Очень часто на своих урока использую наработки учителей, публикуемые в разделе Практика журнала «Иностранные языки в школе». К сожалению, не могу точно указать номер, год издания журнала, но прием работы с лексикой, описанный в нем, применяю довольно часто (на начальном и среднем этапах обучения) для закрепления лексики, контроля ее усвоения. Суть в следующем: в клеточки прямоугольника вписаны слова и, как правило, рядом с ними помещены соответствующие картинки. В четвертой клеточке сделан кармашек, в который вложен лист бумаги, закрывающий написанное слово.
Вот пример такого прямоугольника:
book |
copy-book |
pen |
(pencil) |
Данный прямоугольник помещается на доску и ребятам предлагается назвать слово, которое можно поместить в четвертую клетку. На первых порах школьникам, возможно, понадобится помощь: наводящие вопросы учителя.
Формы деятельности могут быть различными: индивидуальная (прямоугольники используются для самоконтроля), парная (контроль усвоения лексики осуществляется в режиме P1® P2), групповая (в группах работают ученики с различным уровнем успеваемости, сильный учащийся исполняет роль консультанта) и фронтальная.
Еще один пример:
good |
bad |
white |
(black) |
fast |
slow |
short |
(long) |
Ученикам предлагается угадать слово в четвертой клетке и сравнить слова в первой и второй клетке. Можно предложить подобрать слова-синонимы (антонимы) к английским словам white, short.
Когда учащиеся овладевают достаточным запасом лексики, на основе угаданного слова они составляют небольшие высказывания. Например, ребята угадали слово summer в прямоугольнике:
coat |
cold |
sun |
(summer) |
Т.: Tell us something about summer.
Р1: Summer is a season.
P2: Summer is a season when it is warm.
Рз: It is sunny and hot.
Р4: We like to play football and ride a bike in summer. И т. д.
Данный прием может применяться на различных этапах урока. В начале урока он служит хорошей опорой для проведения лексической зарядки. Можно использовать этот прием работы для создания игровой ситуации: «Догадайтесь, какое слово написано в четвертой клетке прямоугольника, и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке». Можно предложить несколько прямоугольников, в которых нужно выбрать те слова, которые соответствуют теме урока.
Данный прием работы играет свою положительную роль в повышении уровня усвоения лексики учащимися. Дети воспринимают его как игру. В игре же они легко и прочно усваивают необходимые знания.