Алгоритмы или памятки позволяют учащимся осознанно усвоить способы учебно-познавательной деятельности, что создаёт условия для более успешного осуществления деятельности по формированию УРВ на основе текста. Использование таких памяток способствует развитию мышления и в целом интеллектуальному развитию учащегося, появлению интереса не только к содержательной, но и к процессуальной стороне обучения, к развитию рефлексии. Всё это позитивно сказывается на результатах школьного образования и вооружает учащихся умениями, которые понадобятся для самообразования.
Предлагаю две модели алгоритма, которые стараюсь использовать в своей педагогической деятельности на уроках английского языка в старших классах: 1)на основе чтения с пониманием основного содержания текста и 2)чтения с полным пониманием текста
Алгоритм 1.
Перед вами стоит задача:
- Получить общую информацию о содержании текста
- Выделить главную мысль текста
- Сформировать своё отношение к тексту: понравился/ не понравился, нужен/не нужен
Для этого :
- Ещё перед чтением прогнозируйте содержание текста по заголовкам, или иллюстрациям. Они служат выделению основного в тексте.
- Читайте текст с пониманием основного содержания.
Это значит:
- Сконцентрируйтесь на основных фактах текста, опускайте второстепенную информацию. Не пытайтесь понять каждое слово. Старайтесь охватить взглядом всё предложение или его часть.
- Если незнакомые слова мешают понять основное содержание, старайтесь либо догадаться об их значении, либо обратитесь к словарю.
Вам могут помочь:
- Понятое вами содержание ( о чём идёт речь) может подсказать значение слова
- Некоторые слова узнаваемы по их сходству со словами родного языка
- Если вы знаете значение однокоренных слов, тогда догадаетесь, что означает незнакомое слово
Во время чтения делайте пометки : подчёркивайте словосочетания и предложения, несущие основную информацию.
Проверьте, поняли ли вы основные факты текста, можете ли определить его основную мысль. Для этого надо уметь:
- выбрать заголовок из предлагаемых вариантов или придумать самому заголовок, отражающий содержание текста;
- разделить текс на смысловые отрезки;
- ответить на вопросы, позволяющие выделить основную информацию.
Теперь вы можете:
- сформулировать главную мысль текста
- сказать о том, что узнали нового и что было известно ранее
- высказать своё мнение
- кратко изложить основные идеи текста
У вас может появиться желание
- высказаться по проблеме текста с привлечением своего личного опыта
- участвовать в дискуссии по проблематике текста
Если вам нужно что-то уточнить в тексте, получить более подорбную информацию, запомнить её и использовать в дальнейшем, вернитесь к тексту ещё раз и прочитайте его с полным пониманием.