Хрщонович Виктория Анатольевна. Проектная технология на уроках английского языка

PDFПечатьE-mail

Проектная технология на уроках английского языка

Хрщонович Виктория Анатольевна

учитель английского языка ГБОУ гимназия № 32 г. Санкт-Петербург.

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация.

Значение проектной технологии на уроках иностранного языка  огромно. Данная статья посвящена проектной технологии на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные понятия: проект, ученический проект, виды проектов, используемые в школе на уроках иностранного языка. Автор делится своим опытом работы над международными проектами.

Ключевые слова: проект, ученический проект, виды проектов, последовательность работы над проектом.

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности будущего выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества школьника как инициативность, мобильность, гибкость и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. -№5.-С.5-12.)
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

•познавательную;
•общенаучную;
•информационную;
•коммуникативную;
•социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.

Что же такое ученический проект?

Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области попробуем сделать обобщение и дать определение проекта. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Основные преимущества проектной деятельности в школе:

- Учащиеся осваивают роль педагога в процессе исследовательской деятельности;

-  Школьники учатся определять цель и задачи проекта (учитель выступает в роли консультанта);

- Дети всегда активны и становятся заинтересованы в углубленном изучении предмета;

-  Формируются интересы детей в интегрированных областях знаний;

- Ученик субъект обучения – учитель партнёр;

-  Проект помогает сплачивать детей;

-  Развитие творческого потенциала детей;

-  Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка (особенно ценны международные проекты);

- Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка (особенно ценны международные проекты);

- Расширение знаний по предмету;

- Видимый результат проекта повышает самооценку учащихся и даёт веру в свои силы.

Виды проектов, используемые в гимназии:

По длительности проекты бывают:

-  краткосрочные

-  долгосрочные

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета. Хорошо укладывается в классно-урочную систему. (использую в 3-7 классах).

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования (8-11 классы, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности).

Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.

Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.)

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Международный проект -  проект, предполагающий сотрудничество между двумя и более странами. (Принимают участие учащиеся 7-10 классов). Более подробно остановлюсь на международных проектах, реализующихся в нашей гимназии.

Наша гимназия с 2010 г. активно сотрудничает с двумя финскими школами из г. Порвоо и г. Рантасалми. От каждой стороны к проекту приглашаются учащиеся приблизительно одинакового возраста из 7-10 классов. Выбор темы проекта зависит от корпоративного решения между двумя странами. Количество учащихся в программе международного обмена составляет 20 человек (10 финских и 10 русских школьников). В зависимости от количества участников, создаются проектные группы по 5-6 человек. К каждой группе прикрепляются 2 учителя-консультанта из двух стран. Рассмотрим этапы работы над международным проектом:

 

 

Последовательность работы над проектом

Этап работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Подготовка

Определение темы и целей проекта. Подбор участников проекта.

Обсуждают тему и цели проекта.

Помогает в определении цели и задач проекта. Наблюдает за работой учащихся.

2. Планирование

1.Определение источников необходимой информации;

2.Определение способов сбора и анализа информации;

3.Определение способа представления результатов проекта;

4.Распределение задач(обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта.

Вырабатывают план действий.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

3. Исследование

1. Сбор и уточнение информации(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и др.

2. Выбор оптимального варианта хода проекта

3.Поэтапоное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельность учащихся.

4. Выводы

Анализ полученной информации. Формулирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируют информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует  (по просьбе учащихся)

5. Представление (защита проекта)

Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта и достигнутых результатов.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе.

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли участника.  При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчёта, креативность, потенциал продолжения проекта.

В течение 2010-2011 года были выполнены следующие международные проекты:

- “Ecology of food” («Экология пищи»). Исследование пищевых добавок, определение популярного газированного напитка среди учащихся гимназии № 32. Дополнительную информацию о пищевых добавках учащиеся узнали во время посещения «Эколого-биологического центра» на Крестовском острове. Опрос среди учащихся гимназии проводили финские школьники. Задавая вопросы на русском, их русские коллеги по группе выступали в качестве ассистентов-переводчиков с русского языка на английский. Все вместе оформляли и защищали проект.

- «Water»  Проект «Вода».Исследовательский межпредметный проект. В ходе проекта учащиеся познакомились с очистными сооружениями воды в г. Порвоо (Финляндия). Исследовали качественные показатели разных источников воды (ph фактор и электропроводность воды, вкусовые качества). Cделали вывод, почему качество воды из Санкт-Петербурга уступает качеству воды из Финляндии.

“Russian and Finnish fairy tales” – игровой проект, в котором учащиеся из Финляндии в предельно короткий срок (3 дня)   вместе с учащимися гимназии № 32 инсценировали сказку на русском языке. (Финские учащиеся изучали русский язык как иностранный язык первый год). В 2012 году планируется постановка финской сказки во время ответного визита в Финляндию.

При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Особенностью проекта, реализуемого на занятиях по иностранному языку, является общение как необходимая основа коллективной творческой деятельности. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнерского, дружественного общения и происходит усвоение детьми лексических единиц, грамматических структур, страноведческих реалий и их активизация. Кроме того, дети приобретают ценный опыт мотивированного “неискусственного” иноязычного общения.

Список литературы:

  1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2003, № 5
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, № 7, 2000
  3. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г. – 96 с.
  4. Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе, 2009, № 4
  5. Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 2009, № 7

 

 

 

 

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

Заголовок статьи: Проектная технология на уроках английского языка.

Фамилия, имя, отчество автора: Хрщонович Виктория Анатольевна

Место работы : ГБОУ гимназия № 32 г. Санкт-Петербург

Телефон (домашний/сотовый и служебный):

Электронная почта, сайт: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Фамилия, имя, отчество научного руководителя / рецензента: Панова Нина Васильевна

Ученая степень: к.п.н , доцент

Ученое звание:

Место работы: Санкт- Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Должность: доцент кафедры управления педагогического образования