Потенциальный словарь учащихся возникает на основе самостоятельной семантизации учениками неизученной лексики в момент чтения. Объем словаря зависит от степени овладения учениками активным и пассивным минимумами.
Потенциальный словарь складывается на основе слов, состоящих из знакомых словообразовательных элементов, и слов, значение которых выводится по конверсии:
winter- to winter,eye- to eye, foot-to foot
и при помощи понимания интернациональной лексики
computer, telephon, contrast.
Эти моменты являются основанием для выводимости значения незнакомых слов. Для умения выводимости ученикам нужно знать способы словообразования и значения аффиксов,и способы оформления интернационализмов.
В своей практике использую следующие упражнения, способствующие выводимости и влияющие на формирование потенциального словаря
-Определить значение производных слов, образованных от известных корней и с помощью известных афиксов:
kindness (kind), useless ( use), unusual (usual)
-Определить значение интернациональных слов
- Определить значение незнакомых сложных слов по составу их компонентов
bullfight= bull+ fight, fortune-teller= fortune+ teller, spacewoman= space+ woman
-Определить значение незнакомых слов, отталкиваясь от известного и проверить его по контексту
-Определить значение незнакомых слов, образованных по конверсии.
Следует помнить , что потенциальный словарь носит индивидуальный характер. И нам, учителям, важно развивать его у своих учеников.
Литература,использованная для теоретической части блога:
Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.