышает эффективность обучения иностранному языку на средней ступени и позволяет поддерживать и развивать мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

 

Библиография:

1. Содержание обучения иностранным языкам: учебное пособие под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.- 40с.

2. Вербицкий А.А. Диагностика понимания в контекстном обучении. // Высшее образование в России. – 2007. - № 10.- С. 26-31.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 272 с.

5. Ильин Г.Л. Проблема различения обучения и образования (на примере контекстного обучения и проективного образования) // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2001. - № 2. – С. 22-25.

6. Колесникова, О.А. Игры в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 1989. - №4. – С. 14-16.