УДК 378.147:811.111
Деятельностный подход в педагогической системе А.С.Макаренко
и современное обучение иностранному языку
Омбоева Наталья Антоновна
кандидат педагогических наук, учитель английского языка
МОУ «Лицей №3» г.Волгоград, Россия
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Аннотация.
Данная статья посвящена проблеме деятельностного подхода к образованию в педагогическом наследии А.С.Макаренко и развитию идей данного подхода при обучении иностранному языку. Деятельностный подход в условиях применения игровой технологии позволяет повышать уровень мотивации, готовности к сопереживанию инициативности.
Ключевые слова: педагогическое наследие; деятельностный подход, игровая технология.
Activity approach in A. S. Makarenko's pedagogical system
and modern teaching of foreign languages
Omboeva Natalia Antonovna
candidate of pedagogical sciences, teacher of English,
Lyceum №3, Volgograd, Russia
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Annotation.
This article is devoted to the problem of education activity approach in
A. S. Makarenko's pedagogical heritage and to development of ideas of this approach when teaching a foreign language. The activity approach in the conditions of application of game technology allows to raise level of motivation, readiness for empathy of initiative.
Keywords: pedagogical heritage; activity approach, game technology.
Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности как необходимости в чем-либо [1, с.78].
Проблема человека как субъекта своей деятельности, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие, заявлена в отечественной психологии. С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и другими нашими психологами был разработан принцип единства сознания и деятельности (деятельностный подход), который утвердился в отечественной психологии и находит свое развитие в различных направлениях [2, с.37]. Основные характеристики деятельности человека – предметность (на что направлена деятельность), субъективность, мотивированность. Выделяются внутренние и внешние мотивы, входящие в саму структуру деятельности..
Деятельностный подход к образованию сформировался на базе психолого-педагогических положений теории деятельности, разработанной исследователями. Он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Организация образования на основе деятельностного подхода означает, что все компоненты обучения и воспитания – целеполагание, содержание, способы, методы, приемы должны стимулировать личностную, интеллектуальную, речевую активность обучающегося, поддерживать и направлять его познавательную деятельность [1, с.56]. Еще в 20-30-у годы XX века идеи деятельностного подхода в образовании нашли воплощение в педагогической деятельности виднейшего ученого-педагога А. С. Макаренко. Из педагогического наследия
А. С. Макаренко для современной науки очень важен опыт творческого развития юной личности. Обращая особое внимание на формирование опыта индивида, А. С. Макаренко неразрывно связывал становление индивидуального опыта с опытом коллективной жизни [2, с.59]. А. С. Макаренко считал, что личный опыт индивида, обогащенный опытом другого индивида, влечет развитие внутренней деятельности, переживание новых жизненных смыслов, осознание их, что создает возможности для изменения и самого субъекта.
А. С. Макаренко использовал различные возможности для общения воспитанников, обмена их мыслями – участие в собраниях по обсуждению планов развития коммуны, совместная выработка норм и ценностей жизни и др. [2, с.134].
А. С. Макаренко не употреблял термин «деятельностный подход», но перед нами предстает психолого-педагогическая структура, характерная для проявления деятельностного подхода к формированию внутренней деятельности индивида: цель (как образ личности, который складывается в сознании индивида) – мотив (как побудитель деятельности, имеющий личностный смысл) – способы деятельности (как направленность на реализацию потенциалов личности (интеллектуальных, эстетических и др.) – результат (как реальное изменение личности – социальное, духовное и др.). Таким образом, деятельностный подход в отечественных психолого-педагогических исследованиях 20-30-х г.г. XX века занял приоритетное место и проявился прежде всего в педагогической системе А. С. Макаренко.
Деятельностный подход в обучении иностранным языкам предполагает преподавание как деятельность в различных видах – речевая деятельность, аудирование, чтение, письмо. Речевая деятельность предпосылается коммуникативно-познавательной потребностью обучающихся – высказать свою мысль, принять сообщение на иностранном языке.
Рассмотрим, на что ориентирует деятельностный подход в условиях применения игровой технологии в преподавании иностранного языка. Именно в процессе игровой деятельности происходит формирование и развитие личности, подготовка человека к жизни. С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие исследователи называют новое учебное и психическое состояние обучаемых игровым состоянием. Оно характеризуется повышенным уровнем мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию и деятельности воображения. Игра объединяет играющих для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение совместной задачи.
Целями игрового обучения школьников являются: 1) развитие мышления средствами иностранного языка; 2) повышение мотивации изучения предмета; 3) обеспечение личностного роста каждого участника игры, способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.
Организующим фактором игровой познавательной деятельности является проблемная ситуация, которая характеризуется творческим эмоциональным состоянием субъектов выражающемся в анализе ситуаций, принятии решений. Эффективность данного этапа познавательной деятельности обучаемых предопределяется смысловой содержательностью, предметной значимостью, духовно-гуманитарной направленностью отобранного материала.
