Обучение с помощью метода опорных сигналов упрощает процесс восприятия учебного материала, значительно экономит время урока. Применение опорных сигналов способствует развитию речи учащегося.
Назначение опор заключается в том, чтобы в виде слов, различных символов, изображений, знаков, кодов или сокращений помочь построению и управлению высказыванием, вызвав ассоциации с жизненным и речевым опытом обучающихся. Опоры содержат определенную информацию в развернутом или сжатом виде.
Как составить опорный конспект?
Примерные тексты монологических высказываний учитель составляет с учащимися. Затем из текста выделяются ключевые слова, выражения, даты, цифры и заменяются символами (рисунками, условными изображениями и т.д.). Таким образом определяются опорные сигналы конспекта. Затем опорные сигналы располагаются в нужной последовательности, что способствует простоте и наглядности конспекта.
Эффективность применения опорных сигналов в том, что учащиеся не просто механически заучивают и озвучивают текст, а мыслят на языке, конструируют грамматические формы, строят самостоятельные речевые высказывания, обогащая его своим жизненным опытом. Это достигается постепенно. Учащимся необходимо время, чтобы научиться правильно пользоваться опорными сигналами.
На своих уроках (в 5-6 классах) я очень часто использую уже готовые опорные сигналы из методического пособия Т.К.Сигал «Английский язык. Устная речь с помощью опорных сигналов.5-6 классы».