Много эмоций, много вопросов, много сомнений. ФГОС начали работать в начальной школе - это данность, и ее надо принять и настраиваться на практическую реализацию концепции новых стандартов в своей практике и в своем учебном предмете. Формирование УУД, безусловно, необходимо, если мы хотим воспитать образованного человека, владеющего целостной картиной мира и системой учебных действий, вырабатывающих умение учиться.
Я познакомилась с ресурсами к заданию по ознакомлению с ФГОС и УУД. Очень грамотная подборка информации (спасибо Елене Александровне)! Просмотрела видеоролики, познакомилась с документами, сделала конспективные заметки, т.к некоторые понятия и определения требуют определенного осмысления, и к ним нужно возвращаться не раз. Выступления ведущих методистов вызывают глубокое уважение и представляют определенную ценность для учителя, т.к. содержат обширный теоретический материал, который предстоит реализовывать на практике нам, учителям. Здесь возникает вопрос, может ли рядовой учитель проектировать каждый свой урок, прогнозируя формирование как общеучебных умений, так и специальных учебных умений? Наверное, это должно быть заложено в УМК. Другой вопрос, который поднимали коллеги, это количество часов в начальной школе, которого явно недостаточно для изучения иностранного языка. Школа, в которой я работаю, является образовательным учреждением, где иностранный язык изучается на углубленном уровне. В качестве основного УМК мы работаем по учебникам И.Н.Верещагиной и Т.А.Притыкиной. Авторы переработали свои учебники в этом году, объединив два года обучения (1 и 2 классы) в один, при этом количество часов на изучение ИЯ, согласно учебному плану, сократилось до двух. Не могу сказать, что качество обучения от этого не страдает. Возможно, есть другие УМК, которые позволяют за 2 часа в неделю реализовать требования стандарта как содержательно, так и с позиции формирования УУД, но на сегодняшний момент мы продолжаем работать по данному УМК, чтобы сохранить преемственность в обучении. Не могу сказать, что мы ранее не формировали УУД на уроках иностранного языка, возможно, мы просто не определяли их как метапредметные действия и не конкретизировали как личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Реализация новых стандартов в обучении предъявляет высокие требования к личности учителя, его профессиональной компетенции. Здесь, я думаю, большая ответственность возлагается на методические службы, которые должны помочь учителю изучить не только теоретический материал, но чаще проводить практикумы, тренинги, освободить учителя от большого количества бумажной работы.
Я благодарна организаторам данного тренинга, которые дают возможность повышать свое самообразование и предоставили открытую площадку как для обсуждения инноваций, так и для обсуждения проблем в образовании.