Заблуждение 1.3.7. Измеряем продолжительность учебного процесса количеством занятий, проведенных в аудитории, и объемом выполняемых домашних заданий
•ЭТО ПРИВЕЛО К ошибочному представлению о якобы неизменной, или фиксированной, продолжительности процесса обучения, пригодной и достаточной для любого из желающих овладеть иностранным языком. В результате преподаватель считает свою задачу выполненной в случае, если его ученик «прошел» необходимый материал в аудитории и «закрепил» его выполнением домашнего задания к материалу, пройденному на каждом аудиторном занятии.
•НА САМОМ ДЕЛЕ учебный процесс должен состоять из аудиторной и внеаудиторной составляющих. При этом внеаудиторная составляющая включает в себя два компонента: обязательный и произвольный. Обязательный компонент внеаудиторной составляющей подразумевает выполнение домашнего задания и представляет собой учебную часть самостоятельной работы, а ее произвольный компонент предусматривает затрату времени на коммуникативную и познавательную деятельность обучающегося, выбор тематики которой основывается вначале на рекомендациях обучающего субъекта. В дальнейшем же предполагается постепенная замена рекомендованного материала таковым, тематика которого определяется самим обучающимся исходя из области его интересов или увлечений, с поступательным увеличением его доли в общем объеме запланированной самостоятельной работы. В результате, весь объем произвольного компонента самостоятельной работы распространяется на познание обучающимся информации, относящейся исключительно к области его личных интересов.
При данном методологическом подходе процесс обучения состоит из учебной и практической составляющих, к первой из которых, учебной, относится совокупность аудиторной работы и обязательной части внеаудиторной деятельности, а ко второй, практической, полный объем ее произвольного компонента.
Обучение языку на основе данного подхода предполагает постепенное и поступательное сокращение объема учебной деятельности за счет возрастания объема практической работы обучающегося, выполняемой во внеурочное время на правах самостоятельной деятельности, концентрируемой на познании иноязычной информации средствами языка ее изложения. При этом тематика информации должна относиться к области интересов обучающегося и не затрагивать сферу его профессиональной деятельности.
Что касается увеличения доли практической составляющей учебного процесса, то ее рост достигается за счет повышения объема информации, познаваемой и понятой в период самостоятельной работы средствами ее произвольного компонента. При этом существует два способа повышения объема познаваемой информации. Первый основан на поступательном повышении степени понимания информации за счет совершенствования навыков владения языком, но при фиксированной продолжительности каждого акта, или сеанса, познания. Второй же способ начинает действовать при достижении учащимся достаточной степени понимания информации не только за счет достаточной степени владения языком, но и ввиду формирования необходимых навыков выяснения значения незнакомых слов и понятий посредством использования монолингвистических словарей и справочников.
В этом случае повышение увеличение объема познаваемой информации достигается за счет увеличения продолжительности познаваемой работы.
Следует отметить, что самостоятельная деятельность по своей важности в достижении обучающимся результата является решающей по сравнению с аудиторной работой, поскольку представляет собой средство постоянного перехода, а затем и полного переключения с учебной составляющей (аудиторное занятие + домашнее. задание) на практическую (произвольная часть самостоятельной работы). При этом именно опыт самостоятельной работы предопределяет сохранение навыков владения языком по окончании учебного процесса как такового.
Теги: Нет тегов