Речемыслительную деятельность обучающихся стимулируют, например, такие ситуации «Первая встреча с зарубежной семьёй, в которой я буду жить во время кратковременной учебы», «Знакомство с молодёжной средой Великобритании» и другие.
Игровая ситуация является конструктивной основой игровой познавательной деятельности, где деятельность обучающихся составляет важный компонент структуры. Игровая познавательная деятельность как активная форма обучения и воспитания требует адекватной технологии, которая способствовала бы усилению мыследеятельности и рефлексии обучаемых. Игровая познавательная деятельность (игра) на занятиях носит характер конструирования новых знаний, поиска способов решения ситуаций.
Игровое обучение на иностранном языке, как указывают О. А. Артемьева, М. Н. Макеева [3, с.125-126], строится на следующих методических принципах:
1) системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку, который находит своё выражение в комплексной реализации коммуникативных, воспитательных, образовательных и развивающих целях обучения на основе а) выделения коммуникативных сфер деятельности обучаемого в реальной жизни и моделирования речевых ситуаций; б) в тщательном отборе на этой основе языкового и речевого материала; в) в поэтапном обеспечении нарастающей коммуникативности с ориентацией на воспроизведение основных черт реальной коммуникации; г) в комплексном развитии всех видов речевой деятельности в их тесной взаимосвязи и приоритетной роли коммуникативной деятельности;
2) оптимальное сочетание различных видов работы на основе использования игровых методов обучения иностранным языкам;
3) конструирование творческих видов работ по принципу от простого к сложному: от драматизации, импровизации к разыгрыванию микроэтюдов, макроэтюдов.
Познавательная парадигма состоит из двух функционально связанных видов познавательных и предметных действий: действий обучающихся как субъектов, направленных на самостоятельное добывание знаний в процессе игровой познавательной деятельности, и действий преподавателя как субъекта, направленных на обучение обучающихся видам и формам коммуникативной направленности.
Представим структурную модель игровой познавательной деятельности как систему познавательных действий при субъектно-субъектных отношениях игровой методики обучения [3, с.105-106]:
Обучающиеся
1.Ознакомление с познавательной задачей |
Преподаватель в аспекте педагогического руководства 1. Чёткая постановка учебной цели и разъяснение игровой задачи |
Стимулирующе-мотивационный компонент
2. Принятие на себя роли должности по игре и функциональных обязанностей |
2. Назначение на роль-должность по игре. Сообщение правил - функциональных обязанностей |
Оперативно-деятельностный компонент
3.Анализ конкретной ситуации, осознание проблем на фоне игрового поля |
3.Построение обучения как системы организации учебно-познавательных действий на фоне игрового поля методом моделирования |
Контрольно-регулировочный компонент
4. Поиск путей и способов решения познавательных задач. Анализ исходных данных. Самоконтроль за правильностью выполнения учебно-игровых операций |
4. Контроль преподавателя за ходом решения поставленных задач. Стимулирование познавательной активности и интереса |
5. Обмен информацией. Суммирование данных о путях и способах решения познавательных задач. Саморегулирование своих действий |
5. Коррекция; регулирование учебно-познавательной (игровой) деятельности, внесение изменений в методы, формы и средства обучения; приближение их к оптимальным для данной ситуации. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации игровой познавательной деятельности. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм познавательной деятельности обучаемых |
6. Совместный выбор оптимальных вариантов решения проблемной (игровой) познавательной задачи. Коррегирование по ходу обнаружения затруднений (подзадачи). Принятие решения. Действия по выполнению решения |
6. Стимулирование действий по выполнению решения. Выбор методов игровой познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами и возможностями обучаемых. Формирование познавательной самостоятельности |
7. Подведение общего итога игровой познавательной деятельности. Оценка и самооценка деятельности игроков |
7. Анализ результатов игровой познавательной деятельности обучающихся. Оценка педагогом (в том числе самооценка) познавательной деятельности играющих |
Организация обучения иностранному языку на основе деятельностного подхода с использованием игровых технологий означает, что вся совокупность способов, методов, приемов, упражнений направлена на развитие, поддержку всех видов речевой деятельности обучающихся в тесной взаимосвязи и приоритетной роли коммуникативной деятельности. Деятельностный подход проявляется в целеполагании – комплексе коммуникативных, воспитательных, образовательных, развивающих целей обучения; в смысловой содержательности отобранного материала и проектировании речевых ситуаций, стимулирующих речевую деятельность; в отборе языкового материала; в направленности методов, приемов, способствующих развитию активности обучающихся, самостоятельности, проявлению коммуникативных умений в процессе общения (субъект-субъектная деятельность в поисках путей и способов решения, познавательных задач, развитие умений ставить вопросы, аргументировать свою позицию и др.); в результативности деятельности (оценка и самооценка деятельности).
Список литературы
< Предыдущая | Следующая > |
---|