Протопопова Татьяна Васильевна, Старокожева Виктория Юрьевна. Аспекты обучения английскому языку на неязыковых факультетах: формирование лексических навыков речи

PDFПечатьE-mail

АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ

 

Протопопова Татьяна Васильевна,

Старокожева Виктория Юрьевна,

преподаватели

Кафедра английского языка

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

г. Гомель, Республика Беларусь

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация. Данная статья рассматривает некоторые аспекты обучения английскому языку. В частности, введение, первичное закрепление и тренировку лексических единиц. Основываясь на конкретных примерах, авторы предлагают систему упражнений, используемую на занятиях по английскому языку в УО «ГГУ им. Ф. Скорины».

Ключевые слова: лексика; лексическая единица; введение; первичное закрепление; тренировка; система упражнений.

 

 

 

THE ASPECTS OF TEACHING ENGLISH AT NON-LINGUISTIC DEPARTMENTS: THE FORMING OF LEXICAL SPEECH SKILLS

Protopopova Tatyana Vasilievna

Starokozheva Victoria Yurievna

Teachers

The English language chair

Gomel State University named after Francisk Skorina

Gomel, the Republic of Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

Annotation. This article deals with some aspects of teaching English. In particular, introduction, first usage and training of lexical units are given. On the basis of certain examples the authors offer the system of exercises used at the English lessons at Gomel State University named after Francisk Scorina.

Key words: words; lexical unit; introduction; first usage; training; system of exercises.

 

Введение. Обучение иностранному языку на неязыковых специальностях в высшем учебном заведении является процессом сложным и многоуровневым. Преподавателю необходимо не только прорабатывать соответствующий грамматический материал, но и подбирать лексический материал согласно профилю специальности. Следует также учитывать внутреннюю мотивацию студентов при изучении английского языка. Ее можно значительно повысить путем введения специальной лексики во время практических занятий. Обучение лексике требует системного и комплексного подхода со стороны преподавателя.

Цель работы. В настоящей работе предпринимается попытка рассмотреть прием обучения лексическому аспекту английского языка и разработать систему упражнений.

Материалы и методы исследования. Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определенную систему [1, с. 27]. Системность лексики проявляется в том, что все ее единицы на основе своих свойств входят в определенные лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические ряды, антонимические противопоставления, словообразовательные гнезда).

Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными  и раздельными. Лексическими единицами могут выступать слова, устойчивые словосочетания, речевые клише [1, с. 29].

Владение словом означает владение его значением, формой и употреблением, словообразованием, словоизменением. Таким образом, постигая лексику, студент совершенствует свои навыки владения языком. А обучение правильному владению языком является главной задачей методики преподавания английского языка [1, c. 37].

Результаты исследования и их обсуждение. Преподаватели кафедры английского языка стараются применить этот принцип на практике, работая со студентами неязыковых факультетов, в частности биологического.

Для лучшего запоминания слов используются рифмовки, песни, содержащие специальную лексику. Очевидным преимуществом для студентов биологического факультета является то, что английский язык изобилует стихотворениями на тему животного и растительного мира. С помощью таких рифмовок и стихотворений происходит более быстрое запоминание отдельных лексических единиц. Такие стихотворения целесообразно использовать в качестве фонетической и матетической зарядок в начале занятия при введении нового лексического материала.  Следует также мобилизовать специальные приемы запоминания слов, такие как: проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание на какой-либо знакомый мотив.

Еще одним видом тренировочных лексических упражнений являются упражнения в построении сочетаний. Сочетания выстраиваются по законам смысловой совместимости в тесном взаимодействии с грамматическими нормами.

В качестве примеров построения сочетаний можно привести:

- какие существительные можно употребить с английскими глаголами: to gather, to grow, to plant;

- соотнесите слова в колонках, чтобы получились новые слова:

black

bug

lady

bird

blue

pecker

wood

bottle

sun

horse

sea

fly

dragon

fish

 

Трудности усвоения лексики возникают во время работы над ней. Подобные трудности можно преодолеть разделив работу над лексикой на несколько этапов:

1) Знакомство с новым материалом.

