Скворцова Светлана Валерьевна. Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся в обучении иностранным языкам

PDFПечатьE-mail

УДК 372.881.111.1

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Скворцова Светлана Валерьевна, аспирант кафедры педагогики, ассистент кафедры германистики и лингводидактики ФГБОУ ВПО «УлГПУ

им. И.Н. Ульянова», учитель английского языка МОУ Октябрьский сельский лицей Ульяновской обл.

new1604@yandex.ru

Статья представляет собой подборку методов обучения, способствующих формированию и развитию творческих способностей учащихся и примеры их использования в обучении английскому языку.

метод обучения, эвристический метод, творческие способности, навыки творческой деятельности, обучения иностранному языку

 

 

HEURISTIC TEACHING METHODS AS A MEANS OF FORMING AND DEVELOPING STUDENTS’ CREATIVE ABILITIES WHILE STUDYING A FOREIGN LANGUAGE

Skvortsova Svetlana, a postgraduate student at the department of Pedagogics in Ulyanovsk State Teacher-Training University, an assistant lecturer at the department of Germanic Studies and Lingvo-Didactics  in Ulyanovsk State Teacher-Training University, a teacher of English in Octyabrsky Rural Lyceum, Ulyanovskaya Oblast

The article presents a set of creative teaching methods that help to form and develop students’ creative abilities while studying a foreign language, and gives examples of the usage of the methods at the lesson.

teaching method, creative method, creative skills and abilities, foreign language teaching

Современное общество предъявляет к личности все новые и новые требования. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник школы или ВУЗа должен не только обладать рядом предметных знаний, умений и навыков, но и быть активной, творчески-развитой личностью, способной к быстрому нахождению нестандартных решений возникающих проблем. Целью данной статьи является представление современных эвристических методов обучения, выявленных в результате анализа зарубежной педагогической литературы и литературы, посвященной проблемам обучения творческой деятельности, которые, на наш взгляд, могут способствовать развитию творческих способностей учащихся при интеграции в процесс обучения.  В процессе подготовки статьи осуществлялся метод теоретического анализа данных, а именно метод отбора, систематизации и обобщения информации из зарубежных источников.

Одной из особенностей иностранного языка в обучении является то, что он может одновременно выступать как целью, так и средством обучения, являясь, таким образом, идеальной базой для развития творческих способностей учащихся параллельно с приобретением ими языковых знаний, умения и навыков. Использование эвристических методов на уроке иностранного языка может способствовать не только формированию и развитию творческих и коммуникативных навыков учащихся, но и активизировать изученный лексический и грамматический материал. Принимая во внимание требования современного ФГОС основного общего образования [1] и высшего профессионального образования [2], мы предлагаем внедрение в учебный процесс следующих методов при обучении лексике на старшем этапе обучения и в ВУЗе на языковых факультетах. Отметим, что применение представленных ниже методов может быть наиболее эффективным при свободном владении учащимися устной речью. Для удобства понимания сути метода, мы произвольно выбрали лексическую тему «Travelling» и составили учебные задания в рамках методов.

Метод списка свойств

Метод состоит в разделении предмета или идеи на ключевые составляющие свойства. Свойства предмета могут включать его размер, форму, вкус, цвет, вес, запах, внутреннее содержание, упаковку и т.д. Определение ключевых свойств и разложение предмета по его свойствам позволяет рассмотреть предмет более детально и, работая с каждым свойством в отдельности, произвести новый более совершенный продукт или идею. Согласно A. J. Starko, метод списка свойств может быть применен к любой учебной дисциплине и при любом возрасте учащихся [6, c. 204-208].

Пример: Divide into groups of three. Each group will get a picture of different kinds of vehicles. You are to discuss the main qualities of the vehicle and make a list of them. Then you’ll have to think of one quality that can be changed to make the vehicle better. What will that be? What will the change bring? Present the updated kind of transport to the other groups.

