I. Кластеры
На этапе целеполагания осуществляю постановку цели урока через актуализацию уже имеющихся у детей знаний и их жизненного опыта. Этот этап реализую через приём, используемый в технологии развития критического мышления, - «создание кластера».
Составление кластера предусматривает следующую поэтапность:
1) в центре доски пишу тему;
2) ученики могут говорить всё, что им придёт в голову относительно данной темы. Я записываю эти понятия, ассоциации на одной стороне доски;
3) затем сообща определяем ключевые слова;
4) от центральной темы отходят основные ветви, на которые записываю ключевые слова;
5) на ответвлениях от этих ключевых слов упорядочиваются все остальные вышеназванные идеи.
Учитывая психолого-педагогические и возрастные особенности детей, считаю целесообразным уже в 5 классе знакомить учащихся с данным приёмом. На сегодняшний момент дети учатся создавать конструкцию кластера с помощью учителя, затем на старшей ступени смогут делать это самостоятельно. Данный приём очень эффективен в плане развития основных мыслительных операций: умения анализировать, выделять существенное, ставить цель.
Пример работы на кластером и обучению монологической речи на основе интервью можно посмотреть http://www.tea4er.ru/forum/33/19038-----5-----