В разработанной программе для обучения лексике «Winnie the Pooh» (авторы М.З. Биболетова, Л.А. Цветкова, М.Н. Фатиев) компьютерное ознакомление позволяет выполнять следующие операции с лексическими единицами.
Рецептивный аспект.
1) Распознавание графического образа слова на основе его звукового образа: компьютер «произносит» английское слово, а учащиеся должны найти его в предлагаемом списке слов. 2) Распознавание значения слова на основе его звукового образа: компьютер «произносит» слово, учащиеся должны найти картинку (или слово родного языка), соответствующую произнесенному английскому слову. 3) Распознавание значения слова на основе его графического образа: компьютер показывает английское слово, школьники должны найти картинку (или слово родного языка), соответствующую английскому слову. 4) Распознавание графического образа слова на основе его значения: компьютер показывает картинку (или слово родного языка), младший школьник должен найти слово иностранного языка, соответствующее картинке (или слову родного языка). 5) Классификация имеющихся слов по значению: компьютер показывает слова, ученики должны подобрать к каждой картинке нужное слово из имеющейся группы слов и переместить выбранное слово к соответствующей ему картинке.
Рецептивно-продуктивный аспект.
Актуализация графического образа слова по его звуковому образу: компьютер «произносит» слово, а школьник должен его написать.
Продуктивный аспект.
Актуализация графического образа слова по его значению: компьютер показывает картинку, ученик должен написать слово, соответствующее картинке.
Все названные операции с лексическими единицами выполняются в строгой последовательности. Компьютер «не пропускает» учащегося к следующей операции, пока не будет полностью правильно выполнена предыдущая операция со всеми лексическими единицами. Многократное выполнение этих операций способствует более прочному закреплению каждой лексической единицы. Кроме того, благодаря быстродействию компьютера такие упражнения не отнимают много времени.
Следует отметить, что при компьютерном ознакомлении с лексикой соблюдается принцип индивидуализации обучения. Одни учащиеся хуже воспринимают графический образ слова, другие – звуковой. Компьютер дает возможность проделывать упражнения, направленные на отработку той или иной операции в зависимости от трудностей, испытываемых отдельными учащимися. Это ведет к улучшению качества знания изучаемых лексических единиц каждым учеником.
Этап ознакомления обычно заканчивается первичным закреплением и включением слов в речевую деятельность. Первичное закрепление включает отработку разных аспектов слова: его формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает охватить все названные аспекты. Это можно увидеть на примерах следующих компьютерных упражнений.
Упражнения на отработку формы слова.
Звуковая форма. Экран дисплея разделен на 3 столбика, в которых написаны звуки /i:/,/a:/,/i/; справа даются слова, в которых есть один из этих звуков: rich, field, classroom, green, finish, dark, tree, dinner, eagle, heart. Учащимся предлагается распределить эти слова по столбикам.
Графическая форма. На экране даны буквы i, l, k,e. Учащимся предлагается составить из данных букв английское слово.
Грамматическая форма. Перед учащимися группа слов английского языка. Перемещая слова из рамки в соответствующий столбик, учащиеся должны сгруппировать эти слова в три столбика по их принадлежности к разным частям речи: существительные – letter, bird, blackboard; прилагательные – blue, hungry, big, beautiful; глаголы – give, take, know
Для отработки значения слова может служить, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам в зависимости от их значения (vegetables: tomato, potato, cabbage, carrot; fruit: orange, lemon, apple; animals: fox, dog, elephant, tiger, cat, mouse).
Тренировку в употреблении слов с помощью компьютера можно легко осуществить, например, предложив учащимся составить предложение из данных слов: is, a, big, there, window, bedroom, in, my – There is a big window in my bedroom.
Подобные упражнения дети часто выполняют и в рабочих тетрадях, однако специфика перечисленных компьютерных упражнений заключается в том, что все они связаны с движением (перемещением слов на экране дисплея). В этом случае наряду с деятельностью зрительного канала восприятия, включается моторный. Возможность перемещать слова способствует их запоминанию, формированию произвольного внимания учащихся, повышению устойчивости их внимания, управляемости восприятия у младших школьников, поскольку, по утверждению психологов, ученик гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам (2).
Безусловно, ученики могут выполнять предметные действия и с раздаточным материалом, но при таком виде работы учителю трудно проследить за правильностью действий каждого учащегося. Вместе с тем, компьютерная программа способна обеспечить контроль за ходом выполнения задания каждым из учеников. При этом обучающие учебные действия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса (3). Учитель легко сможет узнать, кто из учащихся испытывает затруднение и сразу же оказать ему помощь.
Как отмечалось, основная задача овладения лексикой – развитие лексических навыков, а развитие навыка состоит в закреплении операций в речевой деятельности. В связи с тем, что операционный состав лексических навыков, обеспечивающих продуктивные и рецептивные виды деятельности, различен (В.А.Бухбиндер), различны и компьютерные упражнения, предназначенные для их формирования.