Метод исключения лишнего

Учащимся представляются три предмета, действия, цифры, понятия и т.п. и предлагается исключить лишнее, объяснив при этом выбор. Данный метод подразумевает такой прием мыслительной деятельности, как сравнение, позволяя, таким образом, более детально познать и понять изучаемый материал или проблему [7, c.  93-94].

Пример: Look at the given pictures (road, sky, water; plane, car, bus; run, climb, jump; etc.). You are to choose the wrong one. Explain your choice.

Метод учета взглядов других людей

Метод используется в случае, когда анализируемая проблема предполагает рассмотрение ее с различных точек зрения. Умение поставить себя в позицию другого человека и посмотреть на проблему его глазами позволяет выявить аспекты проблемы, не учтенные ранее [3, c. 71-72].

Пример: A plane that was supposed to deliver a family of three (mother, a ten-year-old son and a five-year-old daughter) that was travelling to Moscow had to make an emergency landing in Paris. The family spent for days in the city. Describe everything as if you were: the mother, the son, the daughter, the pilot of the plane, a travel agent, a taxi driver, the father of the family.

Метод запрещенных слов

Учащимся предлагается дать определения предметам или идеям, но без использования распространенных слов и словосочетаний. Данный метод позволяет расширить словарный запас, а также тренирует умения находить аналогии и приводить примеры [7, c. 94].

Пример: Describe the object that you see in the picture (plane ticket) without using the following words: a plane, a ticket, transport, holidays, fly, air, a stewardess, a pilot.

Метод «игры с идеей»

Рассматривая различные способы формирования и развития творческих способностей, A. Cropley предлагает так называемый метод игры с идеями. Данный метод подразумевает разнообразные логические игры, сутью которых является подготовка к мыслительной деятельности, своеобразная зарядка для мозга, в процессе которой осваиваются стратегии мыслительной деятельности. Игры занимают несколько минут и могут проходить в начале урока в качестве речевой зарядки, или быть включены в учебный процесс в связи с освоением нового материала или пониманием сути проблемы, представленной учителем. Метод «игры с идеей» может быть реализован через следующие приемы:

- производство (создание): в процессе реализации данного приема учащимся нужно  выдвинуть идею, связанную с представленной проблемой, например, дать список аббревиатур, которые следует расшифровать таким образом, чтобы они имели отношение к теме урока;

Пример: Reveal the meaning of the following abbreviations in connection with the topic of the lesson (travelling): BBC, RAF, FBI, NATO.

- анализ: представляет собой четкое определение содержимого предмета или идеи и может быть реализован, например, с предоставлением учащимся списка материалов и предложением назвать как можно больше способов их применения, включая нестандартные;

Пример: Think about all possible variants of the usage of the following objects: credit card, sun lotion, suitcase, flippers, passport.

- усовершенствование: разработка детальной структуры на основе ведущих признаков, например, учащимся озвучиваются ведущие принципы, и предлагается описать предмет, причем, предмет, который не существует в настоящее время, но теоретически возможный и целесообразный;

Пример: Describe in detail a means of transport that can travel rather fast my road and by air, take more than five people aboard and be environmentally friendly. Name it.

- заострение  внимания: выявление ключевых аспектов предметов и идей, например, предложить учащимся придумать прозвища известным людям (не знакомым им лично), представляющие собой обозначение суммы тех их личностных характеристик, которые делают их уникальными;

Пример: Imagine yourself a traveler who has just made a round the world voyage. You are to describe the countries you have visited, but you have little time, so describe each country using one or two words.

- ассоциация: выявление связей между элементами, например, студентам предлагается создать как можно больше выражений посредством соединения всех или нескольких слов данного списка, причем, полученное словосочетание должно иметь определенное значение, то есть называть определенный объект или процесс в действительности;

Пример: You will be given a list of words. Your task is to make as many word combinations as possible. Mind that every word combination should mean a certain object. You are free to use prepositions or change the form of the words. (ticket, boat, holiday, relax, sun, sea, plane, helicopter, air, suitcase, package, swimming costume, bathe, go, travel, work, trip, enjoy, bed)

- конструирование: объединение идей или объектов для создания определенного нового продукта, может быть реализовано, например, через предоставление учащимся нескольких произвольных отправных точек и заданием придумать предмет или аппарат, причем, как можно тщательнее проработанный, который бы объединял эти элементы;

Пример: Imagine and describe a means of travelling that can be used by those who get airsick easily, those you are afraid of water and enjoy speed and comfort.

