Приглашаем коллег завести свой персональный блог!

Расскажите о своей профессиональной деятельности.
Грюкова Кристина Александровна

 

В современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Коммуникативная компетенция – явление сложное, многокомпонентное, представляет собой многофакторное, интегративное целое, которое можно рассматривать на разных уровнях.                                                                        

 Межкультурная компетенция трактуется в исследованиях, разрабатывающих межкультурный подход к обучению иностранным языкам, по-разному. Одни исследователи рассматривают её как способность людей разного пола и возраста мирно и без взаимной дискриминации существовать в одном обществе, другие – как способность участвовать в чужой до этого культуре, третьи – как идентичность, интегрирующую знания и образцы поведения, в основе которых лежат принципы плюрализма мышления и осознания историчности культурных процессов. Таким образом, на фоне имеющихся разногласий в трактовках понятия «межкультурная компетенция» можно выявить единогласное признание учёными её гуманистической и образовательной ценности. Также необходимо отметить, что основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности  и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, что отображено в ГОС.  А формирование минимально-достаточной коммуникативной компетенции в ГОС рассматривается в качестве интегративной цели обучения.  

Одной из задач минимально-достаточной коммуникативной компетенции является формирование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности -говорении, аудировании, чтении, письме. 

 

 

Аудирование составляет  основу  общения,  с него  начинается  овладение  устной  коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. Аудирование не только приём сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Таким образом, аудирование играет важную роль в изучении английского языка и формировании минимально-достаточной компетенции, так как аудирование входит в основные коммуникативные умения Порогового уровня. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры.
Существуют различные трудности при обучении аудированию, обусловленные условиями аудирования, индивидуальными особенностями источника речи, языковыми особенностями воспринимаемого материала. Знание сложностей позволяет правильно оценить уровень трудности аудирования, учесть их при организации учебного аудирования, снять их, а иногда и создать искусственно, максимально приближая учебное задание к ситуациям реального общения (минимально-достаточной компетенции).
 Заключение

 

Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности – аудировании, говорении, чтении и письме. Мы рассмотрели формирование минимально-достаточной коммуникативной компетенции при обучении аудированию и определили некоторые особенности. Так как аудирование составляет основу общения и входит в компонентный состав минимально-достаточной коммуникативной компетенции, с него и начинается овладение устной коммуникацией.  Владение  таким   видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет  человеку  понять  то,  что ему сообщают  и  адекватно  реагировать  на  сказанное,  помогает  правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи.  В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника  внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только  при  разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на  родном. Коммуникативная особенность аудирования как вида речевой деятельности имеет главенствующую роль при обучению иностранному языку. Именно поэтому ведущие учёные-методисты обращают пристальное внимание на роль и возможности аудирования. Образовательные документы, стандарт среднего и основного общего образования, примерные программы определяют минимально-достаточные требования к навыкам и умениям в области аудирования. Только при овладении знаниями, умениями, навыками в аудировании наравне с другими видами речевой деятельности можно говорить о сформированности коммуникативной компетенции.

                                      

 
 

 


Теги: Нет тегов