Проектная технология на уроках английского языка
Хрщонович Виктория Анатольевна
учитель английского языка ГБОУ гимназия № 32 г. Санкт-Петербург.
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Аннотация.
Значение проектной технологии на уроках иностранного языка огромно. Данная статья посвящена проектной технологии на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные понятия: проект, ученический проект, виды проектов, используемые в школе на уроках иностранного языка. Автор делится своим опытом работы над международными проектами.
Ключевые слова: проект, ученический проект, виды проектов, последовательность работы над проектом.
Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности будущего выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества школьника как инициативность, мобильность, гибкость и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. -№5.-С.5-12.)
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:
•познавательную;
•общенаучную;
•информационную;
•коммуникативную;
•социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.
Что же такое ученический проект?
Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области попробуем сделать обобщение и дать определение проекта. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Основные преимущества проектной деятельности в школе:
- Учащиеся осваивают роль педагога в процессе исследовательской деятельности;
- Школьники учатся определять цель и задачи проекта (учитель выступает в роли консультанта);
- Дети всегда активны и становятся заинтересованы в углубленном изучении предмета;
- Формируются интересы детей в интегрированных областях знаний;
- Ученик субъект обучения – учитель партнёр;
- Проект помогает сплачивать детей;
- Развитие творческого потенциала детей;
- Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка (особенно ценны международные проекты);
- Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка (особенно ценны международные проекты);
- Расширение знаний по предмету;
- Видимый результат проекта повышает самооценку учащихся и даёт веру в свои силы.
Виды проектов, используемые в гимназии:
По длительности проекты бывают:
- краткосрочные
- долгосрочные
Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета. Хорошо укладывается в классно-урочную систему. (использую в 3-7 классах).
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования (8-11 классы, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности).
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.)
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Международный проект - проект, предполагающий сотрудничество между двумя и более странами. (Принимают участие учащиеся 7-10 классов). Более подробно остановлюсь на международных проектах, реализующихся в нашей гимназии.
Наша гимназия с 2010 г. активно сотрудничает с двумя финскими школами из г. Порвоо и г. Рантасалми. От каждой стороны к проекту приглашаются учащиеся приблизительно одинакового возраста из 7-10 классов. Выбор темы проекта зависит от корпоративного решения между двумя странами. Количество учащихся в программе международного обмена составляет 20 человек (10 финских и 10 русских школьников). В зависимости от количества участников, создаются проектные группы по 5-6 человек. К каждой группе прикрепляются 2 учителя-консультанта из двух стран. Рассмотрим этапы работы над международным проектом:
Последовательность работы над проектом
Этап работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1.Подготовка |
Определение темы и целей проекта. Подбор участников проекта. |
Обсуждают тему и цели проекта. |
Помогает в определении цели и задач проекта. Наблюдает за работой учащихся. |
2. Планирование |
1.Определение источников необходимой информации; 2.Определение способов сбора и анализа информации; 3.Определение способа представления результатов проекта; 4.Распределение задач(обязанностей) между членами рабочей группы |
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. |
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
3. Исследование |
1. Сбор и уточнение информации(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и др. 2. Выбор оптимального варианта хода проекта 3.Поэтапоное выполнение исследовательских задач проекта. |
Поэтапно выполняют задачи проекта |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельность учащихся. |
4. Выводы |
Анализ полученной информации. Формулирование выводов. |
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируют информацию. Оформляют проект. |
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
5. Представление (защита проекта) |
Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта и достигнутых результатов. |
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе. |
Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчёта, креативность, потенциал продолжения проекта. |
В течение 2010-2011 года были выполнены следующие международные проекты:
- “Ecology of food” («Экология пищи»). Исследование пищевых добавок, определение популярного газированного напитка среди учащихся гимназии № 32. Дополнительную информацию о пищевых добавках учащиеся узнали во время посещения «Эколого-биологического центра» на Крестовском острове. Опрос среди учащихся гимназии проводили финские школьники. Задавая вопросы на русском, их русские коллеги по группе выступали в качестве ассистентов-переводчиков с русского языка на английский. Все вместе оформляли и защищали проект.
- «Water» Проект «Вода».Исследовательский межпредметный проект. В ходе проекта учащиеся познакомились с очистными сооружениями воды в г. Порвоо (Финляндия). Исследовали качественные показатели разных источников воды (ph фактор и электропроводность воды, вкусовые качества). Cделали вывод, почему качество воды из Санкт-Петербурга уступает качеству воды из Финляндии.
“Russian and Finnish fairy tales” – игровой проект, в котором учащиеся из Финляндии в предельно короткий срок (3 дня) вместе с учащимися гимназии № 32 инсценировали сказку на русском языке. (Финские учащиеся изучали русский язык как иностранный язык первый год). В 2012 году планируется постановка финской сказки во время ответного визита в Финляндию.
При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.
Особенностью проекта, реализуемого на занятиях по иностранному языку, является общение как необходимая основа коллективной творческой деятельности. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнерского, дружественного общения и происходит усвоение детьми лексических единиц, грамматических структур, страноведческих реалий и их активизация. Кроме того, дети приобретают ценный опыт мотивированного “неискусственного” иноязычного общения.
Список литературы:
АВТОРСКАЯ СПРАВКА
Заголовок статьи: Проектная технология на уроках английского языка.
Фамилия, имя, отчество автора: Хрщонович Виктория Анатольевна
Место работы : ГБОУ гимназия № 32 г. Санкт-Петербург
Телефон (домашний/сотовый и служебный):
Электронная почта, сайт: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Фамилия, имя, отчество научного руководителя / рецензента: Панова Нина Васильевна
Ученая степень: к.п.н , доцент
Ученое звание:
Место работы: Санкт- Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Должность: доцент кафедры управления педагогического образования
< Предыдущая |
---|