Общение - сложный многогранный процесс. Оно требует от учителя терпимости к другим суждениям, ошибкам, умения сопереживать своим ученикам и восхищаться их успехами. Искусство общения - гибкая сочетаемость учебного и жизненного в контакте учителя и ученика. Когда у моих учеников начинаются трудности в изучении английского языка, всегда им рассказываю о своих проблемах в ту пору, когда была школьницей и студенткой. Честно признаюсь, что многое не получалось, приходилось подолгу заниматься, но огромное желание, упорство и даже упрямство помогли справиться с трудностями. Даю советы, апробированные на собственном опыте. Это помогает установить атмосферу взаимного доверия, необходимую для успешного общения.
Пожалуй, можно выделить 4 этапа педагогического общения:
1. Моделирование предстоящего общения
На этом этапе следует продумать не только содержание, но и возможные способы, и тональность общения. Этот этап является определённой настройкой на урок.
2. Начальный период общения
Здесь важную роль играет такой психологический процесс, как первое впечатление. Эффект первого впечатления имеет огромное значение в работе с детьми. Он, порой, формирует изначальный и, часто, довольно устойчивый стереотип восприятия. Причём, важную роль играют такие моменты, как голос учителя, выражение лица, тон, одежда, манера поведения и т.п.
На этом этапе очень важны: - чёткость организации изначального контакта с классом - оперативный переход от приветствия к деловому общению - организация целостного контакта с классом - постановка задач - умение "транслировать" в класс свою доброжелательность - проявление понимания учащихся Верно найденная система общения создаёт положительные эмоции, являющиеся основным двигателем изучения иностранного языка.
3. Общение в ходе урока
Педагогическое общение предполагает умение педагога быстро и правильно реагировать в меняющихся условиях. Общение с классом - вещь капризная и невозможно запрограммировать все варианты общения. В ситуации, когда учитель поставлен в необходимость сиюминутного выбора оптимального решения, помогает педагогическая интуиция. Если я чувствую, что атмосфера накаляется, стараюсь разрядить ситуацию юмором. В моменты напряжения не вызываю к доске, разрешаю отвечать, не вставая с места, прошу класс оценить ответ. Проверка письменных работ друг у друга, ответ не на оценку также способствуют некоторой психологической разрядке.
4. Анализ осуществлённой системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность
Попробуйте проанализировать свои или чужие уроки по следующим показателям:
1.Вход в класс (бодрый, энергичный, неуверенный)
2.Общее самочувствие в начале общения (продуктивное, нейтральное, скованное)
3.Проявление коммуникативной инициативы (энергичное, нейтральное, вялое)
4.Умение создавать на уроке необходимый эмоциональный настрой
5.Управление собственным самочувствием в ходе общения
6.Характер общения(лёгкое, формальное, натянутое)
7.Эффективность управления общением (оперативность, уверенность, гибкость, недостаточное использование общения)
8.Речь (яркая, образная, маловыразительная)
9.Мимика (выразительная, целесообразная, нейтральная)
10.Пантомимика (образная, сдержанная, манерность, скованность)
Подведя итог, постарайтесь избавиться от замеченных недостатков. Возможно, нужно пересмотреть свой метод и свою тактику общения.