На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из их употребления. С целью формирования продуктивных лексических навыков компьютер создает возможности для тренировки операции сочетания лексических единиц. Примером упражнения для отработки этой операции может служить следующее: скажи, какими могут быть перечисленные предметы (envelope, stamp, paper, letter). Ученик должен правильно составить словосочетания из предложенных ему прилагательных ( thick, thin, big, small, new, old) и названных существительных, перемещая слова из соответствующих столбиков на строчки снизу. При этом количество незаполненных строчек «подсказывает» ученику, что есть другие возможные словосочетания, которые он еще не составил. Учащийся, который составил больше словосочетаний, получает большее число баллов. Поскольку все ученики работают одновременно, компьютер сразу же «сообщает» имя победителя и «заносит» результаты каждого ученика в журнал успеваемости.
С целью формирования продуктивного лексического навыка отрабатывается и операция по замещению свободного места в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой лексической единицы с той, с которой она сочетается. Например, вставить подходящие лексические единицы в пропуски в диалоге. Так, учащимся дается задание: выбрать подходящую фразу для ответа на вопрос:
- Would you like some cabbage?
a) - You are welcome.
b) - Yes, please.
c) - Help yourself.
Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность для увеличения объема изучаемой лексики за счет сэкономленного времени.
Компьютер позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения учащимися разных, но равносложных заданий. В качестве примера приведем упражнение на употребление лексических единиц в речевой деятельности в результате составления целостного диалога из разрозненных реплик.
- - Yes, yes, take it, please.
- Would you like potatoes and cheese?
- Help yourself!
- Yes, please. May I have five potatoes, please?
- Thank you! I like apples. May I have an apple?
- - It’s a pity. Bye-bye.
- Good morning, Winnie!
- Would you like some tea and sweets?
- Here you are. Help yourself.
- You are welcome.
- Good morning, Rabbit!
- I would like some cabbage and a big red carrot, please.
- Thank you, Winnie.
- I must go home. Goodbye.
После индивидуальной работы по составлению диалогов учащиеся, объединяются в пары, прочитывают и разыгрывают диалоги по ролям перед всем классом. При этом у учеников, которые слушают диалоги формируются рецептивные лексические навыки.
При выполнении таких заданий возможна работа двух учащихся с одним компьютером. В этом случае компьютер не только обеспечивает вариативность заданий, но и способствует формированию у учащихся умения работать индивидуально и в паре.
Обратимся к рассмотрению операций, входящих в рецептивный лексический навык. Первой операцией является восприятие лексической единицы на основе ее звуковой или графической стороны, а также выделение формальных признаков, отличающих данную лексическую единицу от других. Показателем успешности выполнения этой операции является умение вычленять разного рода признаки (4). Упражнения, направленные на отработку этой операции, носят, в основном, аналитический характер, например, выбери из приведенных английских слов слова с суффиксом -man: worker, postman, letter-box, seaman, snowman.
Следующая операция состоит в идентификации и дифференциации лексических единиц. Показателем успешности выполнения этой операции может служить, главным образом, способность дифференцировать в чем-либо сходные слова (4). Например, переведи следующие предложения: - После школы Джейн обычно идет домой. – Она приходит домой в 2 часа.
Третья операция связана с соотнесением формы слова с его значением. Показателем успешности ее выполнения служит понимание (4). При формировании рецептивных (так же как и продуктивных) лексических навыков компьютерная программа дает возможность создавать равносложные задания. Так, например, каждому ученику первой группы предлагается прочитать текст и подчеркнуть предложения, в которых говорится о том, как правильно писать письма, а каждому ученику второй группы - расставить по порядку предложения в памятке о том, как правильно писать письма. После выполнения задания каждая группа отвечает по своему заданию (например, читает по цепочке), при этом другая группа слушает. Тем самым компьютерная программа помогает увеличить количество видов заданий и включить всех учеников в работу.
Список литературы:
1. http://razinov.multilingualism.onego.ru/epub/article006.doc
2 Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе./Под ред. А.А. Миролюбова. – М.: Просвещение, 1967.
3. Добрынин Н.Ф., Бардиан А.М., Лаврова Н.В. Возрастная психология. Курс лекций./ Под ред. проф. Н.Ф. Добрынина.- М., 1965.
4. Дмитриева Е.И. Технологичность как основной методический подход к созданию
курсов дистанционного обучения через Internet// Иностранные языки в школе № 4,
1998, с. 10-16.
5. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие/ Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 1999.
6. Уолфл Д. Тренировка// Экспериментальная психология: В 2 т./ Под ред. С. Стивенса/ Пер. с англ. М., 1963. Т.2.