Новый лексический материал можно вводить несколькими способами:

а) преподаватель составляет текст по специальности с использованием новых лексических единиц. Затем данный текст предъявляется группе для просмотрового чтения и нахождения новых слов. Произношение новых лексических единиц студентам следует уточнять в словаре самостоятельно.

Первичное закрепление проводится с помощью тренировочных упражнений. Например, соотнесите новую лексическую единицу с ее определением;  подберите синонимы и антонимы; вставьте слова по смыслу в предложения; объясните слово на иностранном языке;  задайте вопросы одногруппникам, в котором новое слово встречается в окружении ранее пройденных слов.

По окончании этапа проводится рефлексия: студенты рассказывают на иностранном языке о новых лексических единицах.

б) Введение новой лексики посредством диалогов.

Преподаватель подбирает диалоги, где новые лексические единицы встречаются в окружении уже изученного лексического материала. Студентам предлагается угадать значение слова. И затем составить аналогичные диалоги с новой лексикой. Таким образом, происходит закрепление новой лексики.

в) Введение новых лексических единиц отдельным списком.

Задача данного этапа – научить студентов работать со словарем и группировать лексику по заданной теме. Студенты самостоятельно выписывают транскрипцию и перевод слова со словаря, затем группируют новые лексические единицы в соответствии с тематикой.

г) Введение новой лексики в монологических высказываниях.

Задача студентов заключается в использовании новых лексических единиц (представленных на доске или в раздаточном материале) в монологических высказываниях. На доске написана тема, основные пункты плана высказывания и слова к каждому пункту плана.

2) Тренировка введенного лексического материала.

Тренировка реализуется при помощи упражнений, содержащих семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой совместимости. Все лексические упражнения делятся  на две категории, направленные на:

- запоминание новой лексической единицы, ее семантики в единстве с произносительной и грамматической форм;

- формирование лексической сочетаемости.

К упражнениям первой категории относятся:

- выбор из ряда слов одного, соответствующего данной ситуации (теме);

- нахождение из ряда слов слова, не соответствующего данной ситуации (теме): bee, bumblebee, bear, dragon-fly, mosquito; boa, crocodile, iguana, hedgehog, lizard, snake;

- заполнение пропусков подходящими по смыслу новыми лексическими единицами: Endangered animals are thosethat are inof going extinct. Their reproductive rates are lower than their mortality rates over long periods of time, so their numbers are decreasing. The reasons for this are varied. Very often, it involves a loss of ..., as people invade their living areas. When a species is listed as … or threatened, it is not a … sentence.

danger    death   species  endangered habitat

- подбор синонима или антонима (из числа новой лексики) к выделенным словам: Autonomous, unsteady, landscape, successful, metropolis, navy, main, various.(scenery, fleet, different, lucky)

- составление с выделенным словом аналогичных предложений.

К упражнениям второй категории относятся:

- подбор лексически сочетаемых единиц;

- построение сочетаний, означающих принадлежность данных лексических единиц определенной теме.

3) применение введенного лексического материала.

Задачей студентов является использование новых лексических единиц в самостоятельных высказываниях (т.е. без предлагаемых тем и опор) в диалогической и монологической форме, понимание текста с данными лексическими единицами на слух, а также при чтении текста.

Свободное владение лексикой иностранного языка в значительной степени зависит от характера закрепления и от практики, а не от способа введения. Следовательно, основными этапами работы над лексическим материалом являются  второй и третий этапы, т.е. этапы создания прочных и гибких лексических речевых навыков.

Заключение. Таким образом, формирование лексического навыка на занятиях по иностранному языку в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины происходит за счет приобретения студентами умения грамотно употреблять конкретные лексические единицы по широкому профилю факультета: это включает правильное сочетание с другими лексическими единицами в тематической группе, с синонимами и антонимами. Все компоненты лексического навыка должны учитываться как при введении лексических единиц, так и при формировании соответствующего навыка в процессе работы со словарем, с текстом, лексическими упражнениями, при активизации лексики в иноязычной речи.

 

Список литературы

  1. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. // Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др. – Мн.: Вышэйшая школа, 1999. – 522 с.