Приглашаем коллег завести свой персональный блог!

Расскажите о своей профессиональной деятельности.
Глушкова Елена Левонтьевна

Секреты счастья

Эссе учителя

Слова «Человек рожден для счастья» в глазах многих из-за частого употребления приобрели налет банальности, но для меня это жизненный принцип. Он определяет и личные жизненные установки, и педагогические воззрения. Мое воспитательское кредо – у ребенка надо воспитать стремление к счастью, создаваемому собственными силами.

Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Тем не менее у любого счастья существует основа. По моему мнению, три кита счастья – это любимая работа, здоровье и оптимистическое восприятие жизни. Может ли ощущение счастья быть постоянным? Нет. Личные повседневные огорчения и радости могут, конечно, на время заслонить основное, но при отсутствии основного они не могут составить счастья.

Ведь настроения наши приходят и уходят, а дела остаются. Значит, именно дело может подарить счастливое или безрадостное чувство.

Глубокая удовлетворенность главным профессиональным делом – обязательное условие позитивного восприятия жизни. Примерно четверть жизненного срока человека связана с работой, поэтому велика ответственность выбора профессии. К сожалению, малая часть детей изначально мечтает о некой профессии, для большинства решение, кем стать, трудоемко, сопряжено со многими сомнениями. Зачастую родители не могут сыграть роль верных советчиков, в силу узости собственных интересов, незнания круга современных профессий и т.д. Педагог ответствен за правильную трудовую ориентацию ребенка; он, с одной стороны, знает способности и интересы ученика, с другой стороны, обязан владеть информацией о профессиональных запросах общества. Главным в работе классного руководителя должно стать планомерное воспитание потребности в общественно значимом труде. Не признаю главенство меркантильных, прагматических интересов при выборе профессии: ощущение каторжности высокооплачиваемого труда калечит несравненно больше, нежели материальные лишения, сопутствующие любимой работе.

Уверена, что надо идти по одной-единственной трудовой дороге, так как среди многих достоинств человеческой жизни есть обидный недостаток – она чересчур коротка. Ни на четыре, ни на три, ни даже на два призвания ее, как правило, не хватает. Чтобы достичь вершин в призвании, нельзя ошибиться с его выбором!

В арсенале профориентационных средств классного руководителя есть явные и скрытые. Явные – это тематические часы общения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий. При организации таких встреч надо искать людей, увлеченных работой, потому что важнее информации эмоциональная «зараженность», влюбленность в дело жизни. Важно создать для детей атмосферу «предвкушения» будущей профессиональной деятельности. Например, ролевые игры дают возможность детям попробовать себя в разных ипостасях, классный руководитель, присматриваясь к каждому, видит, какую социальную роль можно посоветовать как наиболее отвечающую особенностям характера.

Не менее эффективны скрытые средства: они действуют исподволь изо дня в день. Моя похвала ученику может звучать так: «Это твое умение будет высоко цениться в будущей работе». Первый в учебном году классный час начинаю словами: «Как я соскучилась по вам и по работе учителя!» В разговоре о родителях всегда стараюсь поинтересоваться, как у них дела на работе. Если родители моих учеников достигли профессиональных успехов, поздравляем их от имени класса.

Во время уличных прогулок обращаю внимание моих учеников на счастливые лица прохожих и задаю вопрос: «Что нужно человеку для счастья?» Думаю, что чем чаще мы будем говорить об этом, тем точнее создастся образ счастья. Этот образ должен «выкристаллизоваться» во время длительных размышлений. Мне хочется донести до учеников мысль, что счастье нельзя воспринимать как недостижимую мечту. Счастье – это не некий набор материальных, душевных благ. Нет, это ощущение своей состоятельности: ты состоялся как личность. Это значит, что ты получаешь удовольствие от того, что делаешь, от людей, с которыми общаешься. Счастлив только человек, радости и горести которого шире его собственного благополучия.

Время ученика в школе нельзя отводить только процессу приобретения знаний. Результат обучения – создание каждым ребенком собственной картины мира, совмещенной с картой личных ценностей. Какие краски создадут палитру ценностей – во многом зависит от педагога. Светлое, радужное мировоззрение – следствие позитивного отношения к жизни. Моя задача – показать, что в любом человеке, любой профессии, любой жизни есть красота. Если научиться за внешней невзрачностью всегда видеть красоту, то счастье будет доступно каждому.

Итак, я вижу счастье человека в успешной реализации его жизненных планов: профессиональных, семейных, творческих и других. При этом важно не ориентироваться на обывательское понимание успешности, связанное с категориями богатства, благополучия. Люди успешны тогда, когда получают удовольствие от жизни.

Важное условия удовлетворенности жизнью – физическое здоровье. Поэтому убеждена, что в школе надо учить воспитанников ценить здоровый образ жизни. Как учить: нотациями или действиями? Прежде всего, классный руководитель сам должен быть примером; не случайно держу себя в хорошей спортивной форме: я не боюсь участвовать в состязаниях, танцую на дискотеках вместе с детьми, по выходным отправляюсь с классом и семьей в лес покататься на лыжах, поиграть в бадминтон. Мне известен рецепт «поднятия» настроения – получить физическую нагрузку, потренироваться, и я научила этому способу учеников. Для меня важное личное педагогическое достижение то, что на протяжении многих лет мой класс признан самым спортивным в лицее, классом высокой культуры здоровья.

«Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват», - писал Л.Н. Толстой. А я бы чуть изменила его мысль: если человек несчастлив, то виноват в этом взрослый, который не научил быть счастливым. Детство как почва, в которую падают семена. Крохотные семена со временем начинают прорастать. Биография человеческой души – это прорастание семян, которые могут развиться или в растения чистых и ярких цветов, или в злой чертополох. Если все педагоги будут дарить семена любви, доброты, жизнерадостности, то наш мир будут населять счастливые люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Теги: Нет тегов