Особый источник потенциального словаря- языковая догадка. По мнению исследователей существуют 3 группы подсказок языковой догадки:
1. внутриязыковые ( вытекает из отнесения слова к определенной грамматической категории, выявления его функции в предложении)
2. межъязыковые ( содержится в словах-заимствованиях из других языков. интернационализмах, словосочетаниях, образованных по общей словообразовательной, синтаксической и смысловой модели)
to have an opportunity-иметь возможность
3. внеязыковые ( вытекает из знания фактов и явлений действительности- приметы времени, места, имена собственные, перечисление дней недели, времен года, месяцев в определенной последовательности)
winter, spring,summer, autumn- определенная последовательность приводит к языковой догадке уч-ся.
Языковой догадке родственна всякая интуиция.Она не появляется на пустом месте. Ее появлению способствует жизненный и языковой опыт. Поэтому она появляется по-разному у учащихся.Один ученик может видеть подсказку в данном слове, а другой нет. Специальные упражнения в языковой догадке могут сделать ее управляемой. Я привлекаю внимание уч-ся к подсказке, используя следующие упражнения:
- Прочтите текст (абзац или предложение) и подчеркни приметы места, времени.Учитывая эти приметы определи значения выделенных слов.
- Прочитайте текст полностью и определите, о чем он. Это поможет Вам определить значение выделенных слов. Это упражнение использую чаще остальных.
-Прочитайте текст и догадайтесь о значении выделенных слов, анализируя его по составу.
- Найдите в тексте устойчивое сочетание, сделайте его дословный перевод, пользуясь словарем. Найдите соответствие ему в родном языке.
Я считаю, что целенаправленная работа над языковой догадкой приносит не только практическую пользу в развитии потенциального словаря, но и способствует развитию знаний об английском языке как общественном явлении.