- преобразование: выражение идей через другие формы или средства, например, предложить учащимся нарисовать сущность междометия «ням ням»;

Пример: Listen to the text about a voyage. While listening, draw pictures, describing emotions of the main character during the voyage. Retell the text with the help of your pictures.

Обозначенные выше приемы в рамках метода «игры с идеей», по утверждению A. Cropley, применимы с соответствующим преобразованием к любому учебному предмету, как в единичном порядке, так и в совокупности [3, c. 107-109].

Метод «игры с идеями» может быть применен в группах любого возраста, может быть адаптирован к любому учебному предмету или использован вне учебной деятельности с целью развития творческих способностей учащихся.

Метод визуализации

Данный метод призван оказать содействие учащимся в осознании сущности проблемы или учебного вопроса. Учащимся предлагают закрыть глаза, расслабиться и вспомнить какой-то момент из своего жизненного опыта. Учитель при этом задает вопросы, помогающие навести учащегося на решение проблемы с учетом его личного опыта  и рефлексии. Затем учащимся предлагают рассмотреть проблему с учетом размышлений, имеющих место во время рефлексии. Метод визуализации помогает учащимся применить имеющиеся у них знания и опыт для решения насущной проблемы [5, c. 53-54].

Пример: Close your eyes. Imagine yourselves going to the holiday of your dream. You have been working hard all the year round and now it is the time for you to relax. You are in your room packing. You have a large suitcase and are putting in it everything you will need. What have you taken with you? Now you are on your way to the destination. What means of transport have you chosen, why? Is the travelling comfortable? What are the people around you doing? What do you see through the window? Now you have come to the point of your destination. What is it like? Are you happy? What are you going to do first? Now open your eyes and tell the others about your imaginary trip and the feelings that you had while travelling.

На наш взгляд, применение эвристических методов обучения являются одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения иностранному языку.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. -  М-во образования и науки РФ, 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения 23.12.2012)
    1. Приказ от 14 января 2010 г. n 34 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 филология (квалификация (степень) "бакалавр"). -  М-во образования и науки РФ, 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115541.pdf (дата обращения 22.02.2013)
    2. Cropley, A. J., More Ways than One: Fostering Creativity [Text] / A. J. Cropley. – USA:  Ablex Publishing Corporation, 1997. – Fourth Publishing. – 134 pp. – ISBN 089391939X, 9780893919399
    3. Fogler, H. S., LeBlanc, S. E. Strategies for Creative Problem Solving [Text]  / H. S. Fogler, S. E. LeBlanc. – New Jersey: Prentice-Hall Inc., 1995. – 203 pp. – ISBN 0-13-179318-7
    4. Lucas, R. W. The Creative Training Idea Book: Inspired Tips and Techniques for Engaging and Effective Learning [Text]  / R.W. Lucas. – NY: AMACOM, 2003. – 470 pp. - ISBN 0-8144-0733-1
    5. Starko, A.J. Creativity in the Classroom: Schools of Curious Delight [Text] / A.J. Starko. – London: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. – Third Edition. – 499 pp. – ISBN 0-8058-4791-X
    6. Wegerif, R. Mind Expanding. Teaching for Thinking and Creativity in Primary Education [Text]  / R. Wegerif. – Glasgow, UK: Bell and Bain Ltd, 2010. – 167pp. - ISBN10: 0-33-523373-2 (pb) 0-33-523374-0 (hb), ISBN13: 978-0-33-523373-1 (pb) 978-0-33-523374-8 